Дисциплина «История русской литературы»




1. Литература 70-х годов. Народническое движение. Периодика. Борьба идейно-эстетических течений в критике. Народническая литература, основные жанры и особенности реализма.

2. Литература 80–90-х годов. Эволюция народничества. Теория «малых дел». Влияние «переходной» эпохи на характер литературного процесса. Судьба реалистической литературы (прозы, поэзии).

3. Основные этапы творческого пути Г. И. Успенского. Очерк – ведущий жанр в творчестве Г. И. Успенского. Очерковые циклы. Обзор литературоведческих исследований, посвященных изучению творчества Успенского.

4. Раннее творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Салтыков-Щедрин в Вятке. «Губернские очерки», обстоятельства их публикации, тематика, идейный смысл, персонажи.

5. «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина – политическая сатира на самодержавие и бюрократизм. Пародия, гипербола, гротеск в поэтике Салтыкова-Щедрина.

6. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина в 70-е годы. Основные сатирические циклы. Роман «Господа Головлевы», творческая история, основная тема, художественное своеобразие. Образ Иудушки.

7. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина в 80-е годы. «Сказки». История их создания, основные темы, цикла, анализ 2–3 сказок (по выбору). Художественный метод М. Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ исследовательских оценок творчества Салтыкова-Щедрина.

8. Раннее творчество Ф. М. Достоевского. Общественно-политическая и философская позиция писателя в 40-е годы. Роман «Бедные люди». Повести об идеалистах-мечтателях («Белые ночи», «Неточка Незванова»)

9. Ф. М. Достоевский в 50-е годы. Каторга и ссылка. «Записки из мертвого дома». Идейный кризис писателя. Теория «почвы». Своеобразие эстетического идеала писателя. Ф. М. Достоевский в 60-е годы. Позиция писателя в общественно-политической и литературной борьбе. Зарубежная поездка. «Записки из подполья», «Зимние заметки о летних впечатлениях».

10. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Творческая история романа. Основная проблематика. Социальные контрасты Петербурга в изображении Достоевского. Изображение трагизма жизни бедных людей.

11. Социально-психологическая драма Раскольникова. Социальный и философско-эстетический смысл его теории. Мотивы преступления, крах и наказание Раскольникова.

12. Этико-эстетический идеал Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» (образ Сони).

13. «Двойники» и «антиподы» Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

14. Своеобразие жанра «Преступления и наказания» как социально-психологического романа-трагедии. Проблема полифонизма романа. «Преступление и наказание» в исследованиях современных ученых.

15. Ф. М. Достоевский в 70-е годы. Роман «Идиот». Проблема «положительно прекрасного человека». Образ князя Мышкина. Роль образа Рогожина в раскрытии авторской идеи «поиска человека в человеке при полном реализме».

16. Ф. М. Достоевский в 70-е годы. Роман «Идиот». Трагические характеры в романе. Образ Настасьи Филипповны. Образ Аглаи Епанчиной.

17. Крупные реалистические романы Ф. М. Достоевского 70-х годов («Бесы», «Подросток»). Проблематика, система образов, авторская позиция.

18. Итоговый характер романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Образ Ивана. Философско-историческая, социальная сущность и значение легенды о Великом Инквизиторе.

19. Образы Дмитрия, Алеши, Смердякова в романе «Братья Карамазовы». Тема «русских мальчиков» в романе. Сущность «карамазовщины».

20. Открытия Ф. М. Достоевского в области романной формы. Глубина психологического анализа. Современные исследования о Ф. М. Достоевском.

21. Начало творческого пути Л. Н. Толстого. Автобиографическая трилогия. Образ Николеньки Иртеньева.

22. «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Их народность и реализм. Н. Г. Чернышеский о «диалектике души» в произведениях Л. Н. Толстого. Идейно-творческая эволюция Л. Н. Толстого в 50–60-е годы («Утро помещика», «Люцерн», «Три смерти», «Казаки»). Позиция писателя в общественно-политической борьбе.

23. Творческая история, источники романа «Война и мир». Смысл заглавия. Философия истории Л. Н. Толстого. Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир». «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого.

24. Жизненный путь князя Андрея Болконского. Воплощение в его образе философско-этических и нравственно-психологических исканий Л. Н. Толстого.

25. Нравственно-психологическая эволюция Пьера Безухова. Проблема «декабризма» в романе. Философско-этические взгляды Толстого.

26. Женские характеры в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Судьба Наташи Ростовой.

27. Л. Н. Толстой в 70-е годы. Роман «Анна Каренина». Проблематика, смысл эпиграфа. Трагедия Анны.

28. Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Духовные искания Константина Левина. «Внутренняя связь» судеб Анны Карениной и Константина Левина.

29. Л. Н. Толстой в 80-е годы. Духовная драма, кризис мировоззрения, переход на позиции патриархального крестьянства. Религиозно-философские трактаты. Повести «Холстомер», «Смерть Ивана Ильича». Л. Н. Толстой в последние годы жизни («Отец Сергий», «После бала»). Уход из Ясной Поляны.

30. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение». Идейный смысл и жанр романа. Судьба Катюши Масловой. Образ Нехлюдова. Драматургия Л. Толстого, ее основные идеи образы. Основные художественные открытия Толстого в области эпической, психологической, нравственно-этической прозы.

31. Творческий путь Н. С. Лескова. Произведения 1860-х – начала 70-х годов: участие в литературной и общественной полемике. Проблематика и тематика рассказов «Житие одной бабы», «Овцебык». «Антинигилистические» романы. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» (образ Катерины Измайловой, полемика писателя с А. Н. Островским и его драмой «Гроза»).

32. Эволюция мировоззрения и творчества Н. С. Лескова в 1870-е – 1890-е годы. Произведения Н.С.Лескова о таланте и судьбе русского человека («Соборяне», «Очарованный странник», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Тупейный художник»). Разнообразие форм повествования. Лесковский сказ.

33. Поэзия эпохи «безвременья». Особенности поэтического мироощущения. Обзор творчества одного из поэтов (К. Случевский, К. Фофанов, М. Лохвицкая).

34. Творчество В. М. Гаршина и В. Г. Короленко. (анализ творчества одного из писателей – по выбору: основные жанры, темы, проблемы, своеобразие героя, своеобразие художественного стиля.

35. Раннее творчество А. П. Чехова. Тематическое и жанровое разнообразие произведений А. П. Чехова «осколочного» периода. Значение медицинского образования для формирования литературной позиции. Повесть А. П. Чехова «Степь» - этапное произведение в идейно-творческих исканиях писателя. Образ Егорушки.

36. Социально-философская и идейно-нравственная проблематика творчества А. П. Чехова в конце 80-х – начале 90-х годов (книга «Остров Сахалин», «Дуэль»). Рассказы «Скучная история», «Жена», «Именины», «Скрипка Ротшильда», «Черный монах», «Студент» (анализ 2 рассказов по выбору).

37. Социально-политический и философский смысл рассказа А. П. Чехова «Палата № 6». Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия («Рассказ неизвестного человека», «Моя жизнь», «Дом с мезонином»).

38. Тема «уклонений от нормы», пошлости, косности быта, духовного оскудения личности как основная тема чеховского творчества 1890 – 1900 гг. («Попрыгунья», «Учитель словесности», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»).

39. Изображение русской деревни в творчестве А. П. Чехова («Мужики», «В овраге»). Мотивы борьбы за счастье в позднем творчестве («Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста»). Основные открытия Чехова-прозаика.

40. Драматургическое новаторство А. П. Чехова. Жанровое своеобразие, новый тип конфликта, сложность характеров, подтекст, символика и авторская позиция в пьесах Чехова («Чайка» как программное произведение. «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» - анализ одной из пьес).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: