Продолжение
Раздел 3. Управленческий учет – информационная база для принятия
Управленческих решений
Примеры использования СVP в практике управления предприятием
Пример. Используя указанные данные в таблице, бухгалтер Acoustic Concepts продемонстрировал президенту компании, как рассмотренная концепция СVP может быть использована при планировании и принятии решений, учитывая, что общая величина постоянных расходов составляет 35 000 у.ед. в месяц:
Таблица 1.
Показатели | За ед. продукции, у.ед. | В % от выручки |
Цена продажи акустической системы | 100% | |
Переменные расходы | 60% | |
Маржинальный доход (контрибуция) | 40% |
Изменение постоянных расходов и объема продаж.
Acoustic Concepts в настоящее время продает 400 акустических систем в месяц. Общая сумма выручки от реализации составляет 100 000 у.ед. Менеджер по продажам считает, что увеличение рекламного бюджета на 10 000 у.ед. приведет к увеличению выручки на 30 000 у.ед., а объем продаж составит 520 ед. Должен ли быть увеличен рекламный бюджет?
Расчет финансового воздействия предлагаемых изменений величины месячного рекламного бюджета представлен в таблице:
Таблица 2.
Показатели | Текущий объем продаж | Объем продаж при увеличении рекламного бюджета | Изменение | В % от выручки | |
Выручка от реализации | 100 000 | 130 000 | 30 000 | 100% | |
Переменные расходы | 60 000 | 78 000[1] | 18 000 | 60% | |
Маржинальный доход | 40 000 | 52 000 | 12 000 | 40% | |
Постоянные расходы | 35 000 | 45 000[2] | 10 000 | ||
Чистая операционная прибыль | 7000[3] | ||||
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ 1 | |||||
Ожидаемая величина маржинального дохода | 130 000х40% | 52 000 | |||
Текущая величина маржинального дохода | 100 000х40% | 40 000 | |||
Прирост маржинального дохода | 12 000 | ||||
Изменение постоянных доходов: | |||||
«Минус» дополнительные расходы на рекламу | 10 000 | ||||
Прирост чистой операционной прибыли | 2 000 | ||||
Так как в данном случае изменяются только постоянные расходы и объем продаж, решение может быть представлено в еще более коротком формате:
Таблица 3.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ 2
Прирост маржинального дохода | 30 000х40% | 12 000 |
«Минус» дополнительные расходы на рекламу | 10 000 | |
Прирост чистой операционной прибыли | 2 000 |
Обратите внимание на то, что этот подход не требует знания текущего объема продаж. Оба альтернативных решения включают приростной анализ - они рассматривают только те показатели, которые изменяются при реализации новой программы. Приростной анализ является более простым и фокусирует внимание только на тех конкретных изменениях, которые происходят в результате принятия решения.
Изменение переменных расходов и объема продаж.
Вернемся к исходным данным (см. табл. 1). Вспомним, что текущий объем продаж компании составляет 400 акустических систем в месяц. Пример рассматривает возможность использования высококачественных компонентов, что приведет к увеличению переменных расходов (и соответственно к снижению маржинального дохода) на 10 у.ед. в расчете на одну систему. Однако менеджер по продажам полагает, что использование высококачественных компонентов позволит увеличить объем продаж до 480 систем в месяц.
Должны ли использоваться высококачественные компоненты?
Проведем анализ ситуации в таблице:
Таблица 4.
Ожидаемая величина маржинального дохода при использовании высококачественных компонентов: 480 акуст.сист. х 90 у.ед. [4]на одну систему | 43 200 |
Текущая величина маржинального дохода: 400 акуст.сист. х 100 у.ед. | 40 000 |
Прирост общей суммы маржинального дохода | 3 200 |
Согласно этому анализу, высококачественные компоненты должны быть использованы. Поскольку величина постоянных расходов остается неизменной, 3200 у.ед. прироста маржинального дохода приведут к росту на 3200 у.ед. чистой операционной прибыли.
Изменение постоянных расходов, цены и объема продаж.
Вернемся к исходным данным (см. табл. 1) и снова напомним, что текущий объем продаж компании составляет 400 акустических систем в месяц. Чтобы увеличить объем продаж, менеджер по продажам предлагает снизить цену продажи системы на 20 у.ед. за единицу и увеличить рекламный бюджет на 15 000 у.ед. в месяц. Менеджер по продажам считает, что это позволит увеличить объем продаж на 50 %, до 600 систем в месяц. Должны ли быть реализованы эти предложения?
Проведем анализ ситуации в таблице:
Таблица 4.
Ожидаемая величина маржинального дохода при снижении цены: 600 акуст.сист. х 80 у.ед. [5] на одну систему | 48 000 |
Текущая величина маржинального дохода: 400 акуст.сист. х 100 у.ед. на одну систему | 40 000 |
Прирост общей суммы маржинального дохода | |
Изменение постоянных расходов | 15 000 |
Изменение чистой операционной прибыли | (7000) |
Согласно сделанному анализу, предложенные меры не должны быть использованы. Рассчитанное выше снижение чистой операционной прибыли на 7000 у.ед. может быть проверено путем составления сравнительного отчета о финансовых результатах (см. табл. 5).
Таблица 5.
Текущий объем продаж (400 акуст.сист. в месяц) | Ожидаемый объем продаж (600 акуст.сист. в месяц) | Изменение | |||
всего | на единицу | всего | на единицу | ||
Выручка от реализации | 100 000 | 138 000 | 38 000 | ||
Переменные расходы | 60 000 | 90 000 | 30 000 | ||
Маржинальный доход | 40 000 | 48 000 | |||
Постоянные расходы | 35 000 | 50 000[6] | 15 000 | ||
Чистая операционная прибыль (убыток) | (2000) | (7000) |