ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШАМАНИЗМА ХАКАСИИ




Шаманизм Хакассии: прошлое и современность

Министерство образования и науки РХ
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»

Исследовательская работа

Выполнил:
Васильева Диана Валерьевна
учащаяся 11 класса «А»
Русина Наталья Александровна
учащаяся 9 класса «Б»
Шляга Лидия Сергеевна
учащаяся 11 класса «А»

Научный руководитель:
Якушкин Игорь Станиславович
учитель истории и обществознания

Абакан 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение
I Шаманизм Хакасии
1.1. История возникновение шаманизма Хакасии
1.2. Основная теория шаманизма
1.3. Роль шаманов
II Современная состояние шаманизма Хакасии
2.1. Пути реанимации хакасского шаманизма
2.2. Социологическое исследование шаманизма современных старшеклассников
Анкета
Заключение
Ссылки
Список литературы
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Очень много посвящено материала по истории России, и даже идее православия у древних хакасов и современных потомков, больше чем традиционной религии.

Пожалуй, ни одна религия в истории человечества не вызвала столько бурных споров о себе. Что представляет собой шаманизм? Сколь давно он существует? И кто такой шаман? Он жрец, экстрасенс, гипнотизер психически больной человек, фокусник? Неспециалисту, когда он впервые что-то узнает о шаманизме из литературы или услышит рассказы очевидцев, видевших камлание, бывает непросто решить для себя вопрос, что это: религия, театральное действо, сеанс массового гипноза... Мы решили узнать о шаманизме, когда он появился, что это религия означает в прошлом Хакасии и современности.

Цель:

Рассмотреть роль шаманизма в прошлом Хакасии и в современности.

Задачи:
1. Рассмотреть история возникновение шаманизма Хакасии.
2.Судьба шаманизма в современной Хакасии.
3. Анализ анкетирование старшеклассников потомков шаманизм

Исследовательская работа основывается на работы Гладышевского, Кызласова, Катанова и многих других. Также использование архивных дел. Нам помогали наши одноклассницы проводили анкетирование среди старшеклассников.

Особое место в шаманизме занимает исследование традиционных воззрений и обрядов, что дает возможность выявить общие закономерности происхождения, эволюции религии и их влияния на культурные процессы. Сведение о религиозных верованиях и ритуалах постоянно привлекаются исследователями как один из основных источников для реконструкции мировоззрения людей первобытной эпохи, а изучение первобытных форм религии относится к числу актуальных научных проблем.

Исследование ранних форм религии и шаманизма тюркоязычных народов Сибири имеет большое значение для решения как общетеоретических, так и конкретных задач этнографии.

Анализ отечественной и мировой научной мысли, а так же собственные исследование данного явления в его исторического и современном контекстах позволяют сделать некоторый прогноз о перспективах развития шаманизма:

Шаманизм в мире вызывает выраженный интерес не только у ученых самых различных направлений (антропологов, психологов, философов, физиков и пр.), но и у широкой общественности. Глобальный экологический кризис часть ученых и практиков связывают, помимо всего прочего, с утратой биофильного сознания человечества, господствовавшего в шаманском мировосприятии. Этнические возрождающиеся народы ищут глубинные факторы этноиндетификации, в том числе и религиозные.

Шаманы были психотерапевтами вплоть до 20 века, у многих народов таковыми остаются и сейчас. Современные исследователи шаманизма Вайнштейн С.И. и Москаленко Н.П. отмечают: «положительный эффект достигался не только при излечении больных с нарушениями психики, нервных заболеваниях, но и при некоторых болезнях. вызванных иными факторами... из 57 опрошенных нами больных пациентов шаманов у 49 человек после камлания наступило выздоровление или улучшение состояния».

