Педагогическое общение как особая форма взаимодействия




Реферат на тему «Влияние личности педагога на учащихся»

 

 

Работу выполнила:

Студентка 6 курса в/о

6-14 группы

Небогатова Яна Сергеевна

 


Москва

Влияние личности педагога на учащихся

Педагогическое общение как особая форма взаимодействия

Любой преподаватель, в саду, школе или в вузе является центральной фигурой в учебной системе, поскольку именно ему принадлежит стратегическая роль в развитии профессионально-личностных свойств учащихся. Вопрос взаимодействия преподавателя и учащегося все чаще становится передовым в педагогической практике на сегодняшний день и, поскольку обучение реализуется на уровне межличностных, а не виртуальных или заочных дистанционных отношений, то основным средством воздействия педагога становится он сам как личность. «Человеческие качества, требовательность к самому себе играют решающую роль в деятельности педагога, его профессиональных качествах и взаимоотношении с учащимися», {1}.

В учебно-воспитательном процессе возможны две основные формы воздействия на учащихся. Первая из них реализуется в собственно профессиональной деятельности педагога, имеет свою определенную направленность, системность, а также подчиняется объективным правилам программного обучения и всегда рефлексируется преподавателем. Вторая форма воздействия исходит непосредственно от личности педагога и выражается в тех влияниях на учеников, которые обусловлены его мировоззрением. Именно принятая педагогом система ценностей оказывает непосредственное влияние на учащихся даже в большей степени, чем все целенаправленные воздействия в форме учебно-воспитательной деятельности. Однако следует понимать, что это влияние возможно исключительно при непосредственном контакте учащихся и преподавателя, поскольку «реализуется в их совместной продуктивной деятельности», {2}. Таким образом, при дистанционной форме работы это влияние минимально.

В начале 80-х гг. А.В. Петровский сформулировал подход, согласно которому человек представляет из себя «субъект преобразования поведения и сознания окружающих через свою представленность в них» {3}. Этот принцип сводился к тому, что динамика изменений индивида в условиях воздействия на него значимой личности характеризует не столько само воздействие, сколько эту личность, т.е. является ее отражением. Предоставляя свои мировоззренческие принципы, педагог, таким образом, продолжает себя в других, поскольку продолжает преобразование личностных смыслов, поведения, мотивов студентов. По результатам экспериментов, осуществленных В.А. Петровским и И.Г. Дубовым, были сделаны следующие выводы:

1. Взаимодействуя с педагогом, у студентов меняются даже критерии самооценки.

2. Развитие новых смысловых образований у студентов является составной частью их общего развития.

3. Педагог как субъект специфического влияния является также причиной появления у учащихся предпосылок для перехода на новый уровень развития личностных и профессиональных характеристик {4}.

О роли личности педагога, его влияние на успешность воспитательного процессаГоворят Р.К. Янкелевич и Р.Ф. Юровский. По их мнению, сила воспитательного воздействия определяется чаще всего не его направленностью (идеи патриотизма, гуманизма, добропорядочности, либерализма и т.д.), а тем, кто и как его проводит. Именно поэтому основополагающим фактором эффективности воспитательного процесса является личность преподавателя.

По этим причинам многие авторы выделяют качества личности, необходимые, по мысли Е.А. Климова в системе профессиональных взаимоотношений «Человек- Человек». Так, Л.М. Митина экспериментально выделяет порядка 50 качеств, являющихся максимально важными в деятельности педагога. Среди них вежливость, вдумчивость, взыскательность, деловитость, смелость, сознательность, самокритичность, убежденность в способностях всех учеников, чувство юмора, увлеченность, устойчивость и др. На основании выделенных качеств была составлена структурно-иерархическая модель личности, согласно которой оптимальная педагогическая направленность характеризуется

1) направленностью на учащегося

2) направленностью на себя (потребность в самосовершенствовании)

3) направленностью на предметную сторону профессии, {1}.

Таким образом, Митина говорит о некотором двустороннем влиянии между педагогом и учащимся, поскольку не только человек строит систему, но и система строит его. Это очень ключевое замечание, и важно педагогу показывать свою заинтересованность в студентах, гибкость и «изменчивость» своих же установок и принципов в первую очередь, чтобы осуществить обратную изменчивость у учащихся.

Еще в начале ХХ века П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учителя в процессе обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. К таким свойствам были отнесены, во-первых, уровень профессиональной подготовки, а во-вторых «личный талант». Под личным талантом понимаются такт, самостоятельность и отношение к деятельности как к виду искусства (педагогическое искусство). Также были выделены Каптеревым личностно-нравственные качества педагога: беспристрастность, объективность, чуткость (особенно к слабым), стойкость, выдержка, подлинная любовь к детям и др. Следовательно, исходя из данных концепций, можно сделать главный вывод: педагог должен быть психически здоровой зрелой личностью, в первую очередь понимающей саму себя, свои мотивы, потребности, конфликтные стороны и слабости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: