О проблеме буллинга в детской и подростковой среде




 

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников.

Это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь жестокость этих проявлений порой переходит все допустимые границы. Сегодня масштабы этого явления становятся все заметнее, по сведениям интернет-источников статистика такова: 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек.

Буллинг (от английского bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. https://травлинет.рф/

Исследователи выделяют среди причин буллинга высокий уровень недоверия в обществе (подростки воспринимают мир как враждебную среду), нападки со стороны родителей и педагогов, проблемы в семье, возрастные кризисы (подростковые бунты), трудности с учёбой и общением, а также вредные привычки (курение, алкоголизм и пр.).

 

Виды буллинга:

- физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);

- вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;

- социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);

- экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;

- кибербуллинг или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту.

Кибербуллинг предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось такое понятие как буллицид – суицид, совершённый от травли в интернете. В новостях то и дело мелькают сюжеты о том, как доведенный до отчаяния подросток расправляется с обидчиками, а попутно и с невиновными людьми, которые случайно оказались рядом, то есть о скулшутинге (англ. schoolshooting – стрельба в школе). Кроме того, известно, что травля отрицательно влияет на психическое и душевное здоровье не только жертвы, но и ее обидчиков, и даже свидетелей – тех, кто, казалось бы, вообще «не при делах».

Профилактика буллинга является первостепенной задачей, над которой работает система образования, однако, несмотря на все усилия, педагогам не справиться с проблемой травли – необходим системный подход, помощь мам и пап учеников.

Пожалуй, самая главная задача – это создание атмосферы нетерпимости к проявлениям травли, принять действенные правила против буллинга. Особенно важно, чтобы эти правила принимались за аксиому всеми - и учителями, и учениками и их родителями.

Психологическая обстановка в семье во многом определяет вовлечённость ребёнка в школьную травлю. Если родители подавляют или запугивают детей, либо это могут делать старшие братья/сёстры, тогда такую модель отношений дети могут перенести в школу, стремясь возглавить властную иерархию. Также личный негативный пример родителей может подстёгивать агрессию детей.

Жертвами травли нередко становятся дети из семей с рассогласованным стилем воспитания. Например, отец может не выражать заинтересованности в жизни ребёнка, а мать при этом проявляет сверхконтроль. Либо оба родителя критикуют и контролируют ребёнка формально, не помогая в решении проблемы, не вникая в причины конфликта.

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, уровня развития. Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Стоит отметить, что зачастую сами дети занимают по отношению к буллингу пассивную позицию. Они считают, что любые действия, скорее, ухудшат ситуацию. У ребёнка может появиться ощущение бессилия, так называемой выученной беспомощности, когда человек уверен, что никак не может повлиять на ситуацию, и его страдания будут продолжаться бесконечно. Это может способствовать появлению суицидальных мыслей и намерений.

Позиция родителей к проявлениям буллинга очень значима для детей, в том числе и для подростков, которые невзирая на собственный нигилизм, доверяют мнению мамы и папы и пока еще считают его авторитетным, ждут их оценки тех или иных действий. Поэтому родителям проще, чем кому бы то ни было, объяснить своим детям, что в случае с травлей нельзя оставаться в стороне. Но для этого и сами мамы и папы должны придерживаться подобного мнения.

Очень эффективно, когда родители поддерживают (искренне) участие ребенка в мероприятиях образовательного учреждения, которые развивают у детей социальную и коммуникативную компетенции, способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе. Это участие в благотворительных акциях, патронаж домов престарелых, детских интернатов, конкурсы талантов и тематические классные часы.

Кроме того, некорректным поведением в соцсетях мамы и папы могут невольно подставить под удар собственного ребенка, его безопасность, взаимоотношения с окружающими. Вот что нужно учесть родителям:

  • советуйтесь с сыном или дочерью, прежде чем разместить их фотографию. Спрашивать разрешение можно уже у дошкольника. Повзрослев, ребенок будет уважать других людей и не станет размещать фото приятеля, если тот предстает на снимке в невыгодном свете;
  • не ставьте на собственную аватарку снимок сына или дочери. Фото ребенка из соцсетей могут скачать злоумышленники, а личная информация с вашей страницы наведет их на его след;
  • установите максимально строгие настройки приватности и регулярно их проверяйте (бывает, что правила настроек обновляются). Не вносите в список друзей тех, кого мало знаете или с кем не знакомы лично;
  • не пишите сгоряча возмущенные комментарии, тем более родителям одноклассников вашего ребенка. Иначе это послужит ему плохим примером. Конфликты лучше решать при личной встрече.

Контролируйте, на какие сайты заходит ребенок – для этого есть специальные программы родительского контроля. Делать это открыто или втайне от детей – зависит от сложившихся в семье отношений.

Ограничивайте время сидения в Интернете – скажем, часа в день вполне достаточно. Напоминайте ребенку, что социальные сети помогают контактировать на расстоянии, но не заменяют реальных встреч с друзьями и живого общения.

Хорошо бы рассказать детям о гигиене поведения в соцсетях еще до того, как они заведут свою страницу. Правила просты:

- не выкладывать в Интернет личные данные. Страница в социальной сети – это не анкета на загранпаспорт. Достаточно указать только имя без фамилии или придумать псевдоним. Не нужно писать номер школы, домашний адрес. Объясните ребенку, что эту информацию нельзя указывать даже косвенно: например, фото или видео, на котором видно название улицы, номер вашей машины или школьная эмблема на жилетке. Опасно выкладывать снимок паспорта, посадочных талонов, любых документов. Личную страничку ребенка не должны выдавать поисковые системы при запросе по имени. Сделать это можно в настройках личной страницы. В каждой из социальных сетей имеется пункт, отвечающий за видимость страницы: «Приватность» (ВКонтакте), «Конфиденциальность» (Фейсбук), «Публичность» (Одноклассники). В них есть подпункт, в котором можно настроить отказ от видимости для поисковых систем.

- нельзя откровенничать в Сети. Ребенок должен понимать, что чрезмерная открытость в публичном пространстве приведет к тому, что на его чувствах сыграют злоумышленники. Последствия этого – от интернет-травли (кибербуллинг) до вовлечения в «группы смерти». Лучший способ защитить ребенка – сохранить с ним взаимное доверие. Чтобы именно вам, а не экрану гаджета, он рассказывал обо всем, что происходит в его жизни.

- закрыть доступ. Страница должна быть открыта только для друзей. Расскажите своему школьнику, что в эту группу можно включать только тех, кого знаешь лично. Гнаться за количеством друзей – смешно, а френдить (добавлять в друзья – прим. ред) тех, кого никогда не видел в реальности – опасно.

- держать пароли в тайне. Объясните ребенку, что пароли от своих аккаунтов он не должен сообщать никогда и никому, даже лучшим друзьям. Эту информацию нельзя хранить ни в телефоне, ни в электронной почте: их могут взломать преступники и получить доступ к сведениям.

- развивать критическое мышление. В Интернете кто угодно может разместить текст, и найдутся люди, которые воспримут его всерьез. Особенно доверчивы младшие школьники. Научите ребенка любую информацию перепроверять, сличать несколько источников, читать серьезную литературу, пользоваться энциклопедиями и другими надежными источниками.

- отличать соцсети от реальности. Если ребенок познакомился в Сети с кем-либо, не нужно встречаться с ним лично. Расскажите, что в виртуальном мире под маской хорошего человека иногда скрывается преступник. Взрослый может притвориться ровесником ребенка, чтобы заманить на встречу. Соглашаться на такое свидание очень опасно.

- нельзя использовать общение в соцсетях для того, чтобы обидеть или оскорбить кого-то. Приучите ребенка максимально сдержанно выражать эмоции в чатах. По другую сторону экрана – живой человек, и неприятные слова могут всерьез расстроить его. Объясните, что такое «сообщения ненавистнического характера», расизм, шовинизм, экстремизм. Подростки не умеют сдерживать свои чувства, и ловкий манипулятор может заставить их написать слова, о которых потом ребенок будет жалеть. Последствия таких высказываний могут быть серьезными – вплоть до разбирательств с правоохранительными органами. Нелишним будет напомнить подростку, что уголовная ответственность в России наступает с 14 лет – это убережет его от сомнительных «шуток» или необдуманных поступков. И лучше сообщите ребенку, чтобы в случае возникновения конфликтной ситуации он обратился к вам за помощью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: