Как уже отмечалось выше специфическая особенность прямых иностранных инвестиций (по сравнению с портфельными) состоит в том, что они дают инвестору право контроля вложений, делая их более надежными. На внешних рынках международные фирмы действуют в условиях несовершенной конкуренции (или несовершенного рынка), и ПИИ - это стратегический ответ фирмы на существование несовершенства рынка и одновременно инструмент для преодоления этого несовершенства.
Действуя в условиях несовершенных рынков, фирма должна обладать преимуществами по сравнению с местными фирмами в принимающей стране. Путем организации зарубежной деятельности в форме ПИИ инвестирующая фирма стремится к удержанию и расширению своих преимуществ, поскольку именно контроль, присущий ПИИ, дает возможность наиболее эффективно использовать эти преимущества и не "делиться" ими с местными фирмами.
Контроль, осуществляемый иностранным инвестором, это не только желание осторожного, благоразумного использования активов, а стратегический шаг с целью устранения конкуренции между инвестирующим предприятием и предприятиями в принимающей стране. Говоря другими словами, контроль необходим для того, чтобы полностью извлекать экономическую ренту из определенных умений, навыков и возможностей, т.е. преимуществ, которыми владеет инвестирующее предприятие.
Эклектическая парадигма, объясняющая виды и модели деятельности компаний в сфере ПИИ, была сформулирована в 1981 г. экономистом Редингского университета Дж. Даннингом. Согласно этой парадигме, склонность стран привлекать или не привлекать ПИИ, а также объем иностранных активов, имеющийся в наличии и контролируемый мультинациональными фирмами в любой момент времени, определяется тремя объективными типами OLI-преимуществ:
1. Природа и набор специфических преимуществ владения собственностью (или конкурентных преимуществ, включающих существенные элементы бизнеса и теории стратегического управления посредством О-преимуществ (ownership) для иностранных инвесторов, особенно в сравнении с национальными операторами.
Каждая фирма обладает своими специфическими, присущими только ей О-преимуществами.
О-преимущества характеризуются:
величиной компании и ее позицией на отечественном и зарубежном рынке;
менеджментом и умением лидировать;
продуктовыми ноу-хау;
производственными технологиями, квалификацией технического персонала и масштабом НИОКР;
уровнем монополизированности (олигополизированности), определяющим вид доступа к трудовым, естественно-природным и другим ресурсам (эксклюзивный или привилегированный);
уровнем имиджа торговых марок;
системой организации бизнеса и маркетинга.
2. Природа и набор местных факторов и рынков, предлагаемых отдельными странами иностранным инвесторам, что добавляет вес к их уже существующим конкурентным преимуществам. Местные преимущества - L-преимущества (location), относящиеся к стране-реципиенту или стране-донору, включают:
географическое распределение ресурсов и рынков;
конкуренцию цен на ресурсы - рабочую силу, энергию, сырье, компоненты, транспорт, связь;
политическую стабильность, баланс власти;
политический либерализм - низкие тарифы, налоговые ставки, стимулирующие механизмы для осуществления ПИИ, благоприятный инвестиционный климат;
стабильную правовую систему;
развитую инфраструктуру - автомобильные, железные дороги, аэропорты, телекоммуникации;
социально-культурную близость - язык, историю, менталитет, деловые отношения;
долгосрочный рыночный потенциал (возможность экономии на масштабе).
3. Степень, до которой компании могут интернализироваться (преимущества (internal) - защита от колебания рынка и возможность контроля активов), т.е. контролировать собственные конкурентные преимущества, а не переносить и не предлагать их зарубежным фирмам, например, путем экспорта или лицензирования. I-преимущества могут развиваться, если:
интерес покупателей к природе и стоимости продаваемых продуктов и технологий непостоянен; рынок не допускает ценовую дискриминацию; продавцу необходимо защитить качество продукции.
I-преимущества позволяют:
снижать издержки, связанные с исследованием рынка, переговорами и мониторингом;
добиваться экономии на масштабе деятельности;
компенсировать плохую перспективу развития рынка;
преодолевать или использовать государственные "барьеры" в виде квот, тарифов, ценового контроля, налоговой дифференциации;
контролировать поставщиков и условия приобретения используемых ресурсов (включая технологии);
контролировать рынки сбыта (включая те, которые могут использоваться конкурентами);
использовать возможность субсидирования филиалов и влияния на ценообразование, чтобы прибыль облагалась налогом в тех странах, где он меньше.
Совокупность OLI-преимуществ содержит в себе объективные и субъективные составляющие, поскольку зависит от вида деятельности, специфики компании и ожидаемой и реальной выгоды, предоставляемой инвестору страной-реципиентом. Желание корпораций инвестировать капитал за рубежом возрастает при наличии О-преимуществ, которые необходимо оценить в сравнении с преимуществами конкурентов, а также с ростом дохода или выгоды, определяемых L-преимуществами в стране-реципиенте.
Компания, обладающая как сравнительными (О), так и интернализационными (I) преимуществами, решает инвестировать средства за границу, в случае если L-преимущества существуют вне страны ее происхождения. И наоборот, компания с теми же ОI-преимуществами предпочитает экспортировать товары и услуги, если потенциальная страна-реципиент обладает слабыми L-преимуществами. Если фирма не может защитить свои конкурентные преимущества, она, возможно, будет вынуждена продавать лицензии иностранным предприятиям, поддерживая объем производства на национальном рынке.
Необходимо изучать и развивать ключевые составляющие L-преимуществ для обеспечения возможности систематического привлечения капитала и ноу-хау, необходимых для улучшения конкурентоспособности промышленности и повышения занятости. Эконометрические исследования L-преимуществ и недостатков разных стран показали их ключевую роль в привлечении ПИИ. Потоки ПИИ имеют тенденцию сосредоточиваться в тех странах, где сравнительные преимущества выражаются не только в форме естественных ресурсов и низкой себестоимости производства, но также в виде эффективного экономического управления, надежной законодательной базы и хорошей перспективы поддержания экономического роста и развития.