Значение межличностных отношений в личностном развитии младших школьников с интеллектуальной недостаточностью




 

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Столь высокая значимость межличностных отношений для каждого конкретного человека базируется на том, что контакты и благоприятные отношения с другими людьми выступают необходимым средством, способом удовлетворения важнейших, фундаментальных потребностей личности: например, потребности в самоидентичности и самоценности, реализация которых невозможна без подтверждения его бытия, осознания своей определенности, своего «Я» - здесь и теперь. Необходимыми условиями такого «подтверждения» являются внимание, интерес, принятие человека другими - особенно близкими, значимыми людьми. Стало уже хрестоматийным выражение У. Джеймса о том, что существование человека в обществе, где на него не обращают внимания, где не проявляют к нему никакого интереса, является «дьявольским наказанием». Действительно, длительное существование в системе «неподтверждающих» отношений приводит к различного рода деформациям личности [6, с. 63].

Личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя реально роль взрослого и действует согласно ей. Это может обнаружиться в критических ситуациях.

Младший школьный возраст - это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны:

доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;

доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;

возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой [6, с. 65].

Личность человека - продукт общественно-исторического развития. Она формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. В силу интеллектуальной неполноценности личность ребенка с интеллектуально недостаточностью проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах [35, с. 68]. Дети с интеллектуальной недостаточностью в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности.

Для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерна неадекватная самооценка. У них не сформированы правильные понятия о своих возможностях, они не способны критично оценить свои действия и поступки. Эти дети или чрезмерно завышают свои способности, свои нравственные качества или, наоборот, занижают их. Исключительно значимой для ребенка в этот возрастной период является оценка взрослым его поступков, действий, черт личности. Если оценка взрослым способностей ребенка, его поступков чаще всего бывает положительной без достаточных на то оснований, то у него формируется завышенная самооценка. В том случае, когда действия ребенка оцениваются в основном отрицательно, вызывают раздражение, недовольство окружающих, у школьника с интеллектуальной недостаточностью отмечается формирование неправомерно заниженной самооценки.

Младшим учащимся с интеллектуальной недостаточностью, в силу того, что они недостаточно правильно оценивают свои возможности, свойственен высокий уровень притязаний. Это особенно отчетливо обнаруживается в отношении планов школьников, касающихся предстоящей трудовой деятельности, выбора профессии («буду летчиком, космонавтом, учителем» и т.д.). С возрастом самооценка школьников с интеллектуальной недостаточностью становится более адекватной, отмечается появление таких личностных качеств, как умение оценить себя, результаты своей деятельности.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью со слабой успеваемостью очень часто переоценивают свои возможности, проявляя завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений. Они чаще всего занимают неблагоприятное положение в коллективе сверстников.

Самыми негативными факторами, влияющими на поведение школьников с интеллектуальной недостаточностью, являются семейно-бытовое неблагополучие, негативное средовое воздействие вне семьи и нарушение организационно-нормативных и педагогических требований к условиям их воспитания [33].

Значение межличностных отношений, их «качества» и содержания сохраняется на всех этапах жизненного пути личности, поскольку они являются необходимым условием, атрибутом существования человека с первого до последнего дня его жизни. Благополучие и возможность личностного роста младшего школьника в большей степени чем для других, зависят от качества межличностных отношений, в которые он включён и которые способен «выстраивать». Не случайно, что удовлетворенность межличностными отношениями и удовлетворённость своей позицией в этих отношениях - важнейший критерий социальной адаптации. Тесные и удовлетворяющие школьника связи с друзьями, родными, одноклассниками, учителями способствуют улучшению не только психологического, но и физического здоровья.

Таким образом, межличностные отношения играют одну из важнейших ролей в личностном развитии младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Они субъективно удовлетворяют учащегося и создают предпосылки для адекватного и полноценного удовлетворения своих потребностей (потребность в привязанности и любви, потребность в сочувствии, в самоуважении, потребность быть включенным в различные группы и т.п.), глубоко нравственных отношений, которые строятся на основе безоговорочного позитивного внимания, взаимного уважения, доброжелательности, понимания, любви. Поэтому отношение младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с другими людьми (родственникам, одноклассникам, учителям и т.п.) приобретают личностный смысл, а стремление установить и поддержать удовлетворяющие личность отношения становится жизненной ценностью.

 


Глава 2. Изучение особенностей межличностных отношений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

 

Цель, задачи, организация констатирующего эксперимента

 

Учитывая определяющую роль межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их «врастания в человеческую культуру», овладения человеческими видами поведения и деятельности, было проведено экспериментальное сравнительное изучение, направленное на исследование специфики межличностных отношений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и младших школьников с сохранным интеллектом.

Исследование проводилось в 2013-2014 учебном году на базе пятых классов ГУО «Вспомогательная школа №1 г. Гродно», «Учебно-педагогический комплекс Каменский детский сад - средняя школа д. Каменки» Щучинкого района, Гродненской области. В исследовании участвовало 14 учеников пятых классов, из них 7 учащихся с сохранным интеллектом (контрольная группа), 7 - учащихся с интеллектуальной недостаточностью (экспериментальная группа).

В содержание констатирующего эксперимента были включены следующие методики: методика «Социометрия» (автор Дж. Морено) и опросник «Мой класс».

В качестве параметров, по которым проводилась оценка межличностных отношений учащихся 5 класса были определены: степень сплоченности в классе, конфликтность детей в классе, изолированность детей в классе, уровень дифференцированности отношений со сверстниками, характер восприятия сверстника.

Цель констатирующего эксперимента - определить особенности взаимоотношений учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи исследования:

1. Подобрать методики обследования особенностей взаимоотношений для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и с сохранным интеллектом.

2. Провести экспериментальное обследование учащихся по выбранным методикам.

. Проанализировать экспериментальные данные, дать качественную и количественную сравнительную характеристику полученным результатам.

Для выявления особенностей взаимоотношений у младших школьников был использован следующий метод: проведение констатирующего эксперимента (исследование межличностных отношений в классе с помощью 2 методик: «Социометрия», «Мой класс»);

Приведем описание указанных выше методик исследования межличностных отношений младших школьников.

Методика «Социометрия» (автор Дж. Морено).

Цель: диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.

Задачи методики:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии («лидеры», «звезды», «отвергнутые»);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Процедура обследования. Учащимся дается инструкция: «Представь, что у тебя скоро день рождения, кого из класса ты бы позвал к себе в гости? А кого ты бы не хотел видеть у себя на празднике?»

На основе ответов школьников составляется социоматрица (таблица), социограмма и производятся математические вычисления: индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности.

Данные социоматрицы позволяют выявить определенные статусные позиции членов группы:

I. «Звезды» - те, кто получает наибольшее количество выборов в группе и, следовательно, имеют наивысший социометрический статус.

II. «Предпочитаемые» - дети, получившие три положительных выбора.. «Игнорируемые» - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).. «Изолированные» - дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений с помощью специальных знаков (условных обозначений). Она служит для представления структуры группы на плоскости. Индекс социометрического статуса является показателем предпочтения какого-либо члена группы со стороны остальных ее участников. Индекс групповой сплоченности выражает степень взаимосвязанности членов группы, тесноту их эмоциональных связей.

Опросник «Мой класс».

Цель: выявить степень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива.

Задачи:

. Измерить степень удовлетворенности школьной жизнью.

. Установить степень конфликтности в классе (как она осознаётся отдельными учениками и классом в целом).

. Выявить степень сплочённости класса.

Инструкция: «Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечай на них: да, нет или не знаю»

Ход проведения: учащимся предлагается ответить на вопросы «да», «нет», «не знаю». Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем определенную форму (Приложение А).

Все вопросы распределены на 3 блока, в каждом блоке по 5 вопросов.

За полученные ответы начисляются баллы:

балла за ответ «да» в 1, 5, 8, 2, 15 вопросах; нет - в 6,10 вопросах.

балла за ответы «да» и «нет» в 9 и 13 вопросах.

балл - «нет» во 2, 3, 7, 11, 14-м вопросах.

Далее подсчитываются суммы баллов по вопросам:

, 4, 7, 10, 13 - степень удовлетворенности школьной жизнью (У)

, 5, 8, 11, 14 - степень конфликтности в классе (К)

, 6, 9, 12, 15 - степень сплоченности (С)

Максимальные суммы баллов по параметрам составляют: У-10, К-9, С-12.

Таким образом, для определения особенностей взаимоотношений учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью были использованы методики «Социометрия», «Мой класс». Использование данных методик позволило получить данные, отражающие: степень сплоченности классов двух групп учащихся; авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии («лидеры», «звезды», «отвергнутые»); внутригрупповые сплоченные образования во главе с неформальными лидерами; степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью; степень конфликтности в классе (как она осознаётся отдельными учениками и классом в целом).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: