Тема№2 Мастерство педагога в управлении процессом обучения




Тема №1 Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность

1. Педагогическая деятельность и педагогическое мастерство.

2. Мастерство как система. Структура педагогического мастерства.

3. Критерии педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство – уровень совершенного владения педагогической деятельностью. Мастер – особенно сведущий или искусный в своём деле человек Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.

Модели педагогической деятельности: принуждения, свободы, сотрудничества.

Особенности педагогической деятельности:

- цель определяется обществом;

- это мета-деятельность (управление другой деятельностью);

- объект деятельности выступает и как её субъект;

- результаты педагогического взаимодействия в формировании личности проявляются в будущем.

Компетентная педагогическая деятельность включает:

- умения ставить и решать педагогическую задачу;

- умения организовывать педагогического взаимодействие;

- умения организовывать учебный материал;

- умения формировать универсальные учебные действия, общеучебные и специальные умения и навыки;

- ориентароваться на личность и её индивидуальные особенности;

- прогнозировать и проектировать педагогическое взаимодействие и его результаты;

- владеть методическими и самообразовательными умениями и навыками.

Структура педагогической деятельности (компоненты):

- диагностический;

- ориентационно-прогностический;

- конструктивно-проектировочный;

- информационно-объяснительный;

- организаторский;

- коммуникативно-стимулирующий;

- аналитико-оценочный;

- исследовательско-твореский.

Педагогическое мастерство определяется наличием:

- сформированного педагогического сознания;

- готовности к творческой деятельности;

- профессионально значимых личностных качеств;

- педагогических способностей;

- владения педагогической технологией;

- владения педагогической техникой.

Критерии педагогического мастерства:

- наличие сформированных педагогических способностей;

- уровень развития личности педагога;

- способность к саморазвитию;

- обученность школьников;

- воспитанность школьников;

- сформированность классного коллектива;

- овладение современными педагогическими технологиями;

- культура педагогического общения;

- психолого-педагогическая информированность учителя и др.

Тема№2 Мастерство педагога в управлении процессом обучения

1. Мастерство учителя в организации учебно-познавательной деятельности учителя.

2. Разработка урока учителем-мастером.

3. Мастерство учителя в формировании УУД у обучающихся.

4. Создание эмоционально-интеллектуального фона на уроке.

5. Режиссура урока.

Управление – это непрерывный и последовательный процесс, который продолжается в течение всего времени обучения. Начинается он с определения целей и задач управления обучением, а завершается их решением, т. е. достижением поставленной цели. По достижении цели ставится новая цель, и управленческий цикл повторяется. Схематично картина непрерывного управленческого процесса выглядит так: цель? действие? результат? новая цель.

В широком смысле управление учебным познанием трактуется как процесс предъявления учащимся такой системы учебных задач, которая предусматривает в ходе их решения постепенное и последовательное продвижение обучаемых по ступеням познания – от низкого уровня проблемности заданий и познавательной самостоятельности к творческой, исследовательской деятельности.

Важнейшим условием организации процесса управления учебной деятельностью выступает система типовых учебных задач, применение которой способствует целенаправленному формированию у учащихся умения и потребности систематически пользоваться обязательным минимумом знаний как инструментом открытия новых знаний, новых связей и закономерностей.

Через систему учебных задач, соответствующих конкретным целям обучения, преподаватель создает благоприятные условия для принятия таких задач учащимися, инструктирует их о способах предстоящей деятельности, оказывает им своевременную помощь, побуждает у них любознательность, чувство долга и ответственность. Каждый акт педагогического управления должен вносить определенные изменения не только в характер деятельности обучаемого, но и в процесс становления обучаемого как личности. Для этого преподаватель проводит тщательный анализ целей обучения применительно к различным ситуациям обучения, конкретному учебному предмету и каждому его разделу. При разработке программы обучения преподаватель должен оценить, какие знания, с какой целью и в какой степени он предполагает сформировать у учеников в результате изучения ими конкретного материала. Залог успешного результата обучения — это понимание, осознание учителем: что детей мотивирует; о чём они мечтают; что их останавливает или тормозит.

В процессе организации учебно-познавательной деятельности современный учитель должен развивать у учащихся следующие навыки:

1) Видение.

2) Любопытство.

3) Креативность.

4) Критическое мышление.

5) Социальные навыки.

6) Сотрудничество.

7) Навык поиска ответов.

8) Умение учиться.

Понятие «современный урок» связано с понятием «современный учитель». В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю.

Во-первых, это профессионал, который:

-демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

- инициирует действия учащихся;

- консультирует и корректирует их действия;

- находит способы включения в работу каждого ученика;

- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие
технологии.

В-третьих, современный учитель обладает
информационной компетентностью.

Требования, предъявляемые к современному уроку:

1. Учитель должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, чётко сформулировать тему, цель, задачи урока.

2. Урок должен носить гуманистический характер.

3. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.

4.Урок должен быть нацелен на формирование у учащихся УУД, быть проблемным, развивающим, направляющим на сотрудничество.

5. Учитель должен побуждать учеников самим делать выводы по ходу урока.

6. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.

7. На уроке должны осуществляться принципы время- и здоровьесбережения.

8. В центре внимания должны быть ученики (урок для детей, а не дети для урока).

9. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.

10. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика.

11. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.

12. Должна быть организована рефлексия учебного занятия.

Эмоционально-интеллектуальный фон на уроке поддерживается:

- интересной информацией;

- сведениями об открытиях, жизни учёных;

- творческой работой;

- положительными эмоциями.

Педагогическая режиссура – наука и искусство создания гармонически целостного педагогического процесса, деятельность педагога по выстраиванию педагогического взаимодействия. В основе педагогической режиссуры лежит постулат – любое педагогическое событие – есть действие и взаимодействие его участников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: