Выполнение задания заключается в подготовке реферата на одну из предложенных ниже тем. По согласованию с преподавателем студент может предложить индивидуальную тему в границах предмета «Общее книговедение». Совокупность тем с необходимой полнотой отражает историю развития обобщенного книговедческого знания в деятельности книговедческих обществ, организаций и учреждений, в трудах крупнейших теоретиков-книговедов, а также современное состояние фундаментальной проблематики общего книговедения на страницах книговедческих изданий.
Работая над рефератом, следует все почерпнутые из рекомендованных источников факты, идеи, концепты, концепции трактовать в предмете общего книговедения, т.е. раскрыть конкретно-исторические формы интерпретации проблематики общего книговедения с позиций сегодняшнего понимания сущности и определения книги, состава, содержания, структуры, объекта, предмета, метода книговедения как науки, соотношения книговедения с другими науками, категориально-понятийного аппарата. На эту рекомендацию следует обратить особое внимание, учитывая, во-первых, что исторической закономерностью формирования обобщенного книговедческого знания было его формирование в границах и средствами отдельных книговедческих дисциплин (библиографоведения, библиотековедения, истории книги, теории и практики редактирования, библиополистики); во-вторых, что многие факты, имена, события изучались студентом в процессе освоения некоторых из этих дисциплин; в-третьих, что деятельность известных ученых-книговедов, учреждений, организаций была разносторонней и описательное изложение ее в целом должно составить лишь вводную часть реферата.
Основным содержанием реферата должно стать раскрытие общетеоретических, общекниговедческих идей и концепций.
Подготовка реферата на любую из выбранных тем предусматривает обязательное изучение по основному учебному пособию всех исторических глав, поскольку предшествующий по отношению к теме реферата материал выступает как предпосылка или сложившаяся традиция, а последующий – как обобщенное развитие, углубление или преодоление недостаточности или ошибочности прежних теоретических построений. Во всяком случае, целостное представление об историческом пути формирования обобщенного книговедческого знания поможет более осознанно и глубоко раскрыть конкретную тему. Основная форма работы при подготовке реферата – изучение и осмысление источников по истории обобщенного книговедческого знания: библиографическое разыскание, чтение, понимание, анализ, конспектирование, интерпретация и по возможности самостоятельная оценка с позиций сегодняшнего уровня развития книговедческой теории.
Результат подобной работы должен быть представлен в виде письменного сочинения объемом 0,5-0,7 п.л. (12-15 страницы машинописного текста на листах бумаги формата А4). Текст реферата должен содержать развернутый план с введением и заключением, структурированную основную часть, библиографический список литературы по теме. Несмотря на неизбежную или допустимую компилятивность любой учебной работы, реферат должен быть вполне самостоятельной по структуре, языку и стилю работой, в которой «свое» достойно отделено то «чужого».
№ п.п. | Перечень тем рефератов |
1. | Вопросы теории книговедения в энциклопедии «Книга» (М., 1999). Характеристика издания в целом и отдельных статей. |
2. | Н.М. Лисовский – библиограф. «Русская периодическая печать, 1703-1900 гг.» [Пг., 1915.] Н.М. Лисовского: история создания, характеристика разделов, оценка критиков |
3. | Журнал «Библиографические известия» Русского библиографического общества и его роль в развитии книговедения. |
4. | Вопросы теории книговедения на страницах энциклопедического словаря «Книговедение» (М., 1982). Характеристика издания в целом и отдельных статей. |
5. | Теоретические вопросы книговедения в изданиях Музея (Института) книги, документа и письма ив трудах его деятелей |
6. | Ловягин А.М. Основы книговедения. Популярный очерк М.: Коллективное товарищество «Начатки знаний», 1925. - 166 с. Основные положения работы. Понимание автором структуры книговедения. Характеристика одного из разделов работы.[1] |
7. | Источниковедение, историография и методология истории книги в трудах П.Н. Беркова. |
8. | Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры и наблюдения Н.А.Рубакина. – СПб, 1895. – 246 с. Основные положения работы. |
9. | «Словарный указатель по книговедению» (1931 -1934) А.В.Мезьер. Характеристика издания в целом и отдельных статей. |
10. | Фомин А.Г. Обзор (составить) основных работ по проблемам книговедения |
11. | Баренбаум И.Е. Обзор (составить) основных работ по проблемам книговедения |
12. | «Второе рождение»книговедения. Содержание книговедческих дискуссий 1959 и 1964 гг. |
13. | Немировский Е.Л. Обзор (составить) основных работ по проблемам книговедения |
14. | Беловицкая А.А. Обзор (составить) основных работ по проблемам книговедения. |
15. | Гречихин А.А. Обзор (составить) основных работ по проблемам книговедения |