Упражнение «Вместе мы сила»




Командообразование отряда в школьном лагере дневного пребывания. Вожатский отряд.

Команда делает возможным решение задач, которые не под силу одному человеку. При работе команды уменьшается риск принятия ошибочного решения и опасность того, что в поле зрения не попадут некоторые важные факты. К работе команды вполне применима известная пословица: «Одна голова хорошо, а две — лучше».

Наряду с положительными чертами, работа командой имеет и отрицательные стороны. Работа командой, в отличие от обычной работы, может потребовать дополнительных затрат времени. Начальный период, когда члены команды притираются друг к другу, может быть довольно продолжительным. Определенное время требуется также для поиска соответствующей формы совместной работы.

Чем быстрее ребята познакомятся и сплотятся в единый коллектив, тем меньше головной боли у вожатого и его помощника. Также этот этап важен, чтобы узнать всех «солнышек» и «зайчиков» по именам.

Длительность: 1-2 дня.

Цели:

1. Знакомство.

2. Командообразование.

3. Распределение ролей в отряде (лидеры, активные, исполнители и т.д.)

Выполнить все три цели нам поможет игра. На данный момент это самый эффективный и простой способ. Существует огромное количество игр на знакомство, но их стоит применять в нужной последовательности.

Цель № 1. Знакомство.

Последовательность игр на знакомство следует начать с простых и постепенно продвигаться к более сложным.

Цель № 2. Командообразование.

Игры на командообразование в школьном детском лагере строятся по одной и той же схеме. Перед отрядом ставится задача, которую невозможно выполнить в одиночку.

Например: выбирается самый высокий человек в отряде и на уровне его роста вешается веревка или канат. Задача отряда взяться за руки и без единого слова перебраться через канат не потеряв контакта.

Другой пример. Каждому дается записка с цветом из радуги, и дети должны без слов выстроиться в несколько радуг в нужной последовательности.

Игр на командообразование можно найти в интернете великое множество. Также можно придумать свои собственные задания, это не составит большого труда.

 

Цель № 3. Три основные группы.

В любом отряде уже с первых минут знакомства сразу выделяются дети с разными ролями. В более старшем возрасте они распределяются на 5 групп. Так как в школьных лагерях дневного пребывания основной контингент – дети начальной школы, то стоит учитывать,

1 группа: «Лидеры». Активные дети, которые могут стать помощниками вожатых или старостами отряда. Если лидеров в отряде двое или больше, следует дать возможность каждому проявить себя за период смены детского лагеря.

2 группа: «Активная группа». Большая часть отряда, которая заинтересована во всем, что происходит в детском лагере. Дети этой группы, как правило, развиты в разных областях. Здесь вы найдете актеров для вечерних выступлений, художников-декораторов, танцоров, певцов и спортсменов. Активная группа - будет сердцем отряда.

3 группа: «Пассивная группы». Дети, которые не уверены в своих силах. Их коммуникативные навыки не столь развиты, как у «Активной группы» и зачастую они не любят выдвигать себя на передний план. Тем не менее, среди них могут оказаться действительно талантливые дети. Задача вожатых помочь этой группе проявить себя и перейти из Пассивных в Активных.

4 группа: «Скрытная угроза». Да, запомни дети начальной школы иногда непредсказуемы. Есть, которые уже имеют свои «травмы» и «больные места» о ком-то не стоит говорить о семье, кто-то абсолютно не переносит контроль. Если же в более осознанном возрасте это проходит легче и компромиссно, то с малышами следует быть более осторожными и уделить пристальное внимание диагностике проблемных тем в отряде. Понимание, в какой группе находится тот или иной ребенок поможет помощнику вожатого более эффективно организовать жизнь отряда. Правильно организованный отряд, сможет победить в большинстве соревнований в школьном детском лагере и получить максимум удовольствия от смены.

Когда вы пройдете данный этап, вы почувствуете, что отряд начинает мыслить, как команда и вы станете частью этой команды, чтобы переживать все потрясающие эмоции вместе.

Упражнение «Вместе мы сила»

Упражнение позволяет осознать, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников. Упражнение используется в основном на тренингах по командообразованию.

Материалы: бумага, карандаши.

Описание: Каждый участник в течение 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности.

За тем, работа происходит в мини-группах или все участники (если группа не большая) составляют общий список сильных и слабых сторон всей команды. При этом, если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, то этот недостаток можно вычеркнуть и не учитывать. Так же, если команда формирует какие-либо новые общие недостатки или достоинства их следует дописать в список.

После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены.

Вывод: Возможность команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.

Группа – это общность людей, объединенных совместнойдеятельностью для достижения целей, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм.

Команду можно определить как группу людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности своей организации, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу.

Сравнительные характеристики работы команд и групп

Группы   Команды
индивидуального вклада в работу Производительность зависит от… индивидуального и группового вклада
индивидуальная Оценка результатов труда: индивидуальная и групповая
достижении поставленных целей Члены заинтересованы в… формулировании и достижении целей
целями, поставленными вышестоящими руководителями Работа определяется… общими целями и обязательствами

 

1) Как происходит процесс создания команды?

Любой процесс имеет свою продолжительность, поэтому состоит из некоторых этапов. Т.к. создание команды — это определенный процесс, то он состоит из нескольких этапов. Чтобы правильно организовать работу команд, ее создание должно пройти четыре стадии:

1. Подготовка

2. Создание рабочих условий

3. Формирование и построение команды

4. Содействие в работе

 

Стадия 1. Подготовка Стадия 2. Создание рабочих условий Стадия 3. Формирование и построение команды Стадия 4. Содействие в работе
Решить, какую работу необходимо выполнить Решить, нужна ли команда для выполнения задания Решить, какую структуру управления должна иметь команда Определить цели команды
Обеспечить команду всеми необходимыми материалами и оборудованием для выполнения работы Удостовериться, что команда состоит из людей, действительно необходимых для выполнения работы Установить границы: кто является, и кто не является членом команды Прийти к соглашению относительно процесса выполнения заданий
Определить правила поведения, которые должны соблюдать все члены команды Вмешиваться для устранения проблем Пополнять команды материальными ресурсами Замещать тех, кто покинул команду

Каждой стадии соответствуют свои принципы и цели. Создание команды должно проходить постепенно и последовательно.

2) Стереотипы и заблуждения.

Встречающиеся стереотипы и заблуждения Как реализуется в команде Что необходимо сделать
В нашей команде всем комфортно, всегда царит дружеская приятная обстановка Участники команд, действующие в ситуации неопределенности, испытывают в процессе решения задачи дискомфорт чаще и сильнее, чем в индивидуальной деятельности. Состояние комфорта у членов команды наступает в момент достижения результата и прекращается действиями лидера, ведущего команду к новой цели Сформировать у сотрудников готовность к изменениям, способность принять дискомфорт как атрибут развития. Такая готовность к новым вызовам во многом основывается на доверии к своим коллегам, прежде всего лидерам
В нашей команде не бывает конфликтов Конфликт — это источник развития, необходимый для создания энергии и определения проблемных областей в работе Научить членов команды правилам конструктивной конфронтации, создать процедуры разрешения спорных ситуаций, выработать стандарты взаимодействия
В команде всегда высокая сплоченность Профессиональные команды поддерживают средний уровень сплоченности на основе согласованной единой цели и правил взаимодействия, принимаемых всеми. В то же время присутствует и средний уровень конфликтности, основанный на различиях в индивидуальных особенностях участников, амбициозности и последовательности лидеров Научить членов команды ориентироваться на задачу. Осознать и сформулировать единую философию. Изжить двойные стандарты, подрывающие уважение и доверие друг к другу
Лидеры — это те, кого считают «своими» в команде Лидер — это тот, кто наиболее соответствует философии компании, является примером для всех членов команды и отличается своей целеустремленностью, последовательностью, инициативой, ответственностью и результативностью Контрастно выделить центры власти, создать лидерскую позицию для всех руководителей, поскольку в нашей культурной среде малоэффективно без неформального авторитета
В команде всегда выслушивают и учитывают мнение всех В условиях дефицита времени это невозможно. В первую очередь выслушиваются те, кто обладает наибольшей компетентностью в отношении актуальной задачи. Именно так строятся процедуры взаимодействия. Те, кого нет возможности выслушать, полностью разделяют принятое решение и считают его своим Определить процедуры принятия решения для различных вариантов задач. Сформировать доверие к лидерам-руководителям. Научить лидеров принимать решения по процедуре, наиболее подходящей к условиям задачи, а не их личным предпочтениям
В команде решения принимаются большинством Большинство принимает удобные, устраивающие всех решения. Независимо от процедуры принятия решения (консенсус, большинством, меньшинством, на основе экспертного мнения, авторитарно), окончательное решение — решение лидера, а все члены команды после его принятия считают его своим, безусловно доверяя тому, кто несет ответственность за достижение результата (лидеру) Научить членов команды активно участвовать в процессе принятия решения (создать процедуры обсуждений, вовлечь персонал в процесс выработки решений), а принятые решения воспринимать как данность, как руководство к действию. Научить персонал навыкам «неформального» принятия мнений своих лидеров
В команде преобладает коллективная ответственность Коллективная ответственность в команде основывается прежде всего на высокой личной ответственности в соответствии с требованиями стандартов взаимодействия, а также установки на взаимопомощь и поддержку   Сформировать у членов команды навык эффективного планирования процесса, формирования структуры, учитывающей индивидуальные особенности состава, создания процедур. Главное — научить соответствовать взятым на себя обязательствам
Лидеров назначают или выбирают Лидеры появляются, прежде всего, сами как наиболее целеустремленные, ответственные и инициативные участники команды, которым все остальные доверяют право принимать решения, в том числе и непопулярные.   Формировать резерв из людей-«победителей», обладающих страстью «жить», соответствующих корпоративной философии, отличающихся высочайшей критичностью по отношению к себе, ответственностью и результативностью
Для команды наиболее важно сохранить целостность, состав Если это становится самоцелью, то команда теряет свою конкурентоспособность и постепенно становится не способной решать задачи в соответствии с требованиями внешней среды (клиентов, конкурентов, государственных органов), требований корпоративной культуры Научиться принимать возможность изменения состава в соответствии с требованиями цели. Побуждать себя к развитию путем постановки амбициозных целей и высокой требовательности к личной результативности. Научить лидеров принимать стратегические, а не удобные решения
Команду можно сформировать путем проведения корпоративного праздника, спортивных соревнований, туристического похода и т.п. неформальными мероприятиями Неформальные мероприятия безусловно связаны с тимбилдингом, но вносят скорее добавочный вклад и особенно эффективны в случае встраивания их в единую систему процесса развития командных эффектов в организации. При проведении активных и экстремальных форм обучения навыкам командной работы наибольшая отдача и долгосрочное закрепление знаний и навыков достигается при совмещении и переплетении «теоретических» и «активных» форм Формирование эффективной команды — это путь, полный возможностей для проявления лидерами, ориентированными на достижение самых амбициозных целей, своей управленческой воли. Необходимо поставить долгосрочную цель и спланировать процесс построения команды организации.
Сформировать команду возможно путем проведения краткосрочного курса обучения, например командного тренинга Обучение технологиям формирования команды и командной работы используется для начала и дальнейшего повышения эффективности процесса командообразования в организации Вместе с членами команды осознать существующие проблемы эффективности, определить, какие знания и умения были бы полезны для их решения, организовать обучение как один из этапов общего процесса развития командных эффектов в организации

 

Взаимоотношения в вожатском в отряде:

Взаимоотношения между вожатыми или помощниками вожатого – это сугубо или личное правило. Самое главное не выставляйте их на показ, будь они у Вас плохие и натянутые или слишком романтические. Дети, начальство и другие вожатые должны видеть в Вас единую команду. Дело в том, что, афишируя свои взаимоотношения, вы даете благотворную почву для сплетен. Именно поэтому не стоит другим знать об этом.

Вторым правилом является то, что дети ни при каких обстоятельствах не должны видеть Ваши ссоры. Поэтому постарайтесь уважительно и терпимо относиться друг к другу, особенно при детях.

Подготовку к межотрядным мероприятиям не стоит сваливать только на одного из вожатого или помощника вожатого. Постарайтесь все дела и вопросы решать сообща.

Напоследок стоит сказать о самом главном – ябедничество. Если Вас что-то не устраивает в своем напарнике, то не стоит об этом все кричать. Для этого достаточно просто сесть и поговорить.

Только никогда не забываете главного вожатского правила:
"Дети должны видеть Вас одной дружной командой при любых условиях".

Старший вожатый на сезоне для любого помощника вожатого человек авторитетный, его решения не обсуждаются, он главный, ему виднее, что делать, он опытнее – в связи с этим он старший вожатый. Все указания старшего вожатого должны выполняться неукоснительно и в кротчайшие сроки. Как старший вожатый сказал, так и должно быть! Не допускаются пререкания, хотя обсуждения и внесение предложений возможно. У всех помощников вожатых одна общая цель, в связи с этим лишние споры и недовольства только мешают работе всего коллектива.

Отношения между помощниками вожатых должны быть дружеским. Нельзя называть друг друга по прозвищам, употреблять какие-то граничащие с похабщиной выражения. Друг друга лучше называть по имени. Это способствует усвоению детьми того, что Вас нужно называть именно так – по имени, а не так как им хочется.

При работе с напарником, помощнику, который работает впервые, крайне важно прислушиваться к мнению старшего товарища. Свои разногласия не выносить в присутствие детей, не оскорблять друг друга. То же касается и других помощников вожатых в лагере, не только напарников. Не поправлять коллегу при детях, мол «да ты не так все делаешь, вот как нужно». То же самое лучше сказать ему отдельно, без посторонних глаз. Никогда не вмешиваться в воспитательный процесс другого отряда, только разве что – погаркать на детей, чтоб быстро засыпали, плюс: возможен вариант, в случае если вожатый другого отряда в силу объективных обстоятельств делегировал ряд властных полномочий Вам, а сам временно покинул лагерь или отряд – тогда пожалуйста͵ делайте тоже, что и со своим отрядом. Плюс – не наказывайте чужих детей, спрашивайте их координаты: отряд, имя, фамилию, отправляйте ребенка к собственному помощнику вожатого с указанием сообщить о собственном проступке лично, и с обещанием, что проверите – сознался он своему помощнику вожатого или нет, и, действительно, чуть погодя проверяйте.

Необходимо всегда перед детьми поддерживать авторитет своего напарника, остальных вожатых в школьном лагере, ну и, конечно, старшего вожатого.
Вот и все секреты вожатский взаимоотношений.

Приложение №1.

Вам, как будущему вожатскому отряду, предстоит придумать собственное название и т.д. Подойдите к этому заданию серьезно. Название должно отражать ваши общие отличительные черты. Вам требуется заполнить таблицу и выслать ее отдельным документом в формате dox в сообщениях группы. Сообщение нужно прислать ОДНО – от командира отряда.

Будьте примером для своего отряда! Срок сдачи до - 10 февраля.

Название Девиз Отрядная песня Отличительный знак Эмблема (в формате png прикрепляется либо отдельным документом, либо ниже таблицы)
         

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: