(технологии системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л. Г.)
Вид деятельности: Коммуникативная деятельность Подготовительная группа
Тема: «Волк и лиса».
Цель: Создание условий для формирования интереса и потребность в чтении.
Задачи:
Организовать деятельность детей для пополнения литературного багажа сказками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. Организовать деятельность для формирования нравственно – эстетических ценностей. Организовать рефлексивную деятельность. Методы и приемы: Словесный, наглядный, коммуникативный. Материалы и оборудование: Сказка «Волк и лиса», книга сказок, Картинки лисы и волка. Предварительная работа: Здоровьесберегающие технологии: Физминутка: «Лисичка»
Я, лисичка-сестричка
По лесу ходила.
Я, лисичка-сестричка
Голосом вопила.
Я, лисичка-сестричка
Лычки драла,
Я, лисичка-сестричка
Лапотки плела.
Этапы ОС | Деятельность педагога Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога. | Деятельность детей Прописывается текст (с возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. | Ожидаемые результаты Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) | Мотивационная технология. Внести книги со сказками. Ребята, посмотрите на эти книги и скажите, кто главные герои этих сказок? Сегодня с вами отправимся в путешествие по сказкам. Кто желает? | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Соглашаются. | Создание положительного эмоционального фона. |
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений | Коммуникативная технология. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением лисы и волка. Ребята, посмотрите на картинку и скажите, кто здесь изображен? (лиса и волк) Как можно назвать детенышей лисы и волка ласково? Как можно сказать про волка, какой он?» (воспитатель задает наводящий вопрос: он большой или маленький?). А лиса какая? Они какие животные? Чем питаются? Вызываю 3-4 детей и предлагаю им составить короткий описательный рассказ про лису и волка. | Закрепление детьми знаний. Рассматривание картины. Дети называют, что изображено на картине, и объясняют, что на ней подсказало им правильный ответ. | Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей. Развитие артикуляционной речи. |
3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы) | Поисково – проблемная технология. Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки, где лиса является героиней, знаете вы? | Ответы детей. | Развитие логического мышления, умение анализировать. |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | Исследовательская технология. Молодцы, много знаете сказок про лису. Как в сказках называют лису ласково?» (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса- Патрикиевна, Лисьюшка) А волка? (Левон Иванович, волчок – серый бочок, Волчище) А какой лису в сказках изображает автор? (хитрой, умной, увертливой, смышленой, ласковой, грубой, выдумщицей) А какой волк в сказках? Ребята, послушайте сказку, которая называется «Волк и лиса». Чтение сказки. В какой избушке жил волк? Как понимаете хворостяная, это какая? А лиса в какой избушке? Ребята, скажите, какая лиса в сказке?(Хитрая, обманщица) А волк? (Доверчивый). Что собирался волк испечь? Из чего? А что лиса сделала? Молодцы! А теперь немного отдохнем. | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Выполняют Физминутку. | Активизировать познавательную деятельность детей посредством беседы. |
5. Включение нового знания в систему знаний и умений | Коммуникативная и игровая технология. На доске прикреплены картины с изображением лисы. Воспитатель предлагает 5-6 детям по очереди выбрать картинку и придумать короткий рассказ: про лису, и про волка (рассказать какие они). Использование мнемотаблиц. А вы сможете придумать свой вариант сказки или окончание сказки? Сегодня на примере сказки «Волк и лиса» мы увидели, что неприятности могут случиться в любой момент. В жизни, как и в сказке, есть такие люди, как лиса, — хитрые и лживые. В сказке лиса обманула волка. Сказку можно переделать на хороший лад, чтобы плохое происходило с лисой. А волку нужно было не слушать лису, а думать своей головой. Нам всем надо стараться избегать встреч с такими людьми или хотя бы не прислушиваться к их советам, думать своей головой. Сказки придумал народ, чтобы предостеречь нас от возможных опасностей и от плохих людей. Сегодня вы хорошо поработали. Главное: мне понравилось, как вы рассуждали, какие выводы делали. | Беседа, дети отвечают на вопросы воспитателя, придумывают и рассказывают короткие рассказы. Используют мнемотаблицы. | Развитие памяти, мышления, связной речи посредством беседы. |
6. Осмысление (итог, рефлексия) | Рефлексивная технология. Вам понравилось занятие? О ком была сказка? Если сказка вам понравилась, возьмите цифру 5, если нет – цифру 2. | Индивидуальные высказывания детей. | Владеть устной речью, умение выражать свои мысли. |