1.Моё начало - буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго корабли боятся
И обойти всегда стремятся.
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то улетит. (Шмель)
1. Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целое – птицей называется. (Сорока)
Учитель предлагает учащимся выполнить задание «Попробуй объяснить»
* «Не море, не земля – корабли не плавают, а ходить нельзя» (Болото)
* С одной стороны, болота – беда, с другой – кладезь добра. Где беда? Где добро?
(Беда – заболачивание местности, гиблые места. Добро – болота удерживают огромные запасы влаги, а в них образуется торф – ценнейшее топливо и сырьё)
*Откуда на болоте в темноте появляются огни?
(На дне болота в сырости, гниёт много останков погибших растений и животных. При этом выделяется газ, в том числе болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает, самовозгорается. Болотные огни всё время в движении, потому что следуют малейшему колебанию воздуха).
Физминутка
Ёж спешил к себе домой,
нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
Е.Гайтерова
Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Какое качество необходимо развивать, чтобы стать экологически развитой личностью?» Ответ учащиеся смогут найти по первым буквам скаутской задачки «Точки».
* | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ь |
о | т | в | е | т | с | т | в | е | н | н | о | с | т | ь |
1. Ее получает каждый школьник. (Оценка).
2. Бывает у корабля или лодки. (Течь)
3. О ней мечтает птица в клетке. (Воля)
4. Бывает вкусная, а бывает и нет. (Еда)
5. Бывает бисквитный, песочный, с кремом. (Торт)
6. Им можно поймать бабочку. (Сачок)
7. С ним ходят на прием к врачу. (Талон)
8. Бывает у шерстяных вещей. (Ворс)
9. Быстрая на лошади. (Езда)
10. Говорят, что он без палочки. (Нуль).
11. Темная после дня и вечера. (Ночь)
12. Обычно это делают с неизведанными территориями. (Освоение).
13. Такая рыбка. (Сардина)
14. Такой бывает боевой прием. (Таран)
Учитель предлагает составить слово из первых букв и прочитать получившееся слово «ответственность ». «Надеюсь, что вы будете ответственно относиться к природе и вообще станете ответственными людьми. А сейчас жюри подведет итоги».
Задание «Это – Интересно» могут провести учащиеся, заранее подготовив дополнительный материал.
Ученик.
- Объясните, почему Красная книга названа именно так? (Красная книга – это книга, в которую заносят названия редких видов растений и животных). Первый том Красной книги вышел в 1966г. Разделы Красной книги: «Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Высшие растения». Только животных более 150 видов.
- Что делают люди для охраны животных? (Создают заповедники, заказники, национальные парки).
- Какие заповедники вы можете назвать? (Воронежский, Астраханский, Байкало–Ленский, Байкальский и др.)
2 ученик.
- Баргузинский заповедник стал первым государственным заповедником на территории России (1916г.). Площадь заповедника 370 тыс.га. Здесь мы можем встретить и горную тундру, и зону кедрового стланика, и заросли каменных берёз, и густые леса из пихты, сосны и кедра. Главное богатство животного мира Баргузинского заповедника – баргузинский соболь.
3 ученик.
- А как вы можете объяснить, что значит национальный парк? (Это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. Другими словами, в них категорически запрещена охота на животных, уничтожение растений, загрязнение мусором, но при этом в парк допускаются тысячи людей, путешествующих с научно – познавательными, культурными и экологическими целями).
Учащиеся приводят сведения из книги рекордов Гиннесса.
1ученик.
- Самым длинным и тяжёлым млекопитающим в мире, а также самым крупным животным, о котором известно учёным, является голубой, или желтовато – зелёный, кит, также известный под названием кит – полосатик.
Ученик.
- Самым быстрым морским животным является дельфин – касатка, двигавшийся со скоростью 55,5 км в час.
Ученик.
- Из животных суши быстрее всех гепард, обитающий на открытых равнинах Африки, Ирана, Туркмении и Афганистана (до 100 км в час).
4 ученик.
- Также как амурский тигр, взрослый самец имеет в среднем в длину 3,15 м (от носа до кончика вытянутого хвоста). Высота в холке 99 -107см, вес около 265 кг.
Учитель предлагает подвести итоги.
Учитель:
- Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить его. Каждой команде предлагается составить «Экологические правила» и обсудить предложения. Чем больше мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить. Охрана природы – наше общее дело. А общее – значит каждого.