Классификация типов проектов, используемых в эколого-краеведческом воспитании
Критерии | Типы проектов |
Содержание | Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические. |
Уровни интеграции | Монопредметные (выполняются на материале одного предмета) Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов) Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) |
Продолжительность выполнения проекта | Мини-проект (несколько недель) Средней продолжительности (несколько месяцев) Долгосрочные (в течение года и нескольких лет) |
Количество участников проекта | Индивидуальные, групповые, коллективные |
Использование средств обучения | Традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические) Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства |
Работа по изучению местных природных комплексов обогащает краеведческий кругозор, формирует интерес к географии, геологии, гидрологии, топографии, расширяет круг научных сведений юных исследователей. Работая над сбором и систематизацией материала, юные краеведы используют знания, полученные в походах, на экскурсиях, занимаются в библиотеках, консультируются у специалистов. В результате у них накапливается богатый материал в виде таблиц, диаграмм, фотографий, который потом используется в исследовательских работах учащихся, повышая тем самым их интеллект и уровень обученности.
Экологическое образование и воспитание, а так же исследовательская работа осуществляются во взаимосвязи учебной деятельности и внешкольной работы, включающей в себя систему уроков и внеурочных практических занятий. Хорошие результаты дает работа в лаборатории под открытым небом, где ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской работе.
Эколого-краеведческая деятельность в методе проекта уникальна. Она позволяет интегрировать научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления, построение логических цепочек и нахождения причинно - следственных связей. Дети не только получают дополнительные знания, но и воспитывают в себе экологическую культуру.
Эколого-краеведческие проекты позволяют преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой.
Проектная деятельность как новая технология, во многом способна повысить качество воспитания, повысить работоспособность детей,
С целью реализации междисциплинарого подхода в различных областях обучения и воспитания эффективно использование различных педагогических технологий. Организация проекно-исследовательской деятельности учащихся – это способ построения образовательного процесса, предусматривающий развитие личностных качеств, мыслительных процессов, процессов познания, творчества.
Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс целесообразно особенно в эколого-краеведческом образовании.
2. ОПЫТ ПРОЕКТНОЙ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОЙ ЛЕСНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Стратегическая цель образования в России ориентирована на ребёнка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Дополнительное образование детей сохраняет лучшие педагогические традиции — организацию разнообразных видов деятельности детей по интересам в сфере их свободного времени, создание творческого потенциала детей, подростков и юношества. Дополнительное образование — синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации.
Современное учреждение дополнительного образования - Смоленский городской Дворец творчества детей и молодежи многопрофильное учреждение, которое удовлетворяет разнообразные образовательные потребности детей и молодежи. «Дом окнами в детство» - так с любовью воспитанники и тысячи выпускников называют бывший Дворец пионеров, который 17 ноября 2010 года отмечает свое 75-летие.
Во Дворце функционируют 6 отделов различных направлений. Один из них Центр этнографии, краеведения и туризма (ЦЭКТ). Центр состоит из нескольких коллективов Центр этнографии, краеведения и туризма является образовательно-воспитательным структурным подразделением Смоленского городского Дворца творчества детей и молодежи.
Содержание и форма деятельности Центра этнографии, краеведения и туризма
Деятельность Центра этнографии, краеведения и туризма основывается на признании важности и необходимости развития творческого потенциала личности по эколого – краеведческому, естественно – научному, историко-культурному, патриотическому, этнографическому направлениям работы.
Целью деятельности Центра является всестороннее образование, воспитание и развитие личности.
Предмет деятельности Центра – воспитанники в возрасте от 7 до 18 лет.
Руководителем Центра является заведующий, который в своей деятельности руководствуется решениями педагогического совета Дворца, административно подчиняется директору, а по функциональным областям – заместителю директора.
В состав Центра входят: заведующий Центром – 1; методист – инструктор – 1; методисты – 4; педагоги дополнительного образования – 2.
В Центре действуют следующие детские коллективы:
- т/к «Гамаюн» (история, этнография, краеведение, экология, патриотическое направление, работа Детской Лесной Республики);
- «Детская студия ремесел» (краеведение, этнография, декоративно – прикладное творчество);
- «Живая душа природы» (краеведение, биология, экология);
- «Азбука Смоленского края» (краеведение, история, работа детского музея «Смоленские Украсы»);
- «Фотографы – краеведы» (краеведение, фотография, география, история, военно – патриотическое направление, работа Детской Лесной Республики);
- «Школа юного исследователя» (краеведение, биология, экология, география, психология, работа Детской Лесной Республики);
- «Малая академия природы» (естественно – научный цикл).
В своей работе Центр тесно взаимодействует со всеми отделами Дворца, внешкольными учреждениями г. Смоленска.
Главная задача Центра – способствовать формированию гармоничного, интеллектуального и физического развития личности, формировать гражданские качества, национальное самосознание.
Центр оказывает образовательные, воспитательные, информационные, исследовательские виды услуг в соответствии с интересами и потребностями социальных заказов.
Центр создает необходимые условия обучающимся для успешного освоения образовательных программ путем организации учебного процесса, выбора оптимальных форм, методов, средств обучения.
Осуществляет социальную защиту, поддержку, реабилитацию и адаптацию детей к жизни в обществе.
Проводит работу по личностно – ценностному, нравственному и профессиональному определению детей. Создает условия для формирования чувства коллективизма с обеспечением индивидуального развития личности.
Организует работу с одаренными детьми и детьми с особенностями развития.
Основой центра является туристско-краеведческий клуб «Гамаюн», основанный 1970 году заслуженным учителем РФ Грушенко В.И.
11 марта 1970 – день рождения туристско – краеведческого клуба «Гамаюн». 40 лет назад 80 юных путешественников г. Смоленска записались в его ряды, так появились первые гамаюновцы, первые клубовские слеты, походы, традиции. Однако и до этого, кружковцы Дворца пионеров всегда ходили в походы, изучая родной край. За четыре десятилетия тысячи мальчишек и девчонок переступили порог клуба, и открывался для них удивительный, загадочный мир – мир непознанных дорог и открытий.
Особой формой работы, которая 40 лет стала традиционной, является экспедиционность. Зимой и весной, летом и осенью – на лыжах, пешком, на байдарках отправляются гамаюновцы в малые и большие экспедиции, в которых учатся жить дружной и честной семьей, преодолевать трудности, понимать и ценить красоту родной природы. Ребята всегда возвращались из экспедиций и походов с уникальными этнографическими экспонатами, геологическими и археологическими образцами.
За 40 лет клубом совершено более 600 походов, участниками которых стали 5 000 юных исследователей, пройдено более 40 000 километров, что составляет длину экватора.
Надолго запомнятся выпускникам клуба, возраст которых уже за 40 и 50 лет дальние экспедиции в Крым, на Кавказ, в Карпаты, Карелию, Южный Урал, Русский Север. Сделанное первопроходцами клуба сегодня развивают их дети и внуки, сохраняя и приумножая его традиции, выступая преемниками своих родителей. Гордостью клуба являются его воспитанники, жизнь и судьба которых были во многом определены самим существованием туристско – краеведческого клуба «Гамаюн», который для большинства из нас стал настоящей школой жизни, школой познания мира. В процессе работ деятельность клуба менялась. От собирательства экспонатов перешли к изучению и возрождению народных традиций, промыслов, праздников.
Результатом многолетней экспедиционной деятельности стало создание музейных экспозиций в турклубе «Гамаюн» и открыли в 1993 году музей «Смоленские Украсы» в башне Маховой Смоленской крепостной стены. Коллекции клуба насчитывают более 5 000 экспонатов этнографии, археологии, геологии. Двери музея гостеприимно открыты для смолян. Более 20 000 ребят и взрослых стали его посетителями и соприкоснулись с материальной и духовной культурой наших предков.
Но в 90-х годах прошлого века социально-экономическая ситуация в нашей стране изменилась настолько, что организация клубом походов и экспедиций за пределы области стала практически невозможной. Мечта о собственной природной территории осуществилась с передачей в 1987 году сельской школы в деревне Рибшево Духовщинского района Смоленской области под туристско – краеведческую базу, которая стала отправной точкой для создания Детской Лесной Республики «Гамаюния». Расположена она на территории Национального парка «Смоленское Поозерье» и имеет площадь более 300 км 2. Точнее национальный парк, созданный на 5 лет позднее присоединил к своей территории Детскую Лесную Республику, признав ее значимость в системе особо охраняемых природных территорий с ее многочисленными и уже изученными памятниками природы, истории и археологии.
Детская Лесная Республика является экспериментальной психолого-педагогической лабораторией комплексного подхода к решению проблемы становления личности. Основные направления этой лаборатории представляют собой интегрированный цикл учебных занятий, лабораторных и практических работ, массовых мероприятий, различных видов деятельности: учебно-полевые практики, походы, экспедиции, туристско-краеведческие сборы.
Детская Лесная Республика – это сообщество детей и взрослых, основной деятельностью которых является познание мира через географические открытия и изучение истории и культуры родного края.
Сейчас в нем работает несколько педагогов по различным программа. Основное направление деятельности эколого-краеведческое - изучение географии, история, культура родного края.
Одна из программ т\к «Гамаюн» «Юный краевед» рассчитана на детей 12-16 лет. Программа представляет собой интегрированный цикл теоретических и практических занятий по географии, природе, истории, культуре Смоленской области, туризму; проведение туристско-краеведческих сборов, учебно-тренировочных походов, экспедиций, фольклорно-этнографических праздников в цикле народного календаря.
Рекомендованный состав группы – 12-15 человек.
Объем материала подобран из расчета проведения занятий – 6 часов, 2 раза в неделю: 2 часа – теория, 4 часа – практика. Итого: 216 часов в год.
Цель: всестороннее развитие, воспитание и образование личности посредством туристско-краеведческой и экологической деятельности.
Задачи:
- формирование знаний в области географии, истории, культуры
Смоленской области;
- развитие экологического мышления и поведения;
- формирование умений и навыков исследовательской деятельности;
- овладение методиками исследований и наблюдений;
- обучение теоретическим и практическим основам техники туризма;
- подготовка и участие в комплексных программах Детской Лесной Республики;
- знакомство с народными традициями, праздниками, обрядами;
- создание условий для проявления и развития творческих способностей в различных направлениях;
- воспитание патриотизма, чувства национального самосознания.
Формы, методы и принципы образовательного процесса
Формы:
- учебные теоретические занятия;
- практические занятия;
- экскурсии;
- учебно-тренировочные походы;
- туристско-краеведческие сборы;
- экспедиции;
- фольклорно-этнографические праздники.
Методы:
- словесные: объяснение, рассказ, беседа;
- практические: работа с географическими картами и схемами;
- наглядные: работа с фото, видео, слайдами, мультимедиа;
- наблюдения: запись наблюдений, ведение дневников, фото- и видеосъемка, проведение измерений;
- исследовательские: практические работы;
- игровые: народные игры, ролевые игры:
- проектные: создание творческих работ, отчетов, сценариев праздников, реализация научно исследовательских проектов.
Принципы:
- единство развития, воспитания и образования;
- развитие индивидуальных способностей;
- соответствие содержания, форм и методов психолого- возрастным особенностям детей;
- логическое объединение учебного материала из различных естественных наук.
Теоретическая и практическая работа ведется круглогодично в стенах Дворца и клуба и на базе Детской Лесной Республики. На основе многолетнего опыта организации работы и деятельности разработано и действуют несколько эколого-краеведческих проектов:
Цель проектной деятельности Детской Лесной Республики: обосновать и экспериментально проверить эффективность данной деятельности как средства развития исследовательских умений эколого-краеведческой направленности и формирования положительных качеств личности.
Реализация проектов способствует прежде воспитанию подростков:
- осознанному пониманию и сопричастности к историческому наследию;
- формированию социального опыта молодого человека, его гражданского становления;
- получению знаний и умений в организации своей жизни по принципу природосообразности;
- выработки положительной мотивации к общественному образу жизни;
- формированию умения жить в коллективе, самодисциплины, взаимовыручки;
- формированию навыков безопасного поведения на природе, работы в экспедициях и других эколого – краеведческих мероприятиях;
- адаптации к полевым и коллективным условиям жизни;
- улучшению физического и духовного состояния;
Цикл проектов туристско-краеведческого клуба «Гамаюн»
№ | Название проекта | Тип проекта | Продукты проекта |
1. | Туристско-краеведческие сборы | Цикличные, комплексные | Методические разработки |
2. | Фольклорно-этнографические и народно-календарные праздники | Цикличные | Сценарии |
3. | Комплексное эколого-краеведческое исследование реки Василевки. | Многолетний | Научно-исследовательская работа |
4. | Комплексный эколого-краеведческий проект «Детская Лесная Республика» | Долгосрочный | Сайт в Интернете Электронныйсправочник |