п. 4. Обратимость матриц над кольцом.




Как мы доказывали в прошлом семестре, элементы обратной матрицы вычисляются по формулам . Однако если мы рассматриваем матрицы не над полем, а над кольцом, то деление на может оказаться невозможным, так как, в отличие от поля, не всякий элемент кольца обратим. Например, в обратимы только 1 и .

Матрица является обратимой над кольцом тогда и только тогда, когда является обратимым элементом в кольце .

 

 

Задача. Найдите матрицы, обратимые над кольцом целых чисел :

а) , б) , в) . г) д)

 

Определители 1, 9, соответственно, поэтому обратимы матрицы в пунктах (а) и (в), не обратима в (б).

г) определитель равен , матрица обратима над .

д) определитель равен 2, матрица не обратима над .

 

 

Элементы теории множеств.

Задача 1. Дано: Ø, Ø. Возможно ли, что Ø?

 

 

Нет, но Ø, тогда .

= = , а про это множество в условии сказано, что оно непусто.

 

Задача 2. Доказать, что

1) =

2) =

(множество элементов, принадлежащих лишь одному из множеств).

2а) =

 

n=2 очевидно: = при объединении, все элементы пересечения учтены 2 раза, их и нужно вычесть.

 

n=3: два разных подхода к образованию симметрической разности.

А) Если определять как множество элементов, принадлежащих только одному из множеств:

=

 

центральную часть прибавили 3 раза, вычли 6 раз, значит, нужно прибавить 3 раза, чтобы характеристическая функция приняла значение 0.

= 3, в симметрической разности тоже 3 точки.

 

Б) Если последовательно, то

=

В этом случае центральная часть присутствует, и её характеристическую функцию нужно прибавить 4 раза.

 

Задача 3. Доказать, что .

 

Идея решения: Множество всех подмножеств из k элементов, при всех k, как раз и составляет множество всех подмножеств.

Задача 4. Дано универсальное множество и множества , , .

1) Найти множество .

2) Записать булеан множества .

Решение.

1) .

= .

= .

2) Множество всех подмножеств .

Задача 5. Из 100 студентов факультета, в олимпиаде по математике участвовали 28, по физике 42, по информатике 30. Одновременно в двух олимпиадах участвовали: по математике и физике 10 студентов, по математике и информатике 8 студентов, по физике и информатике 5 человек. При этом во всех трёх олимпиадах приняли участие 3 человека. Сколько студентов не участвовали ни в одной олимпиаде?

 

 

Решение. По формуле включений и исключений,

= .

Найдём число студентов, которые участвовали хотя бы в одной олимпиаде. = .

Таким образом, 20 студентов не участвовали ни в одной олимпиаде.

 

 

Практика 3

Задача 6 (РП). На кафедре 13 человек знают иностранные языки. Причём каждый из них владеет хотя бы одним иностранным языком. 10 человек знают английский, 7 человек немецкий, 6 французский. При этом 5 человек знают английский и немецкий, 4 знают английский и французский, 3 знают немецкий и французский.

1) Сколько человек знают 3 языка?

2) Сколько человек знают только 2 языка?

3) Сколько человек знают только английский?

 

Решение.

По формуле включений и исключений,

= .

= 13. .

.

Тогда число людей, знающих все 3 языка, .

.

Англ+нем: всего 5 чел, из них 2 знают и третий язык, т.е. только англ+нем 3.

англ + фр 4, только англ + фр 2

нем + фр 3, только нем + фр 1.

Далее, англ 10, вычесть 3,2,2. Остаётся 3 - только англ.

Аналогично, нем 7, вычесть 3,1,2, осталось 1.

фр 6, вычесть 2,1,2, осталось 1.

1) Сколько человек знают 3 языка? 2

2) Сколько человек знают только 2 языка? 6

3) Сколько человек знают только английский? 3

 

Задача 7.

, , , .

Найти . В ответе указать сумму и произведение всех чисел этого множества, а также мощность множества.

 

Решение.

, . Учитываем элементы, которые есть только в одном или другом множестве. 3 и 4 есть в обоих множествах, поэтому в симметрическую разность они не входят.

.

, . Пересечение .

Ответ. , сумма чисел равна 7, произведение 10, мощность 2.

 

 

Задача 8.

, , , .

Найти .

Решение.

1) .

2)

3) = .

 

Задача 9.

, , , .

Найти .

Решение.

Так как то = .

= .

Ответ. = .

Задача 9-А

, , , .

Найти .

Решение. .

= .

Перерыв

Задача 10. (Принцип индукции). Доказать, что делится на 6 для любого .

 

База индукции. . .

Индукционный шаг. Пусть верно для n, рассмотрим n+1.

= = .

Выделим старое выражение отдельным слагаемым, а также константу, которая точно делится на 6.

= . Осталось доказать, что последнее слагаемое делится на 6. Оно точно делится на 3, поэтому осталось доказать, что делится на 2.

 

= произведение соседних целых чисел, поэтому одно из них точно чётное, значит, , .

 

Задача 11. (Принцип индукции). Доказать, что при любом натуральном верно .

Решение.

Проверим при (база индукции).

. (При n=3: 16 < 20).

Если верно при n, докажем, что и при .

Составим выражение при и докажем, что левая часть умножается на меньший коэффициент, чем правая.

= (для левой).

= = = =

= = = (для правой).

Соотношение.

= = =

. В выражении числитель больше знаменателя. Тогда . Неравенство сохранится при переходе от n к n+1.

Если сократить ранее, то = = .

 

Задача 12. Доказать, что множества и равномощны. Построить биективное отображение.

 

Решение. биективно отображает на

. Тогда биекция на .

 

Задача 12-А. Доказать, что множества и равномощны. Построить биективное отображение.

Как и в прошлой задаче, но (прошлую функцию сжать в 2 раза и поднять на 0,5).

 

Задача 13 (РП). Доказать, что любые два интервала и на прямой равномощны.

 

Решение. 2 способа:

1) Построить биекцию.

, , .

Получится система уравнений

Вычесть 1-е из 2-го , ,

. Биективное отображение существует.

 

2) По теореме Кантора-Бернштейна.

Построить 2 инъективных отображения, в и в .

, . (малые коэфф, кратно меньше отношения длин интервалов). Каждое множество равномощно подмножеству второго, эти множества равномощны.

 

 


ПРАКТИКА 4. 20.2.2021.

 

Задача 13. Доказать, что множества и равномощны.

Решение. ,

, .

Каждое множество отображается на часть второго с помощью инъективной функции.

По теореме Кантора-Бернштейна, они равномощны, континуум.

 

Задача 14. Доказать, что множества и равномощны.

Решение.

Два инъективных отображения: .

.

По теореме Кантора-Бернштейна, они равномощны.

Задача 15. Найти мощность множества корней уравнения .

Решение. , , .

Существует биективное отображение между множеством корней этого уравнения и , а это счётное множество.

Графики функций и выглядят так:

и

 

Задача 16. Доказать, что если - множества корней многочленов соответственно, то - множество корней произведения многочленов .

 

Решение. = 0 тогда и только тогда, когда один или второй множитель равен 0, или , то есть .

 

 

Задача 17. На множестве задано бинарное отношение: . Представить с помощью графа и матрицы, выяснить свойства (рефлексивность, симметричность, транзитивность), является ли отношением эквивалентности или отношением порядка?

Решение.

Рефлексивность очевидна: для пары получается .

Симметричность: = =

, и здесь каждое делится на 3.

Транзитивность: пусть и делятся на 3, проверим это свойство для .

= = , здесь каждое делится на 3. Значит, отношение транзитивно.

Итак, это отношение эквивалентности (рефлексивно, симметрично, транзитивно).

Запишем сами эти числа вида

Укажем «1», где делится на 3:

Граф отношения:

Из строения матрицы видно, что отношение рефлексивно и симметрично. Отношение эквивалентности.

Классы эквивалентности видны на графе (множество распадается на 3 непересекающихся подмножества).

Подматрицы из 1,4 строки и 1,4 столбца,

2,5 строка и 2,5 столбец, 3 строка 3 столбец.

В 1,4 строках не содержится «1» нигде кроме этих же номеров столбцов.

 

 

- Перерыв -

 

Задача 18. Фундированные множества (задача с монетами).

Каждую минуту автомат меняет монету, выдавая любое количество любых монет, но меньшего достоинства (видов монет конечное число). Доказать, что рано или поздно у игрока не останется ни одной монеты.

 

Решение. Пусть есть k видов монет. Множество монет, имеющееся в определённый момент, можно описать набором чисел .

Отношение порядка введём следующим образом.

Если то ,

Если то сравнение по номеру и так далее.

Набор при каждом действии уменьшается (в смысле введённого порядка). При этом множество фундировано (доказано в лекциях). Таким образом, процесс должен оборваться.

 

.

Задача 19. (РП). Пусть X и Y - два непересекающихся частично упорядоченных множества. На их объединении задан частичный порядок: внутри каждого множества элементы сравниваются как и прежде, а любой элемент по определению меньше любого элемента . Будет ли такой порядок линейным? Почему?

 

Частичный порядок, следовательно, или несравнимые в исходном множестве, и после объединения будут несравнимы.

 

Задача 20. Доказать, что можно вполне упорядочить.

Решение. (это не декартово произведение) , порядок: .

предельный элемент (не существует непосредственного предшествующего).

Линейный порядок был на каждом из множеств, линейный порядок на объединении. Кроме того, множество фундированное.

(1 есть наименьший элемент). Линейно упорядоченное и фундированное, значит, вполне упорядоченное.

 

Задача 21. Доказать методом математической индукции, что

.

 

Решение. База индукции. Можно непосредственно проверить на малых числах, например 1 или, если интересно, 2 (достаточно 1).

. .

. .

Индукционный шаг. Рассмотрим, следует ли из выполнения этого равенства для номера его выполнение для номера .

, =

.

С другой стороны, для выражение бы выглядело так: .

Мы должны убедиться, что:

= .

= , таким образом, остаётся сравнить и .

Сократим на

сравнить и .

Справа и слева .

 

Задача 22. Доказать методом математической индукции, что

.

 

Решение. База индукции. . .

Индукционный шаг. Рассмотрим, следует ли из выполнения этого равенства для номера его выполнение для номера .

, .

С другой стороны, для выражение бы выглядело так:

.

Нужно сравнить и .

= .

Остаётся сравнить и .

Сократим . Остаётся сравнить: и

оба равны .

 


Практика 5.

 

(из рабочей программы):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: