Миротворческая деятельность святителя Николая во времена Русско-Японской войны




 

В 1900 году вновь усиливаются антирусские настроения, которые сказываются и на отношениик церкви. Д.М. Позднеев приводит характернуювыдержку из газеты «Нихон»: Православная церковьявляется злостным местом, откуда сыплются проклятия на голову Японки и где молятся о ее поражении. Она всегда была центральным агентством шпионов, состоящих на русской службе. Японцам ненавистен купол русского собора, который, возвышаясь надо всем городом, как бы шлет презрение самому императорскому дворцу, ненавистен храмовый колокол, который каждое воскресное утро своим гвалтом докучает мирному сну жителей».

После того как в 1902 году был заключен союз между Японией и Великобританией, стало очевидно, что война Японии с Россией неизбежна. На соборе 1903 года епископ Николай вынужден был отвечать на чрезвычайно волновавший японских православных христиан вопрос, должны ли они участвовать в войне против России. Он ответил, что те должны будут выполнить свой долг перед своей родиной вместе со всем народом. В случае начала войны они должны будут относиться к России как к неприятелю, но «воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать свое отечество».

февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Два священнослужителя, работавших в то время в миссии, вернулись домой. Духовенство и миряне японской церкви обратились к своему епископу с просьбой остаться в Японии. Епископ Николай отвечал, что он уже принял пред Богом решение остаться в Японии, в своей маленькой квартирке при соборе. «Я надеюсь, что объявление военных действий не принесет с собою никакой перемены в деятельности нашей церкви. Катехизаторы будут продолжать проповедовать Евангелие Спасителя, ученики - посещать школу миссии, а я сам отдамся всецело переводу наших богослужебных книг...

Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви... Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране». Во все приходы японской православной церкви, встревоженные объявлением войны с Россией, было разослано «Окружное письмо», в котором епископ благословлял японских христиан исполнить свой долг верноподданных, но напоминал: «Кому придется идти в сражения, не щадя своей жизни, сражайтесь - не из ненависти к врагу, но из любви к вашим соотчичам... Любовь к отечеству есть святое чувство... Но кроме земного отечества у нас есть еще отечество небесное... Это отечество наше есть Церковь, которой мы одинаково члены и по которой дети Отца Небесного действительно составляют одну семью... И будем вместе исполнять наш долг относительно нашего небесного отечества, какой кому надлежит... И вместе с тем будем горячо молиться, чтобы Господь поскорее восстановил нарушенный мир...»

Святитель прекратил всяческую переписку с Россией и всецело посвятил себя переводческой работе.

Когда в Японию стали прибывать русские пленные (общее их число достигало 73 тысяч), святитель Николай с согласия японского правительства образовал Общество духовного утешения военнопленных. Для окормления пленных им были отобраны пять священников, владевших русским языком. Каждого пленного, прибывшего в Японию, японская церковь, благословила серебряным крестиком. Пленные снабжались иконами и книгами. Сам владыка неоднократно обращался к ним письменно.

Деятельность епископа Николая во время войны была крайне высоко оценена не только в Японии, но и в России. Император Николай II писал епископу Николаю в конце 1905 года: «...Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки. <...> Вы, по завету Христову, не оставили вверенного Вам стада, и благодать любви и веры дала Вам силу выдержать огненное испытание брани и посреди вражды бранной удержать мир веру и молитву в созданной вашими трудами церкви».

 


 

Заключение

 

Значимость данной работы для теории заключается в методах осуществления миссионерской деятельности святителя. В практике работа актуальна как пример живой проповеди святителя. Исходя из цели работы, были раскрыты особенности миссионерского служения святителя в Японии.

Рецепция культуры в деле миссии святителя, заключалась в переводе текста Священного Писания на японский, непрестанном духовном общении с паствой, введении «женского миссионерства» и постоянной проповеди, особенно личным примером своей жизни.

Вклад Николая Японского в развитие образования в Японии являлся значимым для японского народа. Повысив образованность населения, святитель, тем самым приблизил его к пониманию Евангелия. Также это улучшило отношение властей к православию, как к учению, а не как к «шпионской секте», каковой считали христианство.

Миротворческая деятельность святителя Николая во времена Русско-Японской войны важна беспристрастным взглядом святителя на войну, как на горе народов двух стран. Хоть святитель и был патриотом своего отечества, он не стал врагом Японии. Он благословлял японцев на войну, как на место где можно умереть «за други своя», но в тоже время не забывал про пленных соотечественников. Его труды во время войны были оценены японским и российским правительством.

Кроме выше перечисленного, важно то, что в деле миссионерского служения святителя Николая Японского, была безграничная любовь к японскому народу и желание просветить его. Без этого невозможна миссия как таковая.

 


 

Список использованной литературы:

 

1. Николай-до. СПб., Библиополис, 2001. с. 9-64.

. Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай (жизнеописание). М., ПСТГУ, 2007. с.19-158.

3. "Я здесь совершенно один русский..." Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии. М., букинистическое издание, 2002. с.11-270.

4. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Дневники 1870-1911. СПб. Библиополис, 2007. с.102-747.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: