Игры с песком для детей от трех до пяти лет.




Актуальность темы.

Дети очень любят играть с песком и водой. Поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка и обогатят его словарный запас.

Теоретический анализ.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке.

Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Поэтому создана целая система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Цель проекта: Обогащение игрового опыта у детей.

Задачи проекта:

- формирование и развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков;

- Познакомить детей с качествами природных материалов (песка и воды)

- развитие детского познания, навыков экспериментирования и творческих способностей;

- развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром;

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями;

- формирование у детей навыков игровых действий при игре с песком.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: исследовательский, ролево-игровой, творческий.

По времени: продолжительный

По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

-сформировать игровые навыки;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие наглядно – образного мышления.

Основные принципы реализации проекта:

- индивидуализации;

- доступности;

- наглядности;

- научности;

- систематичности и последовательности;

- оздоровительной направленности.

Работа велась одновременно по трем направлениям:

Ø Работа с детьми

Ø Обогащение предметно-развивающей среды

Ø Работа с родителями.

В Работе с детьми использовались следующие методы:

 

• беседы с детьми

• дидактические игры

• наблюдение

• упражнение

• обследование

• чтение художественной литературы

• показ способов изображения

• слушание музыки

Работа по обогащению предметно-развивающей среды в группе включала в себя подбор наглядного материала, изготовление песочницы.

Работа с родителями включила в себя:

· Показ презентации

· Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;

· Совместные конкурсы поделок из песка «Песочные картины».

· Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;

· Индивидуальная консультативная работа;

 

I этап. Подготовительный.

Цель:

Определение оптимальных методов и форм работы в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.

Задачи:

1. Составление плана работы

2. Довести до участников про­екта важность данной проблемы;

3. Изучить методическую и на­учно-популярную и художествен­ную литературу, воспользоваться интернет ресурсами по данной теме.

4. Подобрать игровое оборудование, изготовить пособия.

5. Изучить классификацию игр с песком.

6. Обсудить с воспитателем условия работы с детьми.

7. Подобрать картотеку игр, фонотеку.

II этап. Основной.

Реализация проекта.

составление перспективного плана

Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей.

Воспитатель знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. Также дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

 

Работа игр с песком в течение года распределена по темам

«Чувствительные ладошки»

«Секреты сухого и мокрого песка»

«Познавательные игры на песке»

 

 

Перспективный план

Приложение

Оборудование для игр с песком

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового оборудованиеа (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Обработка песка

Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

Правила игры с песком для малышей

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Группы методов и приёмов песочной терапии:

• Исследовательская, практическая деятельность: включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочками, формочками, кисточками, коктельными трубочками, элементы экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

• Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь»); инсценирование и театрализация (животные пустыни, поиск воды, загадочное место)

• Словесные методы: мини-беседа; диалог и рассказ педагога; использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки, сказки, стихи)

• Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование

• Игровые приемы: подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т. д.

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку»

Ребенок «выпекаете из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

«Заборчики»

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

«Волшебные отпечатки на песке»

Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.

Игры с песком для детей от трех до пяти лет.

«Следы»

Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?).

«Отпечатки»

Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

«Игра на пианино»

Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

«Собери грибы»

«Ты корзину в лес бери,
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»

Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшк,
Сдобные ватрушки!

Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)
Затем произвольно лепит изделия

«Загадка»

Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?

«Секретики»

Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: