Определение актуальности исследования.




Требования к выполнению

Учебно-исследовательских работ

Всякая работа начинается с титульного листа.

Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. Не допускается его произвольное заполнение. Переносы слов здесь не разрешаются. Тема работы пишется без сокращений и аббревиатур и ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Точка после названия темы НЕ ставится. В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения, на базе которого осуществляется исследование. В среднем поле указывается вид исследовательской работы и заглавие работы, которое оформляется без слов «тема» и в кавычки не заключается. В правом углу титульного листа указываются фамилия, имя, отчество, класс исполнителя и далее пишется фамилия, имя, отчество руководителя, его научное звание и должность. В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.

Содержание

Содержание работы – один из основных элементов исследовательской работы.С его помощью материал структурируется и излагается в логической последовательности. Содержание помещается на второй странице после титульного листа. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. Номера страниц фиксируются в правом столбце. Введение и заключение не нумеруются.

Объем содержания составляет одну страницу.

 

Введение

Введение раскрывает сущность исследуемой темы. Во введении обосновывается

· актуальность темы,

· обозначается проблема,

· практическая (и теоретическая – если есть) значимость исследования,

· выдвигается гипотеза исследования;

· определяются объект и предмет исследования;

· указываются цель и задачи исследования;

· коротко перечисляются методы работы,

· дается краткий обзор литературы и источников, степень изученности данного вопроса,

· кратко описывается содержание глав работы,

· дается характеристика приложений.

Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Во введении целесообразно объяснить, почему именно так раскрывается тема, почему отдельным вопросам уделяется особое внимание. Вы должны объяснить, чем обусловлен выбор темы и почему наука не проживет без ее изучения.

Выбор темы

Что такое тема исследования? Темаотражает проблему в ее характерных чертах. Удач­ная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конк­ретизирует основной замысел, создавая тем самым предпо­сылки успеха работы в целом. Тема должна быть интересна. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффек­тивна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает инте­рес. Тема должна быть выполнима. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному.

Определение актуальности исследования.

Это обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п.

 

Проблема – это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено: «Почему у кошки глаза светятся?» Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?». «Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?» Проблемаисследования как категория предлагает иссле­дование неизвестного в науке, что предстоит открыть, дока­зать, изучить с новых позиций.

Гипотеза – это логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:не включает в себя слишком много положений;не содержит не однозначных понятий;выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению, утверждая конкретно новую мысль, идею;проверяема и подходит к широкому кругу явлений;не включает в себя ценностных суждений;имеет правильное стилистическое оформление. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения («Если..., то... » или «Чем..., тем... »). В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

Объект исследования — это то, что изучается в работе. В качестве объекта в работе может выступать процесс развития явления. Объект должен четко соответствовать заявленной теме и проблеме работы. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.

Предмет – подразумевает направление, в котором происходит изучение объекта. Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть изучение личности и судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования определяет его цели и задачи.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения, то есть то, ради чего проводится исследование. Цель заключается в решении проблемы.

Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов:

· выяснить...,

· выявить...,

· обосновать...,

· проявить...,

· определить...,

· создать... и т.д.

Например: проанализировать, почему и как сохранилась религиозная традиция села; проследить историю появления иконы в школьном музее; определить, какое место в жизни односельчан занимает образ святого Николая Чудотворца).

Задачи и цели — не одно и то же. Задачи исследования конкретизируют цель и представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.Задачи показывают, что вы собираетесь делать, например: собрать и систематизировать материал; проследить историю храма за определенный период; выявить народные предания; проанализировать информацию о местных подвижниках благочестия; проанализировать неопубликованные источники и т. д.). Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования:

· изучить,

· раскрыть,

· охарактеризовать,

· обосновать,

· проанализировать,

· исследовать,

· наметить,

· дать описание,

· сделать предположение,

· подобрать методы,

· разработать программу,

· собрать сведения,

· получить данные,

· сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д.

Каждая следующаязадача может решаться только на основе результата решения предыдущей.

Первая задача – анализ теоретических источников по изучаемой проблеме.

Вторая – выбор методов исследования.

Третья – проведение исследования.

Четвертая – выявление актуального состояния рассматриваемого явления, проблем и перспектив дальнейшего развития.

Пятая – разработка практических рекомендаций.

Всего рекомендуется постановка и решение не менее трёх, но не более пяти задач.

 

Методика (методы исследования) – это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Используя разные исследовательские методы, можно проверить, уточнить результаты, получить более достоверные, интересные данные. Существуют следующие методы проведения исследования:

1. Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.

2. Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.

3. Проверка и уточнение фактов: критика; уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент; проверка на практике. Это чаще всего: беседа с очевидцами событий, анализ литературы, анализ неопубликованных источников, метод сравнительного анализа, метод включенного наблюдения и др.

При описании методик обязательными данными является:

· ее название,

· автор,

· показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

Существуют теоретические, эмпирические методы исследования. Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются:

· анализ и синтез,

· сравнение,

· абстрагирование и конкретизация,

· обобщение,

· формализация,

· аналогия,

· моделирование

Эмпирических методы – это практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация

Общенаучные методы:

• Наблюдение,

• Эксперимент,

• Анализ,

• Опрос. Опрос может быть проведен в форме интервью, то есть беседы с одним или несколькими лицами; в форме анкетирования (составление, распространение, изучение опросных листов – анкет); телефонного, телевизионного (интерактивного), компьютерного опроса через интернет. Полученные ответы ученый тщательно обрабатывает и в результате получает достоверную информацию.

• Наблюдение. Если ученому надо установить, например, чаще или реже стали ходить люди в музеи за последнее время, то ему надо понаблюдать и установить, например, сколько билетов было продано или есть ли очереди у музейных касс.

• Измерение. Измеряют, к примеру, родившихся и умерших людей за последний месяц, число проголосовавших за конкретного человека, количество подписчиков какой-либо газеты

• Эксперимент. Его проводят, когда необходимо собрать данные. Проведение эксперимента осуществляется по плану. Основа­нием плана являются этапы исследования.

Первый этап - подготовительный - включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследова­ния, подготовку инструментария, обучение участников ис­следования, выбор методов и разработку методики иссле­дования.

Второй этап - конструирующий (постановочный, созда­ющий) — содержит непосредственно исследование (возмож­на и его разбивка на этапы).

Третий этап - корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

Четвертый этап - контрольный.

Пятый - заключительный - подведение итогов и оформ­ление результатов.

Формулировка ожидаемых результатовэксперимента связана с целями исследования, а критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента.

 

Основная часть работы. Она пишется после введения.Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы. Каждая глава (как и введение, заключение, список использованной литературы и источников, приложения) пишется с новой страницы. Глава состоит из параграфов. После каждого параграфа необходимо сформулировать выводы. Основная часть должна развивать главную мысль, обозна­ченную во вступлении. В ней раскрывается тема, сообщают­ся основные сведения, предлагаются пути решения проблем. Заглавие основной части дол­жно выражать основное содержание работы. В основной части демонстрируется знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литера­турой, подбирать необходимые источники, проводить их ана­лиз, сопоставление, сравнение. При необходимости приводятся рисунки и таблицы, так­же снабженные ссылками на источник. Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются. На все иллюстрации должны быть в тексте ссылки. Если же они естественно вписываются в текст и невелики по объёму, располагать их можно на той же странице, где находится текст. Все таблицы и графики должны быть пронумерованы, проанализированы, тесно связаны с излагаемым материалом.

Основная часть состоит из двух глав: теоретической и практической.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы и других общедоступных источников. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически сопоставлены, проанализированы и сделаны соответствующие обобщения и выводы. Структура главы может быть представлена несколькими разделами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида научной работы обучающегося.

Во второй главе работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, излагается суть исследования, факты подтверждаются ссылками на источники. приводятся результаты измерений, наблюдений, экспериментов. Если применяемая в работе методика ранее была опи­сана в литературе, то дается просто ссылка на соответствую­щую работу без подробного ее изложения. Если в известную методику внесены изменения, то следует подробно описать и обосновать их необходимость. Если методика оригинальная, то она описывается более подробно. Следует также перечислить применяемые приборы и ин­струменты и указать точность, с какой проводились измере­ния тех или иных параметров. Если проводилось анкетирование, то прилагаются ответы респондентов.

Если материал большого объема, то сравнительный анализ полу­ченных данных выносится в отдельный раздел — «Результаты...». Достоверность результатов подтверждается расчетами, макетами уст­ройств, ссылками на литературные источники и т.п.

 

Каждая глава завершается выводами, в которых

· тезисно, по порядку излагаются результаты работы.

Выводы должны соответствовать

· целям,

· задачам и

· гипотезе исследований,

· являться ответом на вопросы, поставленные в них.

Заключение. Здесь дается краткий обзор выполненного исследования. Если во вступлении определяется цель и задачи исследования, методы его проведения, указывается актуальность, новизна, степень самостоятельности, личный вклад юного исследователя, то в заключении подводятся итоги, отмечаются положительные и отрицательные результаты, намечаются перспективы дальнейшей работы. При необходимости нужно сравнить введение и заключение и соотнести материал. Он должен быть логически завершен: должны быть ответы на все поставленные во введении вопросы. Но в заключении не допускается повторение содержания введения или основной части. Заключение полностью посвящено результатам исследования. Здесь подводятся итоги работы, формулируются выводы, которые отражают степень достижения поставленных целей. В заключении не должно быть никаких ссылок и сносок в подтверждении позиции автора. Здесь – сухие тезисы; недопустимы оценки собственной работы. Это прерогатива рецензента или научного руководителя. Примерный объем заключения – 1,5 – 2 страницы.

Затем следует список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы, источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки, а не все статьи, монографии, справочники, которые прочитал автор в процессе выполнения исследовательской работы.

Существует ГОСТ по оформлению списка литературы.

Приложения. В конце работы располагаются приложения, куда определяются (помещаются) материалы объемного характера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: