Характеристика современных информационно-коммуникационных технологий и их применение в работе педагога ДОУ.
В настоящее время ДОУ должны строить свою деятельность в соответствии с новыми требованиями, учитывать актуальные тенденции, в том числе связанные с использованием в ходе образовательного процесса современного оборудования и технологий.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов образовательных организаций, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Педагог ДОУ должен владеть достаточной ИКТ-компетентностью для ведения планово-отчётной документации и осуществления воспитательно-образовательного процесса.
Направления применения ИКТ педагогами ДОУ:
Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты (в электронном виде качество оформления и временные затраты несопоставимы с бумажными вариантами). Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
Основные инструменты: Word (отчётность), Excel (обработка результатов диагностики, ведение табеля посещаемости), Publisher (Буклеты и оформление стендов)
Методическая работа, повышение квалификации педагога.
· использование сетевых электронных ресурсов (поиск информации при подготовке к занятиям, изучении новых методик, подборе наглядных пособий к занятиям, к родительским собраниям…)
· распространения опыта в сети Интернет (публикации, участие в работе сетевых сообщества педагогов (позволяет находить необходимые методические разработки и размещать свои материалы).
· повышение квалификации педагога посредством дистанционных курсов
· участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников.
Основной инструмент: браузер – программа для выхода в сеть Интернет
Работа с родителями
· разработка анкет и опросов для родителей с использованием сетевых ресурсов (создание анкет с помощью сервисов webanketa.ru, Google-формы)
· ведение сетевого ресурса (сайта, блога, группы в социальной сети, странички на сайте образовательной организации) с информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса
· создание фотоотчётов или видеоматериалов из жизни группы
Воспитательно-образовательный процесс.
Воспитательно-образовательный процесс включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Виды занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Для демонстрации создаются презентации, видеоматериалы.
Использование мультимедийной презентаций позволяет:
· сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
· разучивать с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
· представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, в этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
· сократить время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
· построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Применение презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление полисенсорного восприятия материала;
- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.