Введение (1 ч)
Знакомство с графическим дизайном: что такое графический дизайн. Краткая история развития графического дизайна. Сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека.
Дизайн-техника графики (4 ч)
Краткий обзор простейших приемов дизайн-техники графики, общие понятия о дизайнтехнике графики и ее определение.
Основные инструменты, используемые графическими дизайнерами: карандаши, Основные материалы графика-дизайнера и художника оформителя: бумага, тушь, акварель, темпера, гуашь.
Приемы и правила работы с инструментами и материалами в дизайн технике.
Виды графики. Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки. Тоновая графика — отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация цвета и текстуры материала. Аппликация.
Шрифты и шрифтовые работы (4 ч)
Краткая история шрифта. Основные виды шрифтов и их классификация.
Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам. Требования, предъявляемые к шрифту: удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (с использованием плакатов и таблиц с различными видами шрифтов — антиква, рубленые, брусковые, чертежные и др.).
Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с использованием трафаретов.
Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функциональные требования к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет; шрифт и оптические иллюзии.
Исторические и национальные особенности шрифтовых надписей и композиций.
Перспектива (4 ч)
Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы. Основные приемы построения перспективы: прием «боковой стенки» и перспективных делительных масштабов. Выбор наиболее рационального приема или способа построения перепекшим и зависимости от вида объекта.
Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного i» приятия изображения и перспективные искажения.
Классификация перспективных изображений в зависимости "I высоты горизонта и ракурса.
Обобщение знаний (1 ч)
Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся (в том числе и творческих).
Цветоведение (6 ч)
Свет и цвет — основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические. Основные цвета. Круг естественных цветов (по Гете; по Оствальду).
Цвета теплые и холодные.
Контраст и нюанс цветов. Дополнительные цвета. Цветовая гармония — правила определения гармоничных цветов (двух, трех, четырех). Цветовой тон, насыщенность и светлота. Смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизиологическое воздействие цвета на человека. Основные правила оформления (цветового решения) интерьера.
Композиция (6 ч)
Основные понятия и определения. Главные законы композиции. Свойства и качества композиции. Средства композиции. Композиционные приемы. Виды и типы композиции. Гармонические профессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение. Роль композиции в эстетическом восприятии объектов материального мира вещей. Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и художественных изделий.
Форма и формообразование (4 ч)
Основные понятия и определения. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм: масса, величина, геометрический вид, положение в пространстве. Графические приемы отображения формы на плоскости. Графические приемы усиления визуально-эстетического воздействия формы. Эмоциональное воздействие формы. Визуальная целостность формы. Тектоника формы и технологии изготовления изделий. Формы и стиль. Формы и мода.
Дизайн как последовательно развивающийся творческий процесс проектирования 3 ч)
Язык дизайна и его средства — графика и объемная пластика. Виды и этапы дизайнграфики — набросок (кроки), эскиз, эскиз-рисунок, чистовой эскизный проект. Виды и этапы объемного проектирования (в том числе и плоскостного) — эскизное макетирование, имитирующее макетирование и моделирование, натурный макет. Изделие. Маркетинг. Порядок (алгоритм) дизайн проекта, структура процесса дизайна и его основные принципы.
Обобщение знаний (1 ч)
Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся.
Тематическое планирование
№ | тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение | ||||
Давайте познакомимся | ||||
Дизайн-техника графики | ||||
Материалы, инструменты и оборудования. Применение | ||||
Техника оформительской работы | ||||
Шрифты и шрифтовые работы | ||||
Виды шрифтов | ||||
Выполнение шрифтовой композиции (основные приемы в композиции) | ||||
Перспектива | ||||
Создание и размещение объектов в эскизном проекте | ||||
Рисование скетчей используя основные законы перспективы | ||||
Обобщение знаний | ||||
Выставка работ учащихся Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся | ||||
Цветоведение | ||||
Основные понятия, создание цветного гармонизатора | ||||
Творческая работа на цветопередачу с использованием различных техник | ||||
Эскиз проекта художественного оформления школьной выставки (интерьер школьного помещения) | ||||
Композиция | ||||
Основы композиции | ||||
Творческая работа | ||||
Форма и формообразование | ||||
Основные понятия и определения. Изготовление объемно-пространственных композиций (фронтальных, объемных и глубинно-пространственных | ||||
Эскиз проекта и создание макета оформления школьной сцены | ||||
Дизайн как последовательно развивающийся творческий процесс проектирования | ||||
Язык дизайна и его средства | ||||
Обобщение знаний | ||||
Выставка работ учащихся Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИЗАЙНУ
1. Проведение прямых линий и окружностей. Выполнение штриховки.
2. Вычерчивание геометрического узора или орнамента (по авторскому сюжету и эскизу). Формат АЗ
3. Задание на шрифт и шрифтовую композицию (например, выполнение титульного листа к альбому работ по графическому дизайну).
4. Построение перспективного изображения архитектурной детали (арки, крыльца, фрагмента стены с окнами и др.) или интерьер класса (мастерской, жилой комнаты и др.) по авторскому чертежу в масштабе. Формат А2
5. Выполнение цветовой композиции по авторскому эскизу. Задание творческое.
Формат АЗ или А2
6.) из трехмерных объектов.
В результате изучения курса «Дизайн: Шаг за шагом» на базовом уровне ученик должен знать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи графических объектов различного типа с помощью современных программных средств и технологий;
уметь:
оперировать различными технологиями построения графических объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать графические объекты сложной структуры;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения доступных программных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
Литература:
1. «Программы образовательных учреждений. Технология и трудовое обучение 1-
4,5-11 классы» Москва. «Просвещение» 2009г.
2. Королькова А. Живая типографика. - М.: IndexMarket, 2007.
3. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции / Г. А. Кна- бе. - М.:
Вильямс, 2006. - 736 с.: ил. - (Профессиональная работа).
4. 1000 способов шрифтового дизайна [Текст]: шрифты, достигшие совершенства.:
пер. с англ. / Wilson Harvey/ Loewy; дизайн P. Burgess, B. Wood. - М.: РИПХолдинг, 2005. - 297, [30] c.: ил. - Пер. изд.: Rockport Publishers, Inc., U.S., 2005.
5. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций:
учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 052400 «Дизайн» / С.С. Водчиц.
- М.: Техносфера, 2005. - 416 с.: ил.,[16цв. ил.] - (Мир дизайна).
6. Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и ти- пографскаго
искусства: в 2 т. Т. 1: С изобретения книгопечатания по
7. XVIII век включительно / Ф.И. Булгаков; Гос. Публичная Истор. Б-ка России,
Отдел редких книг. - Электрон. дан. - М.: ГПИБ, 2005. - 1 CD- ROM - (Электронный запасник Государственной публичной исторической библиотеки России). -
Электронный аналог печат. издания 1889 г.КАК // Периодический журнал. Индекс 47601.
8. Ахти Индов. Оптический орнамент.- Рига.1995.
9. Бесчастнов Н.П. Черно – белая графика. - М. Владос.2002.
10. Генрих Гуссман. О книге.- М.Книга.1982.
11. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе.-
М.Владос.2004.
12. Джон Доме. Энциклопедия знаков и символов. – М. Вече-АСТ. 1997.
13. КАК / М.2003-04.
14. Neue Werbund / DDR -1985-88.
15. Мусорин М.К. Фотография.- М.Владос.2003.
16. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. - М. Дашков и К. 2004.