Вопрос: Философия Аристотеля, ее место в античной философии.




Аристотель- древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского[1]. В 335/4 г. до н. э.[2] основал Ликей (др.-греч. ΛύκειονЛицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития:социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды наонтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности[3].

Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей.

Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке.

Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует ее.

В Боге форма развита полностью. Бог – неподвижная форма, он не изменяется, но в то же время сам является двигателем развития материи.

Аристотель – основатель формальной логики:

3 закона:

1) Закон тождества АєА

2) Закон противоречия (не может быть сразу и А и не А)

3) Закон исключения третьего (может существовать А или не А, но ничего больше).

Наивысшими формами государственной власти Аристотель считал формы, в которых исключена возможность корыстного использования власти. Власть должна служить всему обществу.

10 категорий Аристотеля: качество, пространство, время, место и т.п.

Философская мысль Др. Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно-философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.

Образованное человечество училось, учится и в веках будет учится у него философской культуре.

 

Аристотель считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может.

«Платон мне друг, но истина дороже!»

стремился преодолесть Платоновский разрыв между миров чувственных вещей и миром идей.

Он первым стал отличать философское знание от научного.

Выделяет: первую философию – науку о сущном, первопричинах, и вторую философию – о природе.

lПредмет первой философии – метафизика – не природа, а то, что существует сверх нее – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением.

Первая философия – философия в собственном смысле слова.

В центре первой философии – проблемы бытия.

Разработал учение о 4 первоначалах всего сущего:

· 1 причина – формальная. Для ее обозначения употреблял термин «эйдос», но не в Платоновском смысле.

Эйдос – это не занебесная сущность, а сущность, которая находится в ней же самой и без которой нельзя понять, что такое данная вещь.

Формальная причина обуславливает суть бытия, то, без чего вещи нет.

· 2 причина – материальная. Он обозначил ее словом «хюлэ», имеющий смысл: то, из чего состоят вещи.

Материальная причина рассматривалась в 2-х планах:

1) первоматерия, неопределенная и бесформенная, но способная принимать формы и становиться всем;

2) то, из чего состоит вещь, или уже оформленный материал.

· 3 причина – движущая. Необходима для полного определения вещи. Возникает вопрос о том, как возможно само движение.

Логика следующая: если рассматривать в качестве причины движения какую-либо др. вещь, то неизбежно придем к дурной бесконечности. Для избежания этого требуется признать наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность ее формы, ее способность воплотиться в материи.

· 4 причина – целевая. Она направляет движение к определенной цели. Все процессы обладают внутренней направленностью и обусловленностью через цель. Всякая возможность стремится реализовать себя, поэтому цель – стремление к своему благу.

 

Завершает концепцию о четырех первопричинах учение об Абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое зависит только от самого себя.

Это безличный божественный Ум, пребывающий в вечной деятельности, в мышлении.

Мысль Бога – о самом наивысшем, т.е. о собственном мышлении, т.е. мысль о мысли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: