Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Демонстрационный вариант 2005 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационнойработы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.
Часть 1 включает 37 заданий (А1 – А37). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 7 заданий (B1 – B7): 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 – на соответствие, 1 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1 – С6). При выполнении задания С1 надо дать ответ из одного-двух предложений, а заданий С2 – С6 – полный развернутый ответ.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А37) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1 |
Одно из положений клеточной теории –
1) | при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению |
2) | новые клетки образуются при делении исходных клеток |
3) | в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды |
4) | клетки способны к росту и обмену веществ |
A2 |
О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них
1) | ядра |
2) | пластид |
3) | оболочки из клетчатки |
4) | вакуолей с клеточным соком |
A3 |
Ферментативную функцию в клетке выполняют
1) | белки |
2) | липиды |
3) | углеводы |
4) | нуклеиновые кислоты |
A4 |
Главным компонентом ядра являются
1) | рибосомы |
2) | хромосомы |
3) | митохондрии |
4) | хлоропласты |
A5 |
Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза
1) | ферментами |
2) | витаминами |
3) | молекулами АТФ |
4) | нуклеиновыми кислотами |
A6 |
Мейоз отличается от митоза наличием
1) | интерфазы |
2) | веретена деления |
3) | четырех фаз деления |
4) | двух последовательных делений |
A7 |
К автотрофным организмам относят
1) | мукор |
2) | дрожжи |
3) | пеницилл |
4) | хлореллу |
A8 |
При партеногенезе организм развивается из
1) | зиготы |
2) | вегетативной клетки |
3) | соматической клетки |
4) | неоплодотворенной яйцеклетки |
Парные гены гомологичных хромосом называют
A9 |
1) | аллельными |
2) | сцепленными |
3) | рецессивными |
4) | доминантными |
A10 |
У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.
1) | AaBb |
2) | aabb |
3) | ААBb |
4) | AABB |
A11 |
Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,
1) | носит обратимый характер |
2) | передается по наследству |
3) | характерна для всех особей вида |
4) | является проявлением нормы реакции признака |
A12 |
В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений
1) | скрещивают особей двух чистых линий |
2) | скрещивают родителей с их потомками |
3) | кратно увеличивают набор хромосом |
4) | увеличивают число гомозиготных особей |
A13 |
Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?
1) | использование солнечной энергии при фотосинтезе |
2) | неограниченный рост в течение всей жизни |
3) | синтез органических веществ из неорганических |
4) | выделение кислорода в атмосферу |
A14 |
К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?
1) | мхов |
2) | хвощей |
3) | водорослей |
4) | лишайников |
A15 |
У насекомых с полным превращением
1) | личинка похожа на взрослое насекомое |
2) | за стадией личинки следует стадия куколки |
3) | во взрослое насекомое превращается личинка |
4) | личинка и куколка питаются одинаковой пищей |
A16 |
Ядовитые вещества, попавшие в организм человека с пищей, обеззараживаются в
1) | почках |
2) | печени |
3) | толстом кишечнике |
4) | поджелудочной железе |
A17 |
Малокровие у человека возникает вследствие
1) | недостатка кальция в крови |
2) | уменьшения витаминов в организме |
3) | уменьшения содержания гемоглобина в крови |
4) | нарушения деятельности органов пищеварения |
A18 |
Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга, в котором расположен центр дыхания?
1) | А |
2) | Б |
3) | В |
4) | Г |
A19 |
Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых
1) | образуется витамин А |
2) | возникают зрительные образы |
3) | черный пигмент поглощает световые лучи |
4) | формируются нервные импульсы |
A20 |
Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при использовании
1) | в пищу немытых овощей |
2) | воды из стоячего водоема |
3) | плохо прожаренного мяса |
4) | плохо вымытой посуды, которой пользовался больной |
A21 |
К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?
1) | экологическому |
2) | генетическому |
3) | морфологическому |
4) | географическому |
A22 |
Исходным материалом для естественного отбора служит
1) | борьба за существование |
2) | мутационная изменчивость |
3) | изменение среды обитания организмов |
4) | приспособленность организмов к среде обитания |
A23 |
Направляющий фактор эволюции –
1) | дрейф генов |
2) | видообразование |
3) | естественный отбор |
4) | географическая изоляция |
A24 |
Формирование приспособленности у организмов происходит в результате
1) | освоения видом новых территорий |
2) | прямого воздействия среды на организм |
3) | дрейфа генов и увеличения численности гомозигот |
4) | сохранения отбором особей с полезными признаками |
A25 |
В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались
1) | ткани |
2) | споры |
3) | семена |
4) | половые клетки |
A26 |
К социальным факторам антропогенеза относят
1) | прямохождение |
2) | появление речи |
3) | мутационный процесс |
4) | борьбу за существование |
A27 |
Сигналом к осеннему перелету птиц служит
1) | понижение температуры воздуха |
2) | увеличение количества осадков |
3) | наступление первых заморозков |
4) | сокращение длины светового дня |
A28 |
Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания:
листовой опад ® …… ® еж ® лисица?
1) | крот |
2) | кузнечик |
3) | дождевой червь |
4) | плесневые грибы |
A29 |
Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?
1) | АТФ |
2) | солнечный свет |
3) | живые организмы |
4) | органические вещества |
A30 |
В чем причина смены одного биоценоза другим?
1) | изменение погодных условий |
2) | сезонные изменения в природе |
3) | колебание численности популяций одного вида |
4) | изменение среды обитания живыми организмами |
A31 |
Окислительно-восстановительная функция живого вещества планеты связана с
1) | эволюцией организмов |
2) | климатическими условиями |
3) | обменом веществ и энергии |
4) | освоением организмами новых мест обитания |
A32 |
Наибольшую концентрацию ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде можно обнаружить у
1) | хищников |
2) | древесных растений |
3) | травянистых растений |
4) | травоядных животных |
A33 |
Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в
1) | лизосомах |
2) | рибосомах |
3) | хлоропластах |
4) | эндоплазматической сети |
A34 |
Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?
1) | 25% |
2) | 50% |
3) | 75% |
4) | 100% |
A35 |
Мхи – более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они
1) | имеют органы и ткани |
2) | размножаются спорами |
3) | многоклеточные организмы |
4) | способны поглощать газы и воду из атмосферы |
A36 |
Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает
1) | высоту составляющих его звуков |
2) | направление звуковой волны |
3) | содержащийся в нем смысл |
4) | степень громкости звука |
A37 |
Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?
1) | теплокровность |
2) | гетеротрофное питание |
3) | легочное дыхание |
4) | рефлекторная нервная деятельность |
Часть 2
Ответы к заданиям этой части запишите в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1 – В7. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В заданиях В1 – В3 выберите несколько ответов из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
B1 |
В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?
А) | нерестовые миграции рыб |
Б) | реакции инфузории на поваренную соль |
В) | сбор нектара и пыльцы пчелами |
Г) | передвижение эвглены зеленой в освещенное место |
Д) | реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки |
Е) | откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц |
Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
B2 |
В связи с прямохождением у человека
А) | освобождаются верхние конечности |
Б) | стопа приобретает сводчатую форму |
В) | большой палец руки противостоит остальным |
Г) | таз расширяется, его кости срастаются |
Д) | мозговой отдел черепа меньше лицевого |
Е) | уменьшается волосяной покров |
Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
B3 |
В чём сходство природной и искусственной экосистем?
А) | небольшое число видов |
Б) | наличие цепей питания |
В) | замкнутый круговорот веществ |
Г) | использование солнечной энергии |
Д) | использование дополнительных источников энергии |
Е) | наличие продуцентов, консументов, редуцентов |
Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
При выполнении заданий В4 - В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
B4 |
Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ | ГРУППЫОРГАНИЗМОВ | ||
1) | выделяют в особое царство | А) | грибы |
2) | тело представляет собой слоевище | Б) | лишайники |
3) | имеют плодовое тело | ||
4) | по способу питания – авто-гетеротрофы | ||
5) | вступают в симбиоз с корнями растений | ||
6) | представляют симбиоз грибов и водорослей |
B5 |
Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них.
КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ | НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ | ||
1) | вены малого круга кровообращения | А) | от сердца |
2) | вены большого круга кровообращения | Б) | к сердцу |
3) | артерии малого круга кровообращения | ||
4) | артерии большого круга кровообращения |
B6 |
Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ | ОРГАНИЗМЫ | ||
1) | использование энергии солнечного света для синтеза АТФ | А) Б) | автотрофы гетеротрофы |
2) | использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ | ||
3) | использование только готовых органических веществ | ||
4) | синтез органических веществ из неорганических | ||
5) | выделение кислорода в процессе обмена веществ |
При выполнении задания В7 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
B7 |
Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
А) | уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов |
Б) | заселение среды обитания особями других видов |
В) | сокращение численности исходных видов |
Г) | изменение среды обитания в результате действия экологических факторов |
Д) | формирование новой экосистемы |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), затем на задание С1 дайте краткий ответ из одного-двух предложений, а на задания С2 – С6 – полный развернутый ответ.
C1 |
К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
C2 |
Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?
C3 |
Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте.
C4 |
Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.
C5 |
Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.
C6 |
Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?
Ответы к заданиям демонстрационного варианта по биологии
Часть 1
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | А14 | А27 | |||
А2 | А15 | А28 | |||
А3 | А16 | А29 | |||
А4 | А17 | А30 | |||
А5 | А18 | А31 | |||
А6 | А19 | А32 | |||
А7 | А20 | А33 | |||
А8 | А21 | А34 | |||
А9 | А22 | А35 | |||
А10 | А23 | А36 | |||
А11 | А24 | А37 | |||
А12 | А25 | ||||
А13 | А26 |
Часть 2
№ задания | Ответ |
В1 | АВЕ |
В2 | АБГ |
В3 | БГЕ |
В4 | АБАБАБ |
В5 | ББАА |
В6 | АББАА |
В7 | ГАВБД |
За верное выполнение заданий В1 – В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
За верный ответ на задание В7 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют. В других случаях выставляется 0 баллов.
Часть 3
C1 |
К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
//Ответ:
Содержание верного ответа (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) | Балл |
К загрязнению окружающей среды | |
Ответ включает названный выше элемент и не содержит биологических ошибок | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 1 |
C2 |
Почему в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить подсоленную воду?
//Ответ:
Содержание верного ответа (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) | Балл |
Элементы ответа: 1) у человека в горячих цехах нарушается водно-солевой баланс в связи с потерей вместе с потом воды и минеральных солей; 2) подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма | |
Ответ правильный и полный, включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает один из названных выше элементов ответа | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
C3 |
Что произойдет с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте.
//Ответ:
Содержание верного ответа (допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла) | Балл |
Элементы ответа: 1) концентрация веществ в клетке выше, чем в окружающей её воде; 2) вода поступает в клетку, объем которой увеличивается; 3) под давлением воды плазматическая мембрана разрывается, клетка погибает. | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
C4 |
Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.
//Ответ:
Содержание верного ответа (допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла) | Балл |
Элементы ответа: 1) у потомства при половом размножении комбинируются признаки обоих родителей; 2) причина комбинативной изменчивости – кроссинговер, митоз и случайное сочетание гамет при оплодотворении; 3) при вегетативном размножении потомки сходны друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических клеток которого они формируются. | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
C5 |
Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.
//Ответ:
Содержание верного ответа (допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла) | Балл |
Элементы ответа: 1) люди разных рас содержат в клетках одинаковый набор хромосом; 2) от межрасовых браков родятся дети, которые при достижении половой зрелости способны размножаться; 3) люди разных рас сходны по строению, процессам жизнедеятельности, развитию мышления. | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
C6 |
Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?
//Ответ:
Содержание верного ответа (допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысла) | Балл |
Элементы ответа: 1) генотипы и фенотипы Р: аа – с малыми коренными зубами, Аа – без малых коренных зубов; 2) генотипы и фенотипы потомства: Аа – без малых коренных зубов, аа – с малыми коренными зубами; 3) вероятность рождения детей без малых коренных зубов – 50%. | |
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | |
Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 1-2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |