ЖАК ОФФЕНБАХ - «МОЦАРТ ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЕЙ»




Дню рождения оперетты


Оперетта - это прекрасный, искрометный, жизнеутверждающий жанр музыкальной комедии, возникший в 19 веке. Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Жак Оффенбах, истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях - «Буфф-Паризьен».

И вот 2 июля 2021 года, всквере у библиотеки «Фолиант»для ребят, оставшихся в городе в дни летних школьных каникул, а также всех желающих состоялось музыкально-познавательное рандеву «Ее величество Оперетта!»

На встрече поклонники жанра смогли чуть ближе прикоснуться к мировой музыкальной классике; узнали о том, что такое оперетта; познакомились с биографиями великих композиторов - Жака Оффенбаха, Имре Кальмана, Франца Легара, Фредерика Лоу и Исаака Дунаевского, а, придя в библиотеку, в записи смогли послушать самые известные их произведения.

Итак.

 

ЖАК ОФФЕНБАХ - «МОЦАРТ ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЕЙ»

Жак Оффенбах (1819-1880) - французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

- Оффенбах - как ни громко это звучит - был одним из одареннейших композиторов XIX века, - писал его современник И. Соллертинский. - Только работал совсем в ином жанре, нежели Шуман или Мендельсон, Вагнер или Брамс. Это был блестящий музыкальный фельетонист, сатирик-буфф, импровизатор...

Он создал шесть опер, ряд романсов и вокальных ансамблей, но основной жанр его творчества - оперетта. Их он написал около ста. Среди них по своей значимости выделяются «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», «Герцогиня Герольштейнская», «Перикола» и др.

Став во Франции родоначальником жанра, призванного развлекать, Оффенбах вносит в оперетту социальную остроту. Нередко он превращает ее в пародию на жизнь современной ему Второй империи, обличает цинизм и разврат общества, «лихорадочно пляшущего на вулкане»

Музыка Оффенбаха неистощима по мелодической щедрости и ритмической изобретательности. Она опирается на французский городской фольклор, практику парижских шансонье, на популярные в то время танцы - галоп и кадриль. Более всего по легкости и изяществу Оффенбах перекликается с В. А. Моцартом, недаром его называли «Моцарт Елисейских полей».

Ж. Оффенбах родился в семье кантора синагоги. Обладая исключительными музыкальными способностями, к 7 годам он с помощью отца овладел игрой на скрипке, к 10-ти - самостоятельно выучился игре на виолончели, а к 12-ти стал выступать в концертах как виолончелист-виртуоз и композитор.

В 1833 г., переехав в Париж - город, ставший его второй родиной, где он прожил практически всю жизнь, - юный музыкант поступил в консерваторию в класс Ф. Галеви. В первые годы после окончания консерватории работал виолончелистом в оркестре театра, выступал в увеселительных заведениях и салонах, писал театральную и эстрадную музыку.

Концертировал в Париже, гастролировал в Лондоне и Кельне. В Кельне в одном из концертов в знак особого признания дарования молодого исполнителя ему аккомпанировал Ф. Лист. Сочинял музыку к трагедиям П. Корнеля и Ж. Расина.

В 1855 г. Оффенбах открывает собственный театр, в котором работает не только как композитор, но и как антрепренер, режиссер-постановщик, дирижер, соавтор либреттистов. Оффенбах насыщает свои спектакли тонким и язвительным остроумием, а подчас и сарказмом, привлекает близких по духу писателей-либреттистов А. Мельяка и Л. Галеви - подлинных соавторов его спектаклей. И маленький, скромный театрик на Елисейских полях постепенно становится любимым местом собрания парижской публики.

Первый грандиозный успех завоевала оперетта «Орфей в аду», поставленная в 1858 г. и выдержавшая подряд 288 представлений. Эта хлесткая пародия на академическую античность, в которой боги спускаются с Олимпа и отплясывают бешеный канкан, содержала явный намек на устройство современного общества и современные нравы.

Дальнейшие музыкально-сценические произведения - на какой бы сюжет они ни писались (античность и образы популярных сказок, средневековье и перуанская экзотика, события французской истории XVIII в. и быт современников) - неизменно отражают современные нравы в пародийном, комическом или в лирическом ключе.

Вслед за «Орфеем» ставятся «Женевьева Брабантская» (1859), «Песнь Фортунио» (1861), «Прекрасная Елена» (1864), «Синяя Борода» (1866), «Парижская жизнь» (1866), «Герцогиня Герольштейнская» (1867), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869).

Слава Оффенбаха распространяется за пределами Франции. Его оперетты ставят за границей, особенно часто в Вене и Петербурге. В 1861 г. он устраняется от руководства театром, чтобы иметь возможность постоянно выезжать на гастроли.

Зенит его славы - Парижская Всемирная выставка 1867 г., где исполняется «Парижская жизнь», собравшая в партере театра королей Португалии, Швеции, Норвегии, вице-короля Египта, принца Уэльского и русского царя Александра II.

Франко-прусская война прерывает блестящую карьеру Оффенбаха. Его оперетты сходят со сцены. В 1875г. он вынужден объявить себя банкротом. В 1876 г., чтобы материально поддержать семью, он выезжает на гастроли в США, где дирижирует садовыми концертами.

В год Второй Всемирной выставки (1878) Оффенбах почти забыт. Успех двух его поздних оперетт «Мадам Фавар» (1878) и «Дочь тамбур-мажора» (1879) несколько скрашивает положение, но славу Оффенбаха окончательно затмевают оперетты молодого французского композитора Ш. Лекока.

Пораженный болезнью сердца, Оффенбах работает над произведением, которое считает делом всей своей жизни, - лирико-комической оперой «Сказки Гофмана». В ней находит отражение романтическая тема о недостижимости идеала, о призрачности земного существования. Но композитор не дожил до ее премьеры, она была закончена и поставлена Э. Гиро в 1881 г.

(В записи можно послушать арию Периколы (сцену опьянения) из оперетты «Перикола»)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: