Картотека дидактических словесных игр




v Младший дошкольный возраст

Коза рогатая»

Дидактическая задача: позабавить детей, учить их слушать стишок до -конца, понимать его.

Правила игры:

После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,

Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока кто не пьет -

Забодает,

забодает,

забодает.

При слове "забодает" дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки.

Заинька»

Дидактическая задача: учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Правила игры:

Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким

Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочит,

Некуда серому выпрыгнут

Заинька, поскачешь -

Выскочишь,

Серенький, попляшешь -

Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.

Сова»

Дидактическая задача: приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Правила игры:

Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.

Слова воспитателя и детей:

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг - как полетит!

Движения;

Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спящих птиц.

Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

Услышав слова "как полетит", дети убегают, а сова

их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

Птички»

Дидактическая задача: упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей.

Правила игры:

Воспитатель обращается к детям: "Послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

 

Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.

Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

Солнечные зайчики»

Дидактическая задача: упражнять детей в произношении стихотворения в сочетании с движениями.

Правила игры:

Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот - левей, левей!

Убежал на потолок.

 

Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удастся поймать рукой солнечного зайчика.

 

v Средний дошкольный возраст

1. «Воробушки и автомобиль»

Дидактическая задача: упражнять детей в правильном звукопроизношении, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

 

Правила игры:

 

Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит: "Дети, это - руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: "У-у-у", как сигналит автомобиль?" - "У-у-у", - повторяют дети. "Сейчас мы поиграем так, - продолжает воспитатель. - Я - автомобиль, а вы все - воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с березы

На дорогу - прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик.

Когда я скажу слово "прыг", вы встаете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: "Прыг, прыг, прыг". Когда я скажу "чик-чирик!", вы полетите, кто куда хочет" будете махать крылышками и чирикать: "Чик-чирик!" А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки".

После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится выполнять движения первым. Пусть дети сами услышат слова "прыг", "чик-чирик" и начнут выполнять соответствующие движения.

Игра повторяется 2-3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.

Зеркало»

Дидактическая задача: развивать речевую и двигательную активность детей.

Правила игры:

Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят;

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

 

Карусель»

Дидактическая задача: учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Правила игры:

Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: "Сегодня мы поиграем в игру "Карусель". Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова;

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом -

Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова "бегом" побежим по кругу. После того как я скажу слово "поворот", мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два -

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по1 сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель"

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

Мыши»

Дидактическая задача: развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Правила игры:

Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: "Сейчас мы поиграем в игру "Мыши". Выберем мышек (выбирают 3-4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой". Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели! Все погрызли, все поели. Всюду лезут - вот напасть! Доберемся мы до вас. Берегитесь вы, плутовки! Как поставим мышеловки, переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек.

Когда воспитатель произносит слово "хлоп", дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался, считается пойманным и становится в общий круг.

Гуси»

Дидактическая задача: развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Правила игры:

Воспитатель предлагает поиграть в игру "Гуси": "Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, "щипать травку"), а в этом углу будет мой дом". Воспитатель объясняет детям ход игры.

Слова воспитателя:

Тет-тет-тет,

Гуси белые, гуси серые,

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,

Крыльями машут,

Носы раскрывают.

 

Действия детей:

Дети вытягивают шеи, расставляют пальцы, машут руками. Все вместе произносят: "Га-га-га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!"

Гуси продолжают щипать травку, гулять, по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.

v Старший дошкольный возраст

Придумай предложение»

Дидактическая задача: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Правила игры:

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

Подбери слово»

Дидактическая задача: развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Правила игры:

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например, «Вспомните, что можно шить». Ответы детей. «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?» — «Носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать?» — «Шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать?» — «Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку», «Надеть?» - «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

Кузовок»

Дидактическая задача: развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Правила игры:

Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК, яблОК, мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по - кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на – ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: