ТЕМА 19. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.




 

Экономический рост – это увеличение реального ВНП в долгосрочном периоде, это наиболее важный показатель экономических успехов станы. Для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального ВНП в целом или на душу населения.

Принято выделять три основных типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный (реальный). Характеристика этих типов дана выше. Особенность современного экономического роста состоит в том, что он тесно связан с ростом производительности труда.

Экономический рост определяется следующими основными факторами:

1.Вложениями в человеческий капитал, что дает возможность использовать труд высококвалифицированных работников.

2.Наличием основного капитала, количеством и качеством природных ресурсов и новыми технологиями.

3.Эффективностью использования всех ресурсов.

4.Увеличением совокупного спроса, особенно такого его компонента как инвестиции. Доля инвестиций в ВВП более 25 % способствует высоким темпам экономического роста.

Также немаловажную роль играют благоприятные погодные условия и отсутствие природных катаклизмов, грамотная государственная политика, достаточно высокий уровень сбережений (не менее 12-14 % ВВП), причем направляемых на фондовый рынок, увеличение расходов на науку и образование.

Существуют следующие модели экономического роста:

1) Классические модели.

Один из имеющихся на сегодня подходов основан на теории производственных функций. Реальные темпы прироста ВНП можно разложить на совокупный вклад факторов производства (затраты труда и затраты капитала) и остаток (названный именем лауреата Нобелевской премии, американского экономиста Р.Солоу), принимаемый как вклад повышения производительности на единицу затрат, делится на вклад «улучшения распределения ресурсов» и вклад «научно-технического прогресса». Остальное составляют совершенствование системы управления, маркетинга, повышение эффективности внешнеэкономических связей и т.д. Остаток Солоу можно считать вкладом научно-технического прогресса, т.к. все его компоненты связаны с научно-техническим прогрессом. Определяется остаток Солоу из следующей производственной функции:

∆Y =∆ A • ∆Ka • ∆ Lb,

где ∆Y - темп экономического роста,

∆ A – вклад научно-технического прогресса,

∆K- изменение капиталовооруженности,

∆ L- изменение занятости,

a,b-степенные коэффициенты, показывающие долю факторов K и L в национальном доходе.

В кейнсианских моделях (Домара-Харрода) рассматривается влияние на экономический рост инвестиций, как компонента AD, с учетом мультипликатора и акселератора.

Основными целями экономического роста любой страны, в том числе Республики Казахстан, являются повышение благосостояния населения. В последнее десятилетие в мире все более актуальным становится вопрос о качестве экономического роста, в связи с чем, все больше внимания уделяется таким аспектам экономического роста как экологическая безопасность, социальная направленность и использование высоких технологий. Приоритетным направлением является достижение экономического роста путем укрепления внутриполитической стабильности и единства общества.

Государственная политика Республики Казахстан в области экономического развития определяется такими стратегическими документами, как Программа «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» и Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Послание Президента страны народу Казахстана. Н. А. Назарбаев «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» включает следующие семь долгосрочных приоритетов:

1. Национальная оборона.

2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества.

3. Экономический рост, базирующийся на открытой

рыночной экономике с высоким уровнем масштаба иностранных инвестиций и внутренних сбережений.

4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.

5. Энергетические ресурсы.

6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь

7. Профессиональное государство.

Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики. Стратегия концентрирует усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех и пятилетних планах. Приоритетные цели стратегического плана:

1. Укрепление национальной безопасности путем более активных отношений с ведущими странами, привлечения капитала в энергетический сектор Казахстана и разработки военной доктрины нашей страны.

2. Решение наиболее острых проблем села.

3. Борьба с бедностью и безработицей.

4. Достижение экономического роста путем укрепления внутриполитической стабильности и единства общества.

5. Завершение всех социально-экономических реформ, итогом которых является своевременная выплата пенсий, заработной платы и социальных пособий.

6. Создание благоприятного инвестиционного климата.

7. Ускорение реформы правительства и государственной службы, усиление борьбы с коррупцией и злоупотреблениями.

В Республике Казахстан документом, определяющим изменение качества экономического роста на современном этапе, является Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, правовой основой которой является Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096 «О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», а также Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2003 года № 775 «О неотложных мерах по развитию институционального обеспечения научно-инновационной деятельности, направленной на реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года № 712-1 «Об утверждении Плана мероприятий на 2003-2005 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 29.12.03 г. № 1341; от 22.01.04 г. № 68; от 18.11.04 г. № 1218; от 03.12.04 г. №1257, Программа Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы от 16.02.2006).

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан была принята с целью достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. Основным вопросом Стратегии является увеличение производства конкурентных товаров и услуг в обрабатывающей промышленности, а также стимулирование развития экспортоориентированной продукции. Ее реализация осуществляется в 3 этапа: первый – 2003-2005 гг., второй – 2006-2010 гг., третий – 2011-2015 гг.

Наиболее важными задачами Стратегии являются:

1) Обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%. По данным статистики, начиная с 2005 г., темпы роста в обрабатывающей промышленности превысили аналогичный показатель в горнодобывающей промышленности (соответственно 106 и 103,2 %%). Учитывая, что СИИР была принята в 2003 г., внешний временной лаг составил 2 года.

2) Повышение производительности труда к 2015 г. по сравнению с 2000 г. не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза. В качестве индикаторов международной конкурентоспособности выпускаемой продукции отраслей, включенных в кластеры, приняты:

- превышение доли продукции отрасли на мировом рынке над суммарной долей страны в общей мировой торговле;

- превышение отраслевого экспорта над импортом.

Потенциальная конкурентоспособность имеет место при превышении следующих мировых показателей: темпов роста объемов продаж; прибыли и инвестиций; уровня производительности труда в отрасли.

3) Повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

4) Стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств. Научно-технологическая политика Казахстана направлена на внедрение новых технологических укладов, освоение новых переделов в обрабатывающей промышленности, развитие национального научно-технического потенциала, преодоление разрыва между наукой и производством, стимулирование инновационной деятельности, обеспечение реального трансферта передовой иностранной технологии;

5) Переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления;

6) Создание предпринимательского климата, структуры и содержания общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей (ЦДС) в конкретных производствах в виде кластеров, добиваясь наибольшей добавленной стоимости. Теория ЦДС первоначально являлась микроэкономической концепцией, а затем стала применяться на макроэкономическом уровне. В настоящее время устойчивое развитие страны зависит от того, насколько она интегрирована в ЦДС, поэтому важно вовлечь отечественные компании в те отрасли, где ЦДС высокая. Под «кластером» (английский, «пучок») понимается группа компаний или фирм, работающих в разных секторах экономики, деятельность которых направлена на производство одного конечного продукта. По определению М.Портера, кластеры – группы промышленных отраслей, зависимых от связей разного вида. Национальные кластеры формируются компаниями и секторами экономики посредством вертикальных (покупатель-поставщик) или горизонтальных (общие потребители, технология) связей с основными участниками, находящимися в одном регионе. Кластеры должны располагаться поблизости, обычно на расстоянии одного дня езды на машине, дальние расстояния ассоциируются с низкой динамикой и снижением конкурентоспособности. Географическое сосредоточение конкурентов, потребителей и поставщиков в регионе способствует инновационным внедрениям и конкурентоспособности в кластере. Конкурентоспособность кластера будет больше, чем сумма его составляющих компонентов, так как дополнительные сравнительные преимущества возникают через связи внутри этой системы.

Система включает в себя фирмы (потребители, поставщики, многоотраслевые компании) и организации со вспомогательными функциями (обучение и модификация, относящиеся к промышленности услуги, рекламные агентства, исследовательские институты, администрация). Отношения в системе характеризуются такими особенностями, как высокий уровень внутренней конкуренции, сбалансированность и интенсивное внутрикластерное сотрудничество в развитии основных, сопутствующих производств и специализированного сервиса. В мировой практике появилась тенденция, когда крупные компании концентрируются на главном, отдавая другим производство промежуточных продуктов, поэтому кластеры оказывают мощный эффект на развитие малого бизнеса.

В Республике Казахстан определены 7 кластеров: «Туризм», «Пищевая промышленность», «Текстильная промышленность», «Металлургия», «Нефтегазовое машиностроение», «Строительные материалы», «Транспортная логистика» [92].

 

Динамика роста физического объема обрабатывающей промышленности.

 

Годы Прогноз без учета СИИР Прогноз с учетом СИИР Фактические данные
  8,6 8,6 8,6 5,6 5,6 5,6 5,6 5,6 8,9 8,9 8,6 6,9 6,9 6,9 6,9 6,9 7,9 8,9*

 

Источник: Жумагалиева Р. Роль институтов развития Казахстана в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития //Экономика и статистика.-2005.-№3.-с.91-95

* По данным статистики 9,2 %.

Представляет интерес прогноз развития экономики Казахстана в целом до 2015 г., сделанный казахстанскими учеными А.Байзаковым и Ж.Бопиевой. Благодаря реализации Стратегии индустриально-инновационного развития (СИИР) произойдут следующие изменения экономических показателей:

-валовая добавленная стоимость увеличится с 2077,8 до2380,2 млрд. тенге (в ценах 2000 г.);

- энергоемкость ВВП сократится с 4,99 до 2,46 %;

-производительность труда увеличится с 0,0045 до 0,0101 млрд. тенге на человека в год;

- выпуск в основных ценах увеличится с 5590,3 до 5764,6 млрд. тенге;

-капиталоотдача сократится с 1,923 до 1,666 тенге/тенге;

-зарплатоемкость сократится с 13,2 до 8,3 % за счет сокращения численности занятых в экономике с 1239,8 до 571,3 тыс. чел. [103].

Прирост показателя ВДС с учетом СИИР за период 2006-2015 гг. составит 144,8 % против 113,7 % без учета СИИР. Если использовать прознозы вышеуказанных авторов, темпы роста ВДС по годам составят:

Прогнозные темпы увеличения ВДС в экономике Казахстана. в процентах к предыдущему году

 

год Темп увеличения ВДС без учета СИИР Темп увеличения ВДС с учетом СИИР
  4,5 8,6 8,7 8.9 9,0 9,2 6,8 6,9 6,9 6,9 7,0 4,5 9,5 9,6 9,7 9,7 9,8 9.1 9,1 9,1 9,1 9,1

 

*Источник: Байзаков А., Бопиева Ж. Методика построения макроэкономических прогнозов на основе балансовых моделей //Транзитная экономика.-2005.-№ 2.-с.12-23.


Вопросы для контроля:

 

1) Что такое экономический рост? Имеет ли место экономический рост в настоящее время в Республики Казахстан?

2) Каковы факторы экономического роста? Какие факторы, по Вашему мнению, оказали существенное влияние на высокие темпы экономического роста в Республики Казахстан в настоящее время?

3) Какой программный документ определяет стратегию экономического развития Республики Казахстан?

4) Насколько важно развитие обрабатывающих отраслей промышленности?

5) Какова роль образования в достижении устойчивого экономического роста экономики?


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: