Семантическая и лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность




Практическое занятие

Выразительные возможности антонимов, паронимов.

Семантическая и лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность

Задание 1. Дополните пословицы и высказывания политических деятелей. Определите тип антонимов.

1. Труд человека кормит, а... портит. 2. За что купил, за то и.... 3. Лег – свернулся,... – встряхнулся. 4. Говорит прямо, а делает.... 5. Большой телом, да... делом. 6. Если добропорядочное большинство не станет бороться с... меньшинством, в мире возобладает зло.

Задание 2. Прочитайте отрывки из текстов. Каким образом в них выражена оценка? В каких ситуациях обычно используются эвфемизмы?

1. – Я хочу только предупредить... – Князев остановился перед воротцами: – Жена у меня, как бы это поточнее – не сильно приветливая (Шукшин).

2. Это был более чем невысокий человек лет сорока пяти (Окуджава).

3. Увидев в толпе коротышек незнакомую физиономию, Циркуль хотел спросить: “А кто это у вас там такой грязный?” Но так как он был очень хорошо воспитанный коротышка и не мог употреблять таких грубых слов, как “грязный”, то задал вопрос в более вежливой форме: – А кто это у вас там такой пестренький? (Носов)

Задание 3. Исправьте предложения, ошибки в которых возникли из-за немотивированного употребления антонимов.

1. Он открыто признался в скрытом подкупе. 2. Отсутствует наличие финансовых ресурсов для реконструкции здания. 3. Силовики при голосовании дали слабину. 4. Вообще, принципы, заложенные в конституции, пока у нас не воспринимаются как напрямую работающие. Наоборот, воспринимаются зачастую с кривой усмешкой. 5. Это не просто лживые новости – это лживая история.

Задание 4. Укажите значение паронимов, сферу их употребления и стилистическую окраску. Определите, с какими словами, из приведенных в скобках, сочетаются паронимы.

Возвестить // известить (приезд, семья, победа, телеграмма); зачинатель // зачинщик (литература, смута, направление в архитектуре, потасовка); оборотливый // оборотный (предприниматель, средства, хозяин, капитал, ведомость); остатки // останки (пища, человек, армия); породить // породнить (люди, страх, мысли, дитя); скоромный // скромный (потребности, блюдо, день, юноша); сломанный // сломленный (дух, ветка, рука, герой, воля).

Задание 5. Определите значения паронимов. Охарактеризуйте сочетаемость паронимов, составьте с каждым словосочетание.

Аффект // эффект; дискредитация // дискриминация; лагуна // лакуна; официальный // официозный; реликвия // реликт; эмигрант // иммигрант; эксцентрический // эксцентричный.

Задание 6. Дополните предложения (I) подходящими по смыслу паронимами (II).

I) 1. Председатель... лектора и... ему трибуну. 2.... путник слышал несколько... выстрелов. 3.... попросили предъявить при входе... удостоверение. 4. После длительного...... оказалось превосходным. 5.... приемы тем и отличаются, что собирают... публику. 6. То, что он не знает этого, свидетельствует о том, что он..., а то, что он не может как следует раскланяться, подсказывает еще, что он и.... 8...., которая пришла на запрос, пестрит....

II) Варение // варенье; командированный // командировочный; невежа // невежда; одинокий // одиночный; описка // отписка; представительский // представительный; представить // предоставить.

Задание 7. Определите, правильно ли употреблены выделенные слова. Если необходимо, исправьте предложения. Подберите слова, с которыми могут сочетаться неверно употребленные паронимы. Укажите предложения, в которых могут употребляться оба паронима.

1. Иран навлекает на себя смертную опасность. 2. ООН призвана решать разногласия. 3. Маневры проходили у лесистых болот. 4. Сейчас не до цветастых речей – необходимы активные совместные действия. 5. Многочисленные исторические факторы подтверждают достоверность концепции. 6. Существует комплект проблем, связанных со звукозаписью. 7. К костюму обязательно одевайте браслеты. 8. Прошу принять меры административного и дисциплинированного воздействия. 9. Проверяйте водные знаки на купюре.

Упражнение 8. В приведенных предложениях найдите ошибки на лексическую или семантическую сочетаемость.

1. Я приветствую инициативу, которая была развернута Германией. 2. Мы гарантируем свою непреложную поддержку в этом вопросе. 3. Сопоставление "искусство кино – искусство войны" вдруг оказалось самым животрепещущим. 4. Мы стремимся к достижению комплексного и прочного мира. 5. Подход в плане жесткой и мягкой силы необходимо улучшить. 6. Я понимаю возмущение, злость, сомнения, которые вы высказали. 7. Мы уже много лет пытаемся найти решение проблемы, но оно настойчиво ускользает от нас. 8. Отсутствие продовольственной безопасности и голод усугубляются. 9. После трагедии люди вышли на улицы, чтобы выразить свою скорбь и возложить цветы.

Упражнение 9. Укажите, чем следовало заполнить сильные валентности выделенных слов.

1. Я призываю наших политиков сделать надлежащие выводы о необходимости обеспечения большей представленности и демократической подотчетности. 2. Премьер-министр рассказал о прогрессе, достигнутом правительством в деле осуществления, а также о сохраняющихся проблемах. 3. Вскоре после вступления в должность он продемонстрировал свою приверженность, обратившись с просьбой о продлении мандата Контрольной миссии Организации Объединенных Наций в Колумбии. 4. Оценка потребности после стихийного бедствия будет проведена в ближайшие месяцы.

Упражнение 10. Приведенные ниже высказывания разбейте на две группы в зависимости от того, характеризуются ли они речевой недостаточностью или речевой избыточностью. Исправьте ошибки.

1. Снова обеспечен рост, создаются рабочие места. 2. Сейчас, в этот период времени, мы не должны вспоминать о разногласиях. 3. Необходимо активизировать усилия по осуществлению. 4. Минимальная площадь пола под спальное место в хостеле должна быть не менее 4 кв. м. 5. Совет Безопасности, направляя в места конфликтов комиссаров полиции с целью развертывания, полностью осознает свои обязательства перед населением. 6. Президент поручил завершить работу до конца и доложить. 7. Мы должны сохранять такой важный и эффективный договор, как Договор СНВ-3. 8. Сегодня прерванное сообщение между городами восстанавливается вновь.

Упражнение 11. Укажите виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения.

1. Европейский Союз является итогом неустанного диалога, подчас сложного, иногда непростого. 2. Приглашаю Его Превосходительство обратиться с обращением к Ассамблее. 3. Силы безопасности должны строго соблюдать кодекс поведения при проведении операций безопасности. 4. Соглашение должно обеспечить взаимодействие сторон в условиях чрезвычайных ситуаций. 5. Такой подход должен основываться на комплексном подходе к устойчивому развитию, в котором комплексным образом рассматривается широкий круг вопросов. 6. Изменение климата является явной и настоящей угрозой для всех нас. 7. Предлагаю принять предложенные поправки к законопроекту. 8. Система развития ООН выступает нашим партнером в рамках рамочной основы многостороннего устойчивого развития. 9. В дальнейшем нас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: