Б) Задание на проверку и коррекцию исходного уровня знаний




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)

 

Кафедра стоматологии детского возраста

Дисциплина «Детская стоматология»

Дисциплинарный модуль 1

Модульная единица 1.1 Введение в специальность. Анатомо-физиологические особенности развития детского организма. Особенности стоматологического обследования ребенка

Занятие 1.1.1

Тема:

Анатомо-физиологические особенности детского организма (особенности строения челюстных костей, альвеолярного отростка, периодонта, СОПР, основные этапы развития и минерализации зубов).

Методические указания к занятию для студентов

 

Тюмень, 2016

Составители: зав. кафедры, к.м.н. О.А. Куман, ассистент кафедры Е.В. Редикульцева

Методические указания к занятию для студентов составлена на кафедре стоматологии детского возраста (к.м.н., заведующий кафедрой стоматологии детского возраста О.А. Куман) составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.03 Стоматология, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 96, учебного плана (2016г.)

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры стоматологии детского возраста

 

«___» ______ 201___г.

 

 

Модульная единица 1.1 Введение в специальность. Анатомо-физиологические особенности развития детского организма. Особенности стоматологического обследования ребенка

Тема занятия: Занятие 1.1.1 Анатомо-физиологические особенности детского организма (особенности строения челюстных костей, альвеолярного отростка, периодонта, СОПР, основные этапы развития и минерализации зубов).

Актуальность темы: Трудности лечения кариеса временных зубов обусловлены не только особенностями анатомофизиологии временных зубов и полости рта ребенка, но и сложностью выполнения многих манипуляций у маленьких детей. Это создает предпосылки к развитию осложнений кариеса и преждевременному удалению молочных зубов, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на зачатки постоянных зубов, общее здоровье ребенка, способствует возникновению одонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и формированию у детей зубочелюстных аномалий

Учебные цели:

1. Изучить особенности анатомии и физиологии зубов у детей в различные возрастные периоды.

2. Изучить механизм и сроки формирования корней временных и постоянных зубов.

3. Изучить механизм, типы и сроки резорбции корней временных зубов.

Для этого надо:

- знать методы обследования, позволяющие поставить диагноз заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей различных возрастно-половых групп с учетом их анатомо-физиологических особенностей.

знать особенности эндодонта временных зубов и постоянных зубов с несформированными корнями.

Знать: обоснование тактики ведения больного, методов лечения и профилактики, определение прогноза заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей различных возрастно-половых групп с учетом их анатомо-физиологических особенностей;

 

4. План изучения темы

Занятие 90 мин.

Наименование учебных элементов Время (минут) Дидактические процессы обеспечения (учебные операции)
  Организационная часть   Объявление темы занятия, актуальность
  Проверка усвоения учебного материала   Тест-контроль исходного уровня знаний
  Антенатальный период развития зубочелюстной системы и возможные аномалии развития   Опрос студентов по вопросам: - Образование, дифференцировка и созревание тканей зуба -Гистогенез тканей зуба -Сроки прорезывания зубов, особенности, правила
  Перерыв    
  Самостоятельное составление   По слайдам определить возраст ребенка Определить временные и постоянные зубы
  Разбор проведения   Преподаватель совместно со студентами разбирает .Преподавательдемонстрирует студентам сравнительную характеристику временных и постоянных зубов обращает внимание на особенности
  Анализ и подведение итогов занятия. Домашнее задание.    

Самостоятельная работа студентов

А) Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы.

1. анатомия и гистология твердых тканей зуба

2. классификация кариозных полостей

3. стоматологические инструменты и приспособления, применяемые при осмотре и пломбировании кариозных полостей

5. анатомо-функциональное строение пульпы

6.понятие об анатомо-функциональном восстановлении зуба

 

б) Задание на проверку и коррекцию исходного уровня знаний

Тесты для контроля знаний при самоподготовке
1.Определите возраст ребенка, если зубная формула:

54 52 51 61 62 64

84 82 81 71 72 74

А. 8 – 12 месяцев

Б. 12 – 14месяцев

В. 14 –16 месяцев

Г. 16 – 20 месяцев

 

2. Определите возраст ребенка, если зубная формула:

16 55 54 53 12 11 21 22 63 64 65 26

46 85 84 83 42 41 31 32 73 74 75 36

А. 5 – 6 лет

Б. 7 – 8 лет

В. 8 – 9 лет

 

3. Корни временных резцов резорбируются по типу:

А. 1

Б. 2

В. 3


4. Корни временных моляров резорбируются по типу:

А. 1
Б. 2
В. 3

Г. Все ответы верны.

Д. Правильного ответа нет.


5. Корни 26 зуба в 8 лет
А. Сформированы
Б. Несформированы.


6. Корни 22 зуба в 10 лет

А. Сформированы.
Б. Не сформированы.

7. Перечислите особенности строения временных зубов.
А. Полость зуба широкая

Б. Корни короче.

В. Экватор зуба не выражен.

Г. Ширина коронки более выражена по сравнению с высотой.

Д. Все ответы верны.

 

 

Анатомические особенности строения временных зубов:

1. Во временном прикусе имеются резцы, клыки, моляры (всего 20 зубов). Отсутствуют премоляры.

2. Временные зубы имеют меньшие размеры.

3. Временные зубы имеют голубовато-белый оттенок.

4. На шейке временных зубов хорошо контурируется эмалевый валик, более четко выраженный на вестибулярной поверхности.

5. Практически отсутствует экватор зуба.

6. Высота коронок временных зубов менее выражена.

7. Корни временных зубов короче, чем корни соответствующих постоянных, и более широко расходятся в стороны.

8. Полость зуба временных зубов большая и повторяет форму коронки. С возрастом её размер уменьшается. Стенки коронки и корней более тонкие.

9. В период сменного прикуса отмечается физиологическая стираемость и физиологическая подвижность временных зубов.

10. Каналы временных моляров менее проходимы, чем каналы постоянных моляров.

11. Апикальное отверстие корней временных зубов шире.

12. Временные зубы прорезываются перпендикулярно к альвеолярному отростку.

13. Стенки корня тонкие, идут параллельно друг другу.

14. В период формирующегося корня корневые каналы широкие, у верхушки расширяются и переходят в ростковую зону. Периодонтальная щель выражена по боковым стенкам корня.

15. Коронки временных зубов шире в мезио-дистальном направлении по сравнению с их длиной.

16. Корни и коронки молочных моляров более сплющены в мезиодистальном направлении в пришеечной трети.

17. Пришеечный гребень со щечной стороны во вторых молярах более выражен.

18. Окклюзионная поверхность уже из–за более плоской язычной и щечной поверхности моляров.

 

Гистологические особенности строения тканей зуба у детей различного возраста

Ткань Временные зубы Постоянные зубы
Эмаль Слой эмали тоньше и менее минерализован. После прорезывания зуба в течение 4-х лет продолжается активная минерализация эмали. В сменном прикусе эмаль временных зубов подвергается физиологической стираемости. В стадию незаконченной минерализации кристаллизационная вода составляет до 4%. Состоит из эмалевых призм, которые проходят через всю ее толщину. В толще каждой эмалевой призмы проходят тонкие цитоплазматические волокна, образующие тонкую органическую сеть, в петлях которой располагаются кристаллы апатитов. Морфологическим образованьями органической природы являются эмалевые пучки, эмалевые пластинки и эмалевые веретена. В состав эмали входит кристаллизационная вода (около 1%), образующая внутреннюю гидратную оболочку кристаллов.
Дентин Слой дентина тоньше, менее минерализован, дентинные канальцы более широкие и имеют почти перпендикулярное направление к полости зуба, что позволяет инфекции беспрепятственно распространяться в пульпу зуба даже при неглубоких кариозных поражениях дентина. Слой заместительного дентина не выражен.   Напоминает грубо волокнистую костную ткань, состоящую из основного вещества, пронизанного большим количеством дентинных канальцев, имеющие образные изгибы. Основное вещество дентина составляют коллагеновые волокна, которые в наружных слоях имеют радиальное направление, а во внутренних – тангенциальное. Между волокнами содержится аморфное склеивающее вещество. Внутренний слой околопульпарного малообызвествленного дентина является зоной непрерывного роста дентинного слоя (предентин). Дентинные канальцы начинаются в полости зуба, волнообразно изгибаясь, проходят радиально через толщу дентина и заканчиваются колбообразными вздутиями в области дентиноэмалевого соединения. В просвете дентинных канальцев расположены дентинные отростки одонтобластов (отростки Томсона).
Цемент Цемент формируется по мере роста корня в длину, а при физиологической резорбции корня рассасывается. Во временных зубах клеточного цемента больше. По структуре напоминает грубоволокнистую кость. Он состоит из основного вещества, пропитанного солями кальция, в котором расположены идущие в разных направлениях коллагеновые волокна. Различают два вида цемента: бесклеточный (первичный) и клеточный (вторичный). Бесклеточный цемент находится на боковых поверхностях корня, а клеточный – у верхушки корня, в многокорневых зубах в области бифуркации. Клеточный цемент содержит цементоциты

 

Признаки физиологического прорезывания зубов:

1. Парность прорезывания.

2. Прорезывание в определенные сроки.

3. Определенная последовательность в прорезывании зубов: сперва прорезываются зубы на нижней челюсти, а затем на верхней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: