Итог развития ребенка в дошкольном детстве.




Предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе:

  • желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться.

Оно связано с тем, что ребенок начинает сознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра.

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. У развитых детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающих шести летних детей, является соподчинение мотивов, которое дат возможность ребенку управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу уже, придя в 1 класс, включаться в общую деятельность, принять систему требования, предъявляемой школой учителям.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и их сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлении.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

• положительных представлений о школе;

• желания учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового;

• сформированной позиции школьника.

Анализ диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста на предмет мотивационной готовности к обучению в школе за последние три года показал низкий уровень. Считаю, что необходимо уделить этому аспекту особое внимание и подготовить детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе», которое является социальным заказом со стороны родителей и педагогов.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Овладения грамотой элементами математике в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличие от содержательной стороны, о количественных соотношениях вещей и их отличия от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоения понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе значение и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка, особенности развития его интересов. Общее положительное отношение к школе и учению, к положению ученика, к его правам и обязанностям не достаточного для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомиться на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.

Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, выделить сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причину явлений, делать выводы.

Еще одной стороной психического развития определяющей готовности ребенка к школьному обучению, является развитие его речи, овладение умением связанно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картину, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или иное явление, правило.

Психологическая готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те условные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношение со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Мотивы учения и положительное отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального

3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, отношения к школе; рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).

ФГОС ДО.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

б) посещали уроки первого класса детьми подготовительной группы;

в) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

д) проявляют способность к волевым условиям;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

План сотрудничества с родителями детей подготовительных к школе групп

( апрель 2014 года - апрель 2015 года)

Мероприятие Цель Сроки Ответственные
Общее родительское собрание для старших, подготовительных к школе групп «Скоро в школу». Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению, знакомство с вариативными программами начального образования в школе. Сентябрь, 2014 Воспитатели подготовительной группы Зам. заведующего
Консультации: - «Психологическая готовность детей к школьному обучению» - «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет» - «Тип личности ребенка и его готовность к школе». Повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению. Октябрь- декабрь, 2014 Воспитатели подготовительной группы Зам. заведующего
Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к обучению в школе». Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года. Январь, 2015 Зам. заведующего
Семинар-практикум «В семье первоклассник». Подготовка родителей к новой социальной роли «родители первоклассника». Март, 2015 Зам. заведующего
Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению. Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного года. Апрель, 2015 Зам. заведующего
Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах. Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе. Январь, апрель, 2015 Зам. заведующего Воспитатели подготовительной группы
Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей. Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе. Регулярно Зам. заведующего Воспитатели подготовительной группы
Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовим руку к письму», «Как подготовить ребенка к школе», «Леворукий ребенок», «Учим детей считать, писать, читать», «Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста», «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе», «Как выбрать программу обучения для своего ребенка». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Регулярно Зам. заведующего Воспитатели подготовительной группы

План образовательной деятельности по подготовке детей к школе (подготовительная группа).

Мероприятие Задачи Дата проведения
Экскурсия в школу. Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни. Ноябрь, 2014 Март, 2015
Беседа «Профессия-учитель». Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Апрель, 2014 Октябрь, 2014
Интеллектуальная игра «Я знаю все». Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности. Февраль, 2015
Сюжетно-ролевая игра «Школа». Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми. Периодически
Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ). Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь. Периодически
Выставка детских работ «Я рисую школу». Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки. Апрель, 2015
Дидактическая игра «Собери портфель». Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания. Сентябрь, 2014
Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи. Январь, 2015
Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности. Периодически
Беседа о школьной библиотеке. Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении. Февраль, 2015
Экскурсия в школьную библиотеку. Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам. Март, 2015
Вечер загадок «Скоро в школу». Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления. Периодически
Беседа об уроках, переменах и школьном звонке. Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению. Периодически
Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе». Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам. Апрель, 2015
Развлечение «Прощай, детский сад. Здравствуй, школа!» Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу. Май

Заключение.

На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1) поставленная нами цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана;
2) мы рассмотрели такие понятия как “социализация”, “семейная социализация”, “младший школьный возраст”;
3) мы подробно познакомились с такими учреждениями как детский сад и школа, узнали, что они могут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие как у педагогов и родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка при подготовке и поступлении в школе.

Социализация в жизни человека – необходимый процесс его развития, она влияет на морально-нравственную, психологическую, коммуникативную, интеллектуальную составляющие его личности. Если исключить этот процесс из стадий развития человека, то не сложилось бы в мире такого понятия как “социум”, человек был бы примитивен в своих потребностях, желаниях и интересах, да и вообще человечество не развивалось, а находилось бы на одной ступени развития – примитивной.

Семейная социализация – один из видов социализации, то с чем ребенок сталкивается в первые годы свое жизни.

Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.

Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чему нет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы.

Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития.

Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также, школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с родителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями и имеется Родительский комитет.

Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.

Советы родителям будущих первоклассников:

· Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.

· Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

· Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые.

· Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.

· Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность.

· Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

Список литературы:

29. Абашина В.В., Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский сад от А до Я. – 2008. – №5. – с. 139–141.

30. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003. – № 4. – с. 29–32.

31. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.

32. АндрющенкоТ.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003. – 96с.

33. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.

34. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая Российская Энциклопедия. – 2002. – с. 528.

35. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – с. 208.

36. Домбровская Е.Н. Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий // Начальная школа. – 2008. – № 10. – с. 65–69.

37. Каирова А.И., Петрова Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каирова, Ф.Н. Петрова. – М.: “Советская энциклопедия”, 1964.

38. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.

39. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд., стереотип.-М.: Изд. центр “Академия”, 2000. – с. 288.

40. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Изд.центр “Академия”, 2003. – с. 336.

41. Кудрявцева Е.А. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 57–63.

42. Лагутина Н.Ф. Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 100–106.

43. Лебедева Г.А., Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации / Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А. Лебедева, И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск, СГПИ, 2004.

44. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-М.: Изд.центр “Академия”, 2002.

45. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004.

46. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип. –М.: Изд.центр “Академия”, 1998. – с. 456.

47. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.пед.вузов: В 3кн.-3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.-Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – с. 632.

48. Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание.-1998.-№4.

49. Платохина Н.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами в процессе развития у детей ценностного отношения к родному краю // Детский сад А до Я. – 2008. – № 5. – с. 44–56.

50. Ратниченко С.А. Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с. 150–158.-Психология семьи.

51. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.

52. Соколова Т.П. Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5. – с. 129–139.

53. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.

54. Трубайчук Л.В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5. – с. 6–12.

55. Фомина В.П. Особенности организации образовательного процесса (из опыта работы) [текст] / В.П. Фомина // Образование в современной школе. – 2007. – № 2. – с.13–20.

56. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. А.В. Мудрика.-М.: Изд.центр “Академия”, 2004. – с.352.

57. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г.

58. Богиович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Москва. 1995 г.

59. Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой / Москва. 1995 г.

60. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.

61. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

1. Алямовская В. Г., С. Н. Петрова «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002

2. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003

3. Коваленко С. В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Изд-во Эксмо, 2003

4. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

5. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

6. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006

7. Попова Д. А. Как подготовить ребенка к школе? Книга для родителей. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006

8. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002

9. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003

10. Чивикова Н. Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М.: Рольф, 2001

11. Шевердина Н. А., Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004

12. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003

1.Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. Волгоград: издательство «Учитель», 2012. 223 с.
2. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт. М.: Обруч, 2011. 240 с.
3. Словарь терминов «Дошкольное образование». М.: «Издательство «Айрис – пресс», 2005.

 

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Скоро в школу!» 15.01.2015

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: