Способы повышения эффективности использования физкультурно-игровой среды в группах детского сада.




Цели программы

 

1) Сохранение и укрепление здоровья детей;

2) Воспитание у детей интереса к сохранению своего здоровья;

3) Формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в сохранении своего здоровья;

4) Снижение заболеваемости.

Задачи программы

 

1. Охрана здоровья детей;

2. Совершенствование функций организма ребенка;

3. Полноценное физическое развитие;

4. Воспитание интереса к различным, доступным детям видам двигательной деятельности;

5. Формирование положительных нравственно-волевых черт личности;

6. Дальнейшее снижение простудных и инфекционных заболеваний;

7. Воспитание физически развитого закаленного ребенка.

 

Направления программы

o Профилактические – это обеспечение благоприятного течения адаптации, выполнение санитарно-гигенического режима, проведение обследований по программе и выявление патологий, решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.

o Организационные – организация здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методом диагностики, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, внедрение эффективных и приемлемых технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских работников, пропаганда ЗОЖ и методик оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников.

o Лечебные – коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии детей, сопутствующее лечение речевых нарушений, оказание скорой помощи при неотложных состояниях, профилактика простудных, кишечных, кожных заболеваний, профилактика плоскостопия, близорукости, нарушения осанки.

 

 

Реализация программы

Ø РЕЖИМ

 

 

При организации режима в ДОУ составлено расписание занятий,предусматривающее рациональное для детей чередование умственной и физической нагрузки, организованы динамические паузы между занятиями и во время некоторых занятий, каждый прием пищи подается без задержек.

Прогулка – непременная составная часть режима дня. В нашем дошкольном учреждении предусмотрены две прогулки, утром и вечером, продолжительностью 1-2 часа. Днем предусмотрен достаточный, но не укороченный и не излишний по продолжительности сон. В спальнях созданы все условия для спокойного сна: свежий воздух, удобные постели, неяркий свет, тишина.

При организации оздоровительного режима учитывались сезонные особенности. Поэтому в детском саду имеются два сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому. При этом основными изменяющимися компонентами являются соотношения периодов сна и бодрствования и двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.

 

Ø ПИТАНИЕ

 

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде. Дети в большинстве находятся в дошкольном учреждении до 10 часов и поэтому от того, насколько правильно организовано питание в ДОУ, во многом зависит здоровье и развитие дошкольников.

Основным принципом питания детей служит максимальное разнообразие пищевых продуктов.

В нашем детском саду большое внимание уделяется правильному составлению меню и строгому соблюдению правил приготовления пищи. За этим осуществляется контроль медицинской сестрой. Она также контролирует соблюдение натуральных норм продуктов при составлении меню, качеством приготовления пищи, санитарное состояние пищеблока, доведение пищи до детей, постановку питания детей в группах. Такой контроль осуществляется ежедневно.

Ежедневно на стенде вывешивается меню на текущий день. Разрабатывая конкретное меню, в первую очередь, определяется состав обеда, для приготовления которого рекомендуются максимальное количество рыбы и мяса. Из мяса, кроме говядины, используется мясо курицы. Мясо также используется при приготовлении вторых блюд, учитывается необходимость использования овощей и фруктов. Ежедневно – компот или кисель из фруктов.

В организации питания ребенка дошкольного возраста большое значение имеет соблюдение режима, что обеспечивает лучшее сохранение аппетита, поэтому промежутки между отдельными приемами пищи составляют 3 часа, а объем ее строго соответствует возрасту детей.

 

Ø СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ

 

Создание физкультурно-игровой среды определяется программными задачами всестороннего воспитания детей. В нашем детском саду имеется достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его дает возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть прочным и устойчивым. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой оборудование имеет хорошие крепления, есть гимнастические маты, сделанные с помощью наших родителей.

С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных физкультурных комплексов, а также целенаправленное формирование различных физических качеств.

Оборудование расположено таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середина группы всегда остается свободной для проведения подвижных игр и упражнений.

В физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста важное место занимают спортивные игры и упражнения. Особенностью этих игр является то, что они как летом, так и зимой преимущественно проводятся на открытом воздухе. Это, несомненно, имеет большое значение для укрепления здоровья детей, закаливания организма.

Способы повышения эффективности использования физкультурно-игровой среды в группах детского сада.

• Создание разных игровых зон: для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скакалкой, с обручем, для упражнений с простейшими тренажерами.

• Размещение на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий (с помощью подвешивания, прикрепления их и т. п.): доски, ленты, цели для метания и т. п.

• Изменение пространственного расположения пособий, рациональная их смена и чередование.

• Объединение разных пособий в определенные комплексы: полоса препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и т. д.

Создание новизны - за счет смены переносного оборудования, применения новых пособий.

 

С учетом поставленной цели и задач была разработана модель реализации программы «Здоровый малыш», согласно которой работа в ДОУ по приобщению к ценностям здорового образа жизни осуществляется в нескольких направлениях: с детьми, их родителями и педагогами дошкольного учреждения. По каждому из них предусмотрены соответствующие мероприятия.

 

 

Ø РАБОТА С ДЕТЬМИ

 

Организуются различные физкультурные мероприятия (традиционные и нетрадиционные физзанятия, подгруппой и фронтально, на воздухе и в группе); подвижные игры, проведение различных спортивных праздников и соревнований, проведение недели здоровья и т. д.

 

УТРЕНЯЯ ГИМНАСТИКА

 

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Зарядку проводим каждое утро перед завтраком, программа проведения и тематика меняется каждые две недели. Проводим утреннюю гимнастику в теплое время года на улице и зимой в хорошо проветренной группе.

Очень часто проводятся зарядки тематического характера, содержащие музыкальное сопровождение. Цель этих зарядок: заинтересовать ребенка. Заинтересовать так, чтобы, получая новую информацию или вспоминая старую, он выполнял бы все это в движениях.

После интенсивных двигательных нагрузок используются дыхательные

упражнения для восстановления дыхания. Нередко в заключительную часть утренней гимнастики включаются игры-массажи и упражнения для профилактики плоскостопия («Нарисуй солнышко ногой», «Ходьба по скакалке», «Переложи шишки ногой», «Подними носок ногой» и т. д.)

 

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Проводятся занятия, разнообразные по форме и содержанию:

§ Традиционные;

§ Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;

§ Сюжетно-ролевые;

§ Тематические («Осень в гости к нам пришла»)или с одним предметом («Поиграй со мной, мяч»)

§ Занятия-тренировки

§ Занятия-зачеты
(проведение диагностики по основным видам движений и развития физических качеств)

§ Спортивные праздники, семейные спортивные развлечения, дни здоровья.

 

Ø ЗАКАЛИВАНИЕ

 

Задача оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении – развивать, поддерживать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды. Активно содействует этому закаливание. Оно повышает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, возникновение которых связано с простудой.

В связи с этим мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. При закаливании мы руководствуемся следующими принципами: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей детей.

Система закаливания основана на воздействии на организм природных факторов: воздуха, воды, солнечных лучей, рефлекторные способности организма.

Ежедневно проводятся прогулки для закаливания: в содержание их в летнее время включаются воздушные и солнечные ванны, организуются игры с водой, в зимнее время проводятся пешеходные целевые прогулки в соответствующей времени года одежде. Летом и в теплые дни весной и осенью физкультурные занятия проводим на участке.

Все занятия проводятся в хорошо проветриваемых помещениях.

После каждого приема пищи проводится полоскание рта и горла прохладной водой. Эта процедура предупреждает развитие кариеса, ангины.

Многие физкультурные занятия и утренняя гимнастика проводятся босиком в легкой спортивной форме. После сна организуется бодрящяя гимнастика, гимнастика на массажных ковриках.

Все закаливающие процедуры проводятся так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения.

Закаливание проводится круглый год. Недопустимо, когда работа по закаливанию, начатая в теплое время года, с похолоданием прекращается. Этим нарушается один из основных принципов – систематичность закаливания. При этом организм снова становится малоустойчивым к холодовым раздражителям.

 

Ø РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Одним из основных направлений в работе детского сада является работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Проблемы охраны здоровья и воспитания могут успешно решаться при совместных действиях, взаимном доверии и понимании между родителями, воспитателями медицинскими работниками.

1. Дни открытых дверей. Родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ, познакомиться с организацией питания, дневного сна, прогулок, закаливания и т. д.

2. Совместные праздники и развлечения. Эта форма работы пользуется популярностью в детских садах. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям – это создает хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: