Понятие литературного направления. Основные литературные направления русской литературы XIX века.




Дополнение к занятию 2 (сделать конспект в тетрадь)

 

О русской литературе до XIX века в Западной Европе почти никто не знал. А к концу XIX века она приобретает всемирное значение. За сто лет русская литература прошла путь, для которого западноевропейской литературе понадобилось почти четыре столетия — от эпохи Возрождения до реализма XIX века.

Основные исторические условия и особенности развития русской литературы XIX века.

Развитие русской литературы XIX века отражало в первую очередь особенности борьбы классов в русском обществе в период перехода от самодержавно-крепостнического к буржуазно-капиталистическому строю, в эпоху развития капитализма и начала борьбы за построение социалистического общества. В начале XX века Россия становится центром мирового революционного движения, страной, в которой постепенно нарастала буря Великой Октябрьской социалистической революции.

Существенная особенность русского общественного развития в XIX веке состояла в том, что противоречия между господствующими классами и народными массами в России, верхами и низами русского общества не получали сколько-нибудь значительного разрешения на протяжении всего XIX столетия. Россия не пережила, как многие страны Запада, успешной буржуазной революции, развитие капитализма в ней сочеталось с политическим господством помещичьего класса, с деспотизмом царского самодержавия.

Падение крепостного права принесло народным массам освобождение от прямого рабства. Но и после реформы 1861 года, проведенной руками крепостников, в России, вступившей на путь быстрого капиталистического развития, сохранились многочисленные остатки крепостничества.

Крестьянский вопрос имел громадное значение для развития русской общественной мысли и русской литературы XIX века. Крестьянство не раз проявляло себя как революционная сила в стране, но сила стихийная и неорганизованная.

Другой прогрессивной силой русского общественного развития была передовая интеллигенция, в среде которой под влиянием народных настроений и освободительных идей развивалось революционное движение. Его участниками были сначала выходцы из дворянской среды — декабристы и Герцен, а потом — разночинцы-демократы.

В судьбах русской литературы нашла свое отражение и такая особенность русского освободительного движения, как трагическая разобщенность передовой интеллигенции и народных масс, существовавшая почти до конца XIX века.

Русская литература и критика являлись органом общественного самосознания. Русский писатель был учителем и наставником подрастающих поколений. Большинству русских писателей было присуще сознание необходимости не только обличать пошлое, отрицательное в жизни, но и находить, выдвигать высокие нравственные идеалы, к которым должен стремиться человек.

В ярких, глубоко типичных образах русские классики запечатлели существенные явления сложной и противоречивой действительности XIX века. Многие из этих образов вошли в галерею характеров, созданных мировой литературой, и приобрели долгую жизнь за пределами отраженной в них эпохи (Евгений Онегин из одноименного романа А. С. Пушкина, Павел Иванович Чичиков - герой поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души", Иудушка Головлев - герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы", Евгений Васильевич Базаров из романа "Отцы и дети" И. С. Тургенева и др.).

Особенно велика заслуга А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова в разработке языка художественной литературы, в его обогащении сокровищами общенародной речи.

Периодизация русской литературы XIX века.

См. опорную таблицу.

Понятие литературного направления. Основные литературные направления русской литературы XIX века.

Период с конца XVIII века–XIX век –характеризуется разнообразием литературных направлений.

Литературное направление – произведения писателей, работающих в одном творческом методе, ставящих перед собой близкие цели и задачи, провозгласивших свою эстетическую программу.

Творческий метод – система эстетических принципов, которыми руководствуется художник (реалистические / нереалистические).

1. 1730-1750-е гг. – в русской литературе господствует классицизм (Ломоносов, Сумароков, Фонвизин).

Классицизм – литературное направление, состоящее в подражании и безусловном подчинении правилам знаменитых поэтов и писателей прошлого. В основе – подражание античным образцам, обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.

Основные черты классицизма:

1. Главная идея – прославление государства. Главная положительная черта в оценке личности – идея служения интересам государства.

2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.

3. Культ разума.

4. Единство времени, места и действия.

5. Сюжет, как правило, основан на любовном треугольнике.

6. Если говорить о комедии, то в конце порок всегда наказан, а герой вознагражден.

7. В трагедии герой выбирает между долгом и чувством. В основном всегда выбирает долг. Если же выбирает чувства, то он гибнет.

2. Историческая ситуация к концу XVIII века:

- самодержавие;

- передовые люди стремятся к просвещенной монархии;

- народ стремится к освобождению;

- революция во Франции (1789-94) и Америке (1775).

Подготовка романтизма и реализма. В России появляются переводы французских просветителей Вольтера, Дидро.

В последние десятилетия XVIII века возникают сентименталистские тенденции. Появляется так называемый русский «дворянский» сентиментализм.

Сентиментализм – литературное направление, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особым вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе.

В русской литературе расцвет сентиментализма приходится на 1760-1770 гг. и связан с увеличением роли в жизни общества «третьего класса». 1790-е гг. – расцвет сентиментализма в России. Во главе движения, его вершина – Николай Михайлович Карамзин.

Основные черты сентиментализма:

1. Основной пафос – раскрепощение личности.

2. Герой – идеальный портрет человека среднего класса, но может быть и из низшего класса, т.к. читатели в основном из демократических кругов.

3. В центре – данный, конкретный, индивидуальный человек, личность с ее внутренним миром.

4. Ценность человека – в его личных достоинствах.

5. Культ чувств вместо культа разума.

3. С конца XVIII века в Западной Европе возникает романтизм (Байрон).

Романтизм – литературное направление, основополагающим принципом которого стал принцип двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала окружающему миру.

В России расцвет романтизма приходится на начало XIX века. Русский романтизм был подготовлен сентиментализмом и начал формироваться после войны 1812 года после отказа Александра I от либеральной политики. Одни из первых представителей: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков.

Основные черты романтизма:

1. Неудовлетворенность действительностью (автора и героя).

2. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах.

3. Необычная обстановка (Восток, история, т.п.).

4. Стилизация под фольклор.

5. Интерес к культурам других народов (переводы, фольклор).

6. Стремление героя (и автора) к высшим идеалам (личная свобода, торжество справедливости, т.п.).

7. Исключительность чувств (духовный мир героев наполнен необычными переживаниями).

8. Лиричность (в центре – внутренний мир героя).

9. Интерес к природе (природа отражает внутрений мир героя).

4. Закономерность развития русской литературы в XIX веке – нарастание сближения с действительностью. «…до Пушкина все движение русской литературы заключалось в стремлении сблизиться… с жизнью, с действительностью», - писал В.Г. Белинский. Это сближение с еще большей интенсивностью осуществлялось в послепушкинский период. Итогом его стало появление реализма.

Реализм – литературное направление, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах.

5. С точки зрения развития литературных направлений можно выделить в русской литературе XIX века три периода:

1. От начала XIX века до середины 20-х годов — время сентиментализма и романтизма;

2. От середины 20-х до начала 40-х годов — время формирования в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя (в 1842 году появляются «Мертвые души») реализма;

3. От начала 40-х до середины 50-х годов. Характеризуется победой «натуральной школы» и началом расцвета критического реализма.

 

Материал к занятию 2 (литература).

Периодизация русской литературы XIX века (опорная таблица).

Периодизация русской литературы XIX века Общая характеристика периода Развитие основных литературных жанров
I. I четверть (1801—1825) Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов — рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод — романтизм Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия
II. Литература 30-х годов(1826—1842) Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности». Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике
III. Литература 40—50-х годов(1842—1855) Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков
IV. Литература 60-х годов(1855—1868) Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский и др.) Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков
V. Литература 70-х годов(1869—1881) Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ
VI. Литература 80-х годов(1882—1895) Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого. Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев
VII. Литература 90-х годов(1895—1904) Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова. Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: