Композиция (структура) сочинения
I. Вступление.
- Толкование значения слова (понятия морально-этического характера).
- Комментарий понятия морально-этического характера.
II. Основная часть.
- Первый пример (из текста).
- Второй пример (из жизненного опыта ИЛИ из текста).
III. Вывод.
Клише для написания сочинения 15.3
Вступление (это ОДИН абзац!!!) | |
Толкование значения слова | Основные способы толкования значения слова 1. Перечисление основных признаков. На чём основано это качество/чувство? Какие признаки оно включает в себя? Человечность - это моральное качество, которое включает в себя благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов других. 2. Подбор синонимов. Синонимы - близкие по значению слова той же части речи. Человечность – это гуманность, человеколюбие, доброта, отзывчивость. 3. Указание на типичные поступки людей, наделённых этим качеством. Как ведёт себя/поступает человек, наделённый этим качеством/испытывающий это чувство? По отношению к кому его проявляет? Человечность – это в первую очередь способность быть человеком, то есть понимать другого, относиться к нему, как к самому себе. Опорные слова: свойство человеческой души/моральное качество/качество человека/способность/готовность/умение/чувство/переживание/склонность/вид взаимоотношений …, которое/-ый/-ая включает в себя … / которое/-ый/-ая основано на … |
Комментарий | В чём заключается ценность этого качества/чувства? Почему каждый человек должен им обладать/испытать его? |
Основная часть (всего ДВА абзаца: каждый аргумент выносим в отдельный абзац) | |
Первый пример (из текста) | В тексте (Ф.И.О. автора) мы видим, как … В тексте (Ф.И.О. автора) можно найти пример, подтверждающий мою мысль. В тексте (Ф.И.О. автора) мы наблюдаем яркое проявление …. И т.п. |
Второй пример (из жизненного опыта ИЛИ из текста) | С проявлениями … мы часто сталкиваемся и в повседневной жизни. Например, …. Часто с … можно столкнуться и в повседневной жизни. Мне тоже приходилось сталкиваться с …. И т.п. |
Заключение | |
Вывод | Каким станет мир/наша жизнь без этого качества, чувства? ИЛИ призыв ценить и беречь любовь/дружбу/искусство и т.п. ИЛИ призыв воспитывать в себе такое-то качество (силу духа, человечность и т.п.) Эти примеры говорят о том, что … – это не просто красивое слово, это то качество, без которого мы, люди, …. Таким образом (итак), … - это одно из тех слов, которые учат нас … Таким образом, проявляя …, каждый их нас становится …. И т.п. |
Образец сочинения (реальное сочинение девятиклассницы):
Вступление | |||||
Толкование значения слова | Человечность – это в первую очередь способность быть человеком, то есть понимать другого, относиться к нему, как к самому себе. Люди, наделённые этой способностью, чувствуют чужие проблемы, готовы протянуть руку помощи ближнему, поддержать в сложной ситуации. | ||||
Комментарий | Под человечностью я понимаю некую способность к самопожертвованию. Только эта жертва не принесет душевные страдания, наоборот, она внесет в жизнь смысл. | ||||
Основная часть | |||||
Первый пример (из текста) | В тексте Б. Васильева мы видим, как нарушение правил человечности оборачивается настоящей трагедией. Школьники для своего музея крадут у слепой женщины единственное письмо от ее сына, который погиб на войне. Если бы они могли заглянуть в душу этой несчастной женщины, то они бы ужаснулись от содеянного. Вот как она переживает потеряю письма: «Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже навсегда». Навсегда! Наши российские школьники сделали то, что не смоли сделать даже фашисты! Они навсегда убили солдата. Трудно найти более красноречивый пример, подтверждающий важность человечности в нашей жизни. | ||||
Второй пример (из жизненного опыта ИЛИ из текста) | С проявлениями бесчеловечности мы часто сталкиваемся и в повседневной жизни. Например, совсем недавно в Интернете я прочитала о диком случае. В магазине пожилую женщину, пережившую блокаду, обвинили в воровстве. Ее как воровку повезли в милицию, где женщина скончалась от стыда. В одном из комментариев я прочитала вопрос: «Человеческая жизнь равна трем пачкам масла?» А ведь, возможно, и так! Где нет человечности, где нет понимания между людьми, человеческая жизнь перестает что-либо стоит. | ||||
Заключение | |||||
Вывод | Эти примеры говорят о том, что человечность – это не просто красивое слово, это то качество, без которого мы, люди, просто не сможем существовать, превратимся в злобных зверей, обреченных на самоуничтожение. | ||||
№ | Критерии оценивания сочинения 15.3 | баллы | |||
С3К1 | Толкование значения слова | ||||
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | |||||
Экзаменуемый (в той или иной форме) дал определение, ноне прокомментировал его | |||||
Экзаменуемый дал неверное определение, илитолкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | |||||
С3К2 | Наличие примеров-аргументов | ||||
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, илиэкзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста ВАЖНО! Под жизненным опытом следует понимать всё богатство личностного опыта. Жизненный опыт включает в себя примеры из художественных произведений, научной литературы, кинофильмов, факты общественной и личной жизни. Качество аргумента, его доказательная сила определяются не тем, из какого источника он взят, а тем, подтверждает ли он справедливость тезиса. | |||||
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | |||||
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта | |||||
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | |||||
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | ||||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | |||||
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена одна логическая ошибка, и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | |||||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более одной логической ошибки, и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения текста | |||||
С3К4 | Композиционная стройность | ||||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | |||||
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, нодопущена одна ошибка в построении текста | |||||
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | |||||
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям | |||||