Шаманы получают свой дар, как правило, по наследству, а это значит, что они были, есть и будут. С ними пытались бороться, но безуспешно. И сейчас рождаются молодые шаманы имеющие сильные шаманские родословные. Помимо этого, надо помнить, что останутся и те, которые становятся шаманами в результате серьезных болезней, травм, клинических смертей и пр. Наконец, шаманами становятся после обучения. Ученый считает, что 9 человек из 10 способны к шаманским путешествиям, при которых они могут «включать» работу своего «внутреннего доктора».

В последние годы мы становимся свидетелями явления в шаманизме стремления шаманов объединиться в сообщества национального, регионального и даже мирового уровней. Сами шаманы предсказывают: «Мы должны ожидать восстания духов разных мест Земли». Достаточно часты утверждения шаманов самых разных народов и континентов, что именно их деятельность по удержанию равновесия во Вселенной пока еще спасает человечество от окончательной гибели вследствие техногенных катастроф, мировых войн и экзистенциального вакуума. После Октябрьской революции. когда развернулась широкая антирелигиозная пропаганда, численность шаманов стала быстро сокращаться. Грозная волна репрессий обрушилась па шаманов в годы коллективизации, когда произошло значительное сокращение скота из-за неблагоприятных климатических условий и массового забоя скота, как формы протеста против его обобществления. Власти в этом обвинили шаманов, которые якобы инсценировали многочисленные случаи необходимости жертвоприношений. Повсеместно шаманов, как саботажников, отдавали под суд, отправляли в ссылку. В 1937 году шаманы Иридеков Албача (Аскиз), Трояков А.В., Топоев А.П., Чертыков (Таштып) были приговорены к расстрелу.

В годы войны в стране имело место некоторое оживление религии, в том числе и шаманизма. В 50-х годах вернулись домой из ссылки шаманы Е.Саражаков, Е.Кызласов, Коче Арыштаева и один из самых знаменитых шаманов того времени - Егор Кызласов. В настоящее время, по утверждению профессора В.Я.Бутанаева, "...«имеется около десятка наследственных шаманов, но никто из них из-за прерванной традиции не прошел обучение». Социологические исследования, проведенные в 1994-х и 1996-х годах доктором философских наук Н.В.Анжигановой, показали, что из общего числа опрошенных 26 % называли себя последователями шаманизма. Антишаманская пропаганда и репрессивные меры, проводимые в прежние годы, привели к разрушению целостной системы религиозно-философских взглядов, морально-этических норм и природно-охранных правил, что нанесло определенный ущерб национальной культуре и утрате ряда традиционных мировоззренческих ориентиров.

Вы видите, что тема шаманизма очень интересная и необычная. В данной работе вы видите многое интересное в шаманизме. Эта работа, несомненно, представляет интерес для многих людей, которые хотят узнать о религии Хакасии.

Мы использовали методы:

  • сравнение - сопоставление сходных свойств или характеристик, разных объектов
  • анализ - расчленение (мысленное или физические) познаваемого объекта на составные части познание объекта
  • исторический метод - исследование возникновение и развития объектов в хронологической последовательности
  • системный метод (системный подход) - исследование объекта в его целостности, используя знания, полученные разными науками
  • анкетирование - собранные сведение путем проведение анкеты.

ГЛАВА I

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШАМАНИЗМА ХАКАСИИ

Религиозные верования хакасов изучались гораздо меньше, чем якутские и алтайские. О шаманизме этнических групп хакасов наиболее интересные сообщения в дореволюционный период были собраны. П.Островских и Н.Ф.Катановым. Первый совершил в 1894 г. поездку в Минусинский край Енисейский губернии для сбора «этнографических предметов и древности». Во время экспедиции он основное внимание уделил изучению качинцев. Знакомство с работой П.Островских показывает, что он хорошо подготовился к поездке: предварительно изучил опубликование этнографические труды о хакасах, консультировался с известными тюркологами академиком

В.В.Радловым и заведующим Минусинским музеем Н.М.Мартьяновым. Этим. очевидно, объясняется довольно значительный объем собранных им данных. Так, в отчете имеются сведения о происхождении качинцев, их административном делении и расселении, антропологические данные, заметки по качинскому хозяйству, пище и т.п. Традиционные верования и обряды качинцев, к сожалению, освещены весьма кратко, но среди них есть интересные наблюдения о «шаманской» болезни, о суеверности самих шаманов и схематичное изложение сюжета камлания для излечения больного.

Велика роль в исследовании фольклора, языка и этнографии тюрков Сибири хакасского ученого Н.Ф.Катанова. Он был первым учеником В.В.Радлова, профессором Казанского университета. Как отметил С.Н.Малов, «Н.Ф.Катанов заслуживает большой признательности за детальное изучение шаманского культа во всех его проявлениях у своих сородичей турецких племен бассейна в. Абакана, а также у урянхайцев Сев.-Зап. Монголии и у карагасов Иркутской губ». Работы Н.Ф.Катанова представляют собой публикации его записей, сделанных во время экспедиций. Такой характер, например, носит отчет об экспедиции 1896 г. В нем содержатся сведения, записанные от койбалов, белтиров, сагайцев и качинцев. В отчете последовательно изложены статистические данные о хакасских родах, итоги фонетических наблюдений, сообщения о тамгах, семейно-родовых жертвоприношениях и нагорном молении в исполнении шамана Улианя Алактаева, жертвоприношении духу неба и свадьбе у белыиров, об освященных животных у бельтиров и другие этнографические и фольклорные наблюдения. Учитывая большую научную ценность материалов Г.Ф.Катанова, В.В.Радлов опубликовал их в отдельном томе своих «Образцов народной литературы тюркских племен». В него вошли фольклорные и этнографические записи, сделанные Н.Ф.Катановым во время экспедиционных поездок к хакасам, тувинцам и тофаларам, в том сведения об их представлениях и обрядах.

В наше время изучением хакасов и их культуры занимаются избранные, полностью готовые отдать себя этому тяжелому делу. Одним их таких людей является Алексей Николаевич Гладышевский, кандидат исторических наук, доцент, Заслуженный деятель науки Республики Хакасия, в 1954 году защитил кандидатскую диссертацию по проблемам хакасского шаманизма. А.И.Гладышевский: «До революции 1917 года шаманы испытывали гонения со стороны церкви, священнослужителей. Они считали, что распространению христианства препятствуют шаманы. Отбирались и сжигались все бубны, были обширные преследования и гонения. Утрата бубна у шамана обычно вызывала сильный стресс, сопровождающийся тяжелыми обмороками, тяжелыми заболевания, а иногда и смертельными исходом. В начале проявление миссионерской деятельности тогда на территории Хакасии было малоэффективным. При отсутствии желающих добровольно принять Известны многочисленные факты, когда власти с миссионерами провоцировали по какому-либо поводу конфликтную ситуацию, виновным грозил суд, а при согласии принять крещение следовало великодушное прощение. Использовались и поощрительные меры: льготы, деньги, подарки; но и они оказывались малодейственными.

После Октябрьской революции с шаманами довольно круто расправлялись. Они не имели права голоса, их часто ссылали, даже расстреливали. Обвиняли в том, что они выступают против медицины, и действительно, шаманы занимались лекарством, а это было своеобразное лечение. Когда люди массово направились, к докторам, шаманы стремились избавиться от своих конкурентов - врачей. Также шаманы были малообразованными, препятствовали развитию медицины с научной точки зрения. В период коллективизации существовало обобществление скота. Шаманы же приносили в жертву животного, ведь это было неотъемлемой частью их ритуала. Государство воспринимало это как враждебную компанию, наносящую ущерб экономике.

Хотя после революции шла борьба не только с шаманизмом, но и с христианством. Преследовались как шаманы, так и священники. Правительство изменило свое отношение к религии послевоенные годы. В тяжелое военное время усилилась вера людей, ведь она хоть как-то смягчала ту горечь потери близких, боязнь за жизнь дорогих людей, вселяла сострадание. Послабление со стороны власти произошло в 1943 году, когда состоялась встреча Сталина с духовенством. Открыли Далиновский монастырь, избрали патриарха. А в 50-е годы из ссылок вернули обратно всех шаманов.

Шаманами становились только те люди, родственники которых сами исповедовали эту религию; получается, что становление определял генный уровень. Интересный факт: недавно тувинский ученый провел исследование в психиатрической больнице. И у некоторых пациентов обнаружилась «шаманская болезнь», вызываемая характерными симптомами, когда человек становился психически неуравновешенным, проявляя в одно время и агрессию и апатию ко всему обществу. Людей с такой болезнью должен взять под свою опеку шаман, который бы смог приобщить «болеющего» к камланию, получим, для него благословение от высшего шаманского духа. Но традиции нарушаются. И из тех шаманов, что существуют в Хакасии, а их 10, только 1 шаманка прошла посвящение - Сарго. Учась в школе, она, неожиданно для всех, босиком выбежала из дома и, очутясь на горе, стала выть, петь, плясать. Когда ее нашли, она ничего не помнила. У нее это проявилось в детстве, а считается, что тем раньше проявится шаманская болезнь, тем сильнее шаман.

Символами шаманизма является береза - бай кызын. И ленты, которые хакасы привязываются к березе, тоже являются символическими: красная огонь, голубая - небо, белая лента - береза. Сейчас люди неправильно завязывают ленточки. Ведь привязываемая лента к столбу препятствует росту веток, так что перед тем, как привязывать ленту, нужно сделать в ней петельку, потом продеть через ветви.

Ствол березы - род, ветви - семья, листья члены рода. Береза символизирует родство. На горном молении, если нет, ее вкапывают и украшают. Люди обращаются к божествам неба, огня. А все почему? Потому что основа шаманизма - природа, все живое, все взаимосвязанное. Трава, например, - волосы земли, поэтому траву нужно не рвать, а скашивать. В лесу нельзя кричать, дабы не нарушить его мирную жизнь. Сильная сторона шаманизма - экология, бережное отношение к природе. Священное отношение к огню, огонь - основа жизни, тепло, свет, поэтому раньше почти не возникало пожаров.

Когда хакасы жили еще в юрте, очаг был прямо в жилище. Представьте. везде дым, копоть. А очаг всегда содержался в чистоте. Золу выбрасывали в специальное место, на нее нельзя было наступать. До революции в Хакасии пьянство среди молодежи не существовало. Оно запрещалось, выпить мог только тот мужчина, находившийся в осмысленном возрасте, у которого была семья и хотя бы один ребенок.

Помимо указанных исследователей в дореволюционный период участие в изучении хакасского шаманизма приняли Д.А.Клеменц и Е.К.Яковлев. Перу первого принадлежит статья об изображениях духов тёс, причиняющих болезни, а второй составил этнографический обзор коренного населения долины Южного Енисея и каталог этнографических экспонатов Минусинского краеведческого музея. В последнем имеются весьма краткие описания атрибутов хакасских шаманов.

К сожалению, до последнего времени шаманизм хакасов очерк традиционных хакасских верований и задач по преодолению их пережитков, написанный этнографом-хакасом К.М.Патачаковым, остался неопубликованным.

В 1957 г. Хакасскую АО посетил венгерский ученый В.Диосеги, занимавшийся изучением сибирского шаманизма; он собрал сведения о верованиях хакасов. Копия перевода его полевых записей на русский язык хранится в архиве Института этнографии АН СССР. Диосеги в основном записал информацию о "шаманской болезни" представлениях хакасов о том, как человек становится шаманом.

Таким образом, я могу сделать следующие выводы: с древнейших времен до Октябрьской революции 1917 г. Шаманизм - это религия, мировоззрение. Однако после Октябрьской революции (из-за гонении и христианизация) шаманизм ломают и он теряет свои корни, лишь 1997 г. вышел закон и шаманизм начинает свои возрождение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: