В раннем западноевропейском средневековье история переосмысляется и приобретает новую закономерность, прошлое оказывается тесно связанным с настоящим и похожим на него. Так, Приам называется первым королём франков, Александр Македонский — греческим, а Цезарь — римским Карлом Великим, они ходят по белу свету с двенадцатью пэрами и громят сарацинов[166].
После смерти царя был написан «Роман об Александре» (История Александра Великого). Время формирования его окончательной редакции неясно — его относят ко временам от правления Птолемея II (III в. до н. э.) до начала III века н. э.[167] Роман носит фантастический характер, а составляли его по материалам исторических сочинений, воспоминаний и полулегендарных сказаний. Многие из событий, который описаны в «Романе» как реальные, у античных историков обнаруживаются только как озвученные планы. При этом «Роман» писался даже по большему количеству материалов, чем пять сохранившихся сочинений об Александре[158]. Автор «Романа» неизвестен. В одной из рукописей автором назван Каллисфен, но он не мог написать это сочинение, поскольку Александр казнил его (см. выше), и потому условного автора произведения иногда обозначают как Псевдо-Каллисфен[8]. Существует предположение, что первые версии романа до окончательной обработки появились на Востоке, где существовала насущная необходимость обосновать завоевания Александра и установление там правления греков[168]. Фактические сведения в романе часто искажены, хронология нередко нарушена[8]. В классическом виде роман состоял из 10 частей[сн 12], хотя в более ранних версиях, возможно, касающихся Греции тем практически не было[169].
Ещё в античности роман был переведён на латинский язык Юлием Валерием Полемием; вслед за ним появились переводы на другие языки (см. ниже). В X веке архипресвитер Неаполя Лев[de] перевёл византийскую версию поздней редакции Псевдо-Каллисфена с греческого на более распространённый в Европе латинский язык. Работа Льва называлась «История сражений» (лат. Historia de preliis)[170].
Около 1130 года клирик Лампрехта из Трира написал «Песнь об Александре» на основе аналогичного, но почти не сохранившегося произведения Альберика из Безансона. Это произведение ещё не является рыцарским романом, но в некоторых аспектах предвосхищает его. В сочинении Лампрехта есть ряд фантастических нововведений в легенду об Александре, бытовавшую в Европе в это время: правитель одет в броню, закалённую в драконьей крови; его армия дошла до места, где небо соприкасается с землёй; по пути ему встречались люди с шестью руками и мухи размером с голубя; наконец, Александр пытается обложить данью ангелов в раю. «Песни» Лампрехта присуще также и религиозное настроение: автор проповедует идеалы аскетизма, призывает отречься от мирской суеты и покаяться в грехах[171][172].
Сюжеты, связанные с походами Александра, встречались в европейских рыцарских романах в разных странах (в частности, в Англии[173], Германии[174], Испании[175], Франции[176], Чехии[177]). В первой половине XII века Альбериком из Пизансона был написан роман на старофранцузском языке, поскольку было очень велико количество людей, не владевших латинским языком. Он нёс на себе отпечаток новых веяний в литературе и был близок к рыцарскому роману. В конце XII века Вальтер Шатильонский написал на латинском языке поэму «Александреида». В этот период возникло ещё несколько переработок легенды об Александре, крупнейшая из которых (16 тысяч стихов) принадлежит Александру Парижскому (де Берне). В XIII веке на основе поэм об Александре возникают прозаические романы, первые переводы и дальнейшие переработки, которые пользовались большой популярностью в средневековой Европе[178]. Старофранцузский «Роман об Александре» был написан особым двенадцатисложным силлабическим стихом, который впоследствии получил название «александрийского»[179]. В более поздних редакциях романа окончательно сложился идеализированный образ Александра как полководца мужественного, но гуманного[180]. Долгое время этот персонаж был образцом короля-рыцаря для европейской культуры[178] и попал, в частности, в список девяти достойных (другими праведными язычниками были Гектор и Гай Юлий Цезарь). В различных версиях романа встречаются аллюзии на актуальные для своего времени события: например, в стихотворной чешской «Александреида» начала XIV века содержится много отсылок к чешской действительности, к засилью немцев и немецкой культуры в Праге[181].
Впрочем, вместе с романами об Александре существовали и другие произведения, дополнявшие легенду о нём новыми вымышленными деталями. Например, в XIII веке Анри д'Андели[fr] создал «Лэ об Аристотеле[fr]», в основе которого лежит популярная легенда об Аристотеле и Филлис, любовнице Александра[182]. В немецкой «Императорской хронике» середины XII века указывается, будто германское племя саксов воевало в составе армии Александра[183].
Рукопись «Сербской Александрии» XVII века. Александр спускается на дно моря в стеклянном сосуде.
Роман об Александре был известен ещё в Киевской Руси — сделанный в XII или даже XI веке[184] перевод с одной из византийских редакций содержится в ряде рукописей[185]. При этом в текст были введены некоторые эпизоды из Библии и греческой литературы, отсутствовавшие в византийских редакциях романа[186]. Около 1490-91 годов[187]монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин включил в сборник светских рассказов перевод одной из версий романа, известный как «Сербская Александрия»[185]. По мнению Я. С. Лурье, это «типичный средневековый рыцарский роман »[185]. Неизвестно, откуда этот роман появился в монастыре, но по ряду признаков источником называется южнославянская редакция романа, составленная, вероятно, в Далмации по греческим и западноевропейским версиям[188]. При переводе на русский язык (вероятно, Ефросин был лишь составителем, редактором и переписчиком, но не переводчиком) непонятные читателю южнославянские слова заменялись, изменялись и некоторые сюжетные мотивы, а основная часть романа разделена на сказания[189]. Кроме того, из-за недостаточного знакомства с сюжетами Троянской войны («Илиаду» на Руси нередко считали книгой о разорении Иерусалима), многочисленные отсылки к Гомеру сократили[190]. Составители «Сербской Александрии» искусственно христианизировали образ великого завоевателя, приписали ему изречения в христианском духе и представили его как борца за веру[191]. В XVI веке «Сербская Александрия» в Московском государстве была практически забыта, и только в XVII веке вновь получила распространение[192]. Тогда же появились и сделанные в Речи Посполитой переводы с западноевропейских редакций романа[184].
В Великое княжество Литовское роман попал в виде переводов западноевропейских редакций с латинского языка на старобелорусский язык[193] и сразу же стал одним из самых популярных светских произведений[194]. Так, белорусский первопечатник начала XVI века Франциск Скорина в авторском предисловии к Библии рекомендовал читать не «Александрию» и «Трою», а библейские книги Судей и Маккавеев[сн 13], поскольку, по его словам, «более и справедливее в них знайдеш »[194]. Позднее в дополнение к переводам западноевропейских версий романа с латинского языка распространились и копии «Сербской Александрии»[194], а затем появились и компиляции, в которых две традиции объединялись[195]. Благодаря популярности романа некоторые сюжеты из него попали в белорусские народные сказки[196].
Александр в изобразительном искусстве [править | править исходный текст]
Александр и Тимоклея (Доменикино, около 1615).
Кампаспа позирует для Апеллеса в присутствии Александра; впоследствии царь подарил её художнику (Жак-Луи Давид).
Сюжеты, связанные с жизнью Александра, использовались ещё в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Средних веков. В эпоху Возрождения и позднее они получили развитие в картинах и гобеленах. Наибольший интерес для мастеров представляли не реальные подвиги царя, а его вымышленные путешествия и приключения. Кроме того, во Франции Александра изображали в росписях некоторых церквей, включая кафедральные соборы в Ниме и Шалоне, как защитника религии. С XV века Александра стали изображать на игральных картах как короля треф. Римский папа Павел III, при крещении получивший имя Александр, украсил Замок Святого Ангела стенными росписями по мотивам жизни царя и отчеканил монеты с его изображением[178].
Как правило, Александр изображался молодым и полным жажды действий человеком в шлеме или в полном комплекте доспехов. Чаще всего мастера вдохновлялись рассказами о приручении Буцефала, о битве при Иссе, о поимке смертельно раненого Дария, а также эпизодом о захвате семьи Дария македонской армией. Популярными были также сюжеты о помиловании фиванки Тимоклеи, о разрубании гордиева узла (см. выше), об излечении Александра своим врачом Филиппом (см. выше) и о свадьбе царя с Роксаной[197].
Александр в европейской культуре Нового времени [править | править исходный текст]
С распространением в Европе абсолютизма и распространением знаний о древности приближённые монархов сравнивали королей с великими правителями древности. В частности, придворные поэты и живописцы Людовика XIV нередко изображали его в образе Александра Македонского[198]. В 1765 году Вольтер сравнивал Екатерину II с царицей амазонок, намекая на легендарную встречу полководца с ней, причём «Екатерина, по логике Вольтера, столь велика, что роли должны поменяться, — сам Александр Великий должен был бы добиваться внимания Екатерины »[199].
События, связанные с распадом империи Александра, нашли отражение в популярном в XVII веке двенадцатитомном галантно-героическом романе Готье де Кальпренеда «Кассандра»[200][201].
В XVII веке сюжеты, связанные с жизнью полководца, нашли отражение во французском театре: были созданы и поставлены трагедии «Смерть Александра» Александр Арди[202] и «Александр Великий» Жана Расина. Сюжет последнего произведения был основан на сведениях Плутарха и Курция Руфа, а его успеху способствовало благожелательное отношение Людовика XIV: король, просмотрев постановку, нашёл у театрального Александра немало сходства с самим собой. Постановка «Александра Великого» также знаменовала разрыв между Расином и Корнелем: Расин забрал постановку у мольеровской труппы и передал её конкурирующей труппе «Бургундского отеля»[203].
В 1899 поэт Валерий Брюсов написал одно из своих самых знаменитых стихотворений, "Александр Великий" ("Неустанное стремленье от судьбы к иной судьбе...").
Александр в восточной традиции [править | править исходный текст]
Большое распространение сказания об Александре (Искандере) получили на Востоке[204]. Среди наиболее популярных сюжетов — легенда о двух рогах Александра, которые он тщательно скрывал от всех, включая цирюльников; один из цирюльников спасся и рассказал секрет тростнику; затем из тростника делают свирель, которая всем рассказывает секрет завоевателя[205]. Часто появление этого сюжета связывали с греческим мифом о Мидасе, но в середине XX века появились предположения о заимствовании греками распространённой на Востоке аналогичной сказки и о происхождении сюжета без их участия[205]. В сирийской литературе существовало несколько сказок об Александре, который представляется как сельский герой-богатырь, силой и отвагой заполучивший лучшего коня, лучший меч и самую красивую девушку[206]. Распространённое прозвище «Двурогий» там объясняется тем, что Александр «прикрепил к голове наподобие рогов два меча и поражал ими врагов »[206]. В грузинском и таджикском фольклоре имя Александра ассоциируется с отменой древнего обычая геронтоцида (убийства стариков, достигших определённого возраста)[207]. В фольклоре ряда народов известен сюжет о спуске Александра на морское дно, а в азербайджанском фольклоре Александр поджигает море, чтобы царь моря заплатил ему дань — чудотворные дары[208].
В Средние века «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена был переведён на коптский, сирийский[209], среднеперсидский, армянский языки, геэз (конец XIV века[210]), возможно, арабский и другие языки. Многие из них имели немного сходства с оригиналом — так, в сирийской литературе существовали две совершенно различных версии романа[211], а эфиопская версия романа представляет собой во многом оригинальное сочинение, которое едва ли можно назвать переводом[210].
В поэме «Шахнаме » Фирдоуси выводит образ Александра как завоевателя, который меняется под влиянием разговоров со жрецами, брахманами, философами и благодаря знакомству с «цветущим городом»[212].
Низами Гянджеви посвятил Александру свою последнюю поэму «Искандар-наме ». Произведение построено по принципам, близким европейскому рыцарскому роману, однако Низами последовательно проводит свою философскую линию, а Александр ведёт учёные беседы с греческими и индийскими мудрецами. Кроме того, в поэме присутствует утопический элемент: во время путешествия на север Александр находит землю, где существует идеальное общество без верховной власти, бедности и пороков[213][214]
В турецкой литературе впервые использовал сюжет об Александре придворный поэт Ахмеди в сочинении «Искандер-наме ». Его поэма рассматривается и как подражение одноимённой поэме Низами[215], и как ответ на неё[216]. источники его сведений об Александре — Низами, Фирдоуси, народные легенды. В сочинении Ахмеди, как и в других сказаниях об Александре, немало анахронизмов: например, указывается, что воспитанием юного царя занимался не только Аристотель, но также Платон и жившие в другое время Сократ и Гиппократ; также рассказывается о посещении Александром Мекки и Багдада, который находился под властью халифов. В целом, фантастический и приключенческий элемент в поэме Ахмеди значительно сильнее, чем у двух его предшественников, хотя также в нём присутствуют энциклопедические сведения из разных областей знания. Сочинение находилось под сильным влиянием суфизма, что выражалось в сосуществовании описания событий с философским подтекстом. Существовала и более доступная по языку и содержанию прозаическая версия поэмы, созданная Хамзави, братом Ахмеди[216].
Среднеазиатский поэт Алишер Навои в произведении «Искандерова стена» описал свой идеал государственного устройства на фоне фантастических сюжетов о жизни Александра (поиск живой воды, постойка стены для защиты от варваров и другие)[217].
Александр в современной культуре [править | править исходный текст]
Памятник Александру на площади Македония в Скопье
В XX—XXI веках богатый и многогранный образ Александра интерпретировался в зависимости от потребностей общества[218].
Однако новой в это время стала попытка полного пересмотра роли Александра в истории. Между первой и второй мировыми войнами активной критике подверглась сама идея завоеваний, сопровождающихся войнами. Наиболее ярко эта антимилитаристская тенденция проявилась в творчестве Бертольда Брехта. В частности, в 1920-30-е годы им было написано несколько стихотворений, где критиковались чрезмерные усилия полководца для завоевания Земли и указывалось на приписывание заслуг всей македонской армии одному-единственному полководцу. Наконец, в радиопьесе «Допрос Лукулла» (1940-41) Брехт отстаивает мнение, будто на небесах слава Александра ничего не значит[219].
В 1930-е годы советский писатель В. Г. Ян написал повесть «Огни на курганах». В характерном для своего времени духе он сделал из знатного согдийца Спитамена нищего погонщика караванов и нарисовал картину классовой борьбы и борьбы народов Средней Азии за национальное освобождение. Он также указывал на то, что Александра отнюдь не следует считать великим лидером: он совершал как «прогрессивные» действия, так и достойные порицания[220]. Кроме того, Александр — центральный персонаж поэмы «Вода бессмертия» Л. И. Ошанина. Автор старается беспристрастно относиться к Александру, но указывает на положительные и отрицательные аспекты его завоеваний[221].
Александра нередко трактовали с современных позиций как предвестника глобализации и анти колониализма; он включался в различные списки величайших полководцев на первых позициях[222]. В беллетризованной биографии царя «Александр Македонский, или роман о Боге» Мориса Дрюона присутствуют элементы психоанализа и мистики, благодаря чему она выбивается среди других популярных биографий полководца[223]. Профессиональный историк Арнольд Тойнбипредпринял попытку описать гипотетическое будущее Македонской империи, если бы Александр прожил на 36 лет больше[221].
Также Александр является героем множества романов: И. А. Ефремова («Таис Афинская»), Мэри Рено («Божественное пламя», «Персидский мальчик»), Дэвида Геммела («Македонский легион», «Темный принц»), Лев Ошанин «Вода бессмертия (роман в балладах)», Явдата Ильясова «Согдиана», Михаила Волохова («Диоген. Александр. Коринф.»), Валерио Массимо Манфреди («Александр Македонский. Сын сновидения»), Джеймс Роллинс («Кости волхвов») и др.
В детской литературе Александр, как правило, преподносится как величайший полководец всех времён и народов[221].
Несмотря на популярность Александра, в XX веке было снято небольшое количество фильмов о нём. Две голливудских экранизации не имели большого успеха (1956 и1968 годов). Значение для кинематографа представляет лишь греческий фильм 1980 года Теодороса Ангелопулоса, который, впрочем, не является биографией Александра[224]. Наиболее известна, однако, экранизация 2004 года Оливера Стоуна. Фильм не является биографическим в полном смысле слова, поскольку нет ни связаного повествования о жизни полководца, ни многих важных моментов его биографии, из-за чего ряд поступков Александра кажется зрителю иррациональным. По словам исполнителя роли Александра Колина Фаррела, это стало следствием позиции режиссёра: Оливер Стоун оставил только часть эпизодов первоначального сценария, «чтобы рассказать историю, как ему хотелось». В целом, фильм воспроизводит героический миф об Александре с особым вниманием на его походах и завоеваниях. Акцентирование внимания на эдиповом комплексе царя и его страхе перед женщинами, вероятно, было задумано ради желания сделать Александра более близким современному зрителю с помощью известных фрейдистских мотивов[225].
Александру Македонскому посвящены некоторые песни: группа Iron Maiden записала «Alexander the Great» (альбом Somewhere in Time), «2ва Самолёта» — «Александр Македонский» (альбом «Подруга подкинула проблем»), Сергей Бабкин — «Александр» в (альбом «Мотор»), группа Снега — «Александр».
Александр является персонажем в ряде компьютерных игр: Civilization IV: Warlords, Empire Earth, Rise of Nations: Thrones and Patriots, Rome: Total War — Alexander,Александр, Rise and Fall: Civilizations at War.
В честь полководца назван кратер «Александр» на Луне.
Примечания[править | править исходный текст]
Дополнительная информация [править | править исходный текст]
↑ Показывать компактно
1. ↑ Имя Ἀλέξανδρος (Александр) переводится с греческого как «защитник людей»
2. ↑ al-Iskander dû-l-Karnayni — r-Rûmiy: Александр «двурогий», в честь его царского головного убора с рогами, см. на монетах
3. ↑ Сохранились неясные сведения о некоем Каране — возможно, сыне Филиппа. Кроме того, позднее появилась легенда, будто Птолемей I Сотер был внебрачным сыном Филиппа.
4. ↑ Остров исчез в Средние века в связи с изменением русла Дуная.
5. ↑ Не следует путать этих кельтов с галатами, которые пришли в Грецию и Малую Азию на полвека позже.
6. ↑ Также называется битвой при Арбелах
7. ↑ Плутарх (Александр, 76) упоминает о том, что Александр умер на двадцать восьмой день месяца десия; М. Л. Гаспаров в примечаниях к переводу отмечает, что «…по расчетам историков, [это] 10 июня 323 г.»
8. ↑ По свидетельствам античных авторов Александр скончался, не оставив распоряжений о преемниках.
9. ↑ Существует распространённая Птолемеем I легенда, будто именно Нектанеб II был настоящим отцом Александра.
10. ↑ Перейти к: 12 На самом деле Книга пророка Даниила была написана после смерти Александра.
11. ↑ Впрочем, некоторые историки считают, что Птолемей написал своё сочинение сразу же после смерти Александра для обоснования претензий на Египет, см.: Маринович Л. П. Время Александра Македонского // Источниковедение Древней Греции. Эпоха эллинизма. — М.: МГУ, 1982. — С. 29
12. ↑ По Е. Э. Бертельсу: 1. Бегство Нектанеба из Египта и его связь с Олимпиадой; 2. Рождение Александра; 3. Африканский поход и основание Александрии; 4. Война Александра в Сирии; 5. Поездка Александра в лагерь Дария под видом посла, война с Дарием и завоевание Ирана; 6. Война с Пором, правителем Индии; 7. Встреча Александра с брахманами-гимнософистами; 8. Александр и царица Кандаке; 9. Александр в стране амазонок; 10. Смерть Александра в Вавилоне.
13. ↑ Именно в Первой книге Маккавеев содержится небольшой рассказ об Александре.
Источники [править | править исходный текст]
↑ Показывать компактно
1. ↑ С. В. Новиков «Александр Македонский» // Большая историческая энциклопедия. — М.: Олма-Пресс, 2003. — С. 22. — 943 с. — ISBN 9785812301750
2. ↑ см. раздел Оценка деятельности
3. ↑ Перейти к: 12 Green P. Alexander of Macedon, 356—323 B.C.: A Historical Biography. — Berkeley: University of California Press, 1991. — P. 35
4. ↑ Green P. Alexander of Macedon, 356—323 B.C.: A Historical Biography. — Berkeley: University of California Press, 1991. — P. 36
5. ↑ Plutarch. Plutarch’s Lives with an English Translation by Bernadotte Perrin. — Cambridge(MA)—London, 1919. — P. 229: «День рождения, предположительно, был передвинут на два или три месяца ради совпадения, упомянутого ниже [о совпадении с поджогом Герострата] ».
6. ↑ Арриан. История... VII, 28: «Жил он 32 года и 8 месяцев, как говорит Аристобул; царствовал же 12 лет и 8 месяцев. »
7. ↑ Фор П. Александр Македонский. — М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 20-22
8. ↑ Перейти к: 1234 Stoneman R. Primary sources from the classical and early medieval periods // A Companion to Alexander Literature In The Middle Ages. Ed.: D. Zuwiyya. — Leiden: Brill, 2011. — P. 2
9. ↑ Фор П. Александр Македонский. — М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 23
10. ↑ Hamilton J. R. Alexander’s Early Life // Greece & Rome, 2nd Series. — 1965. — Vol. 12, No. 2 (October). — P. 117
11. ↑ O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 16
12. ↑ O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 16-17
13. ↑ O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 17
14. ↑ Thomas C. G. Alexander the Great in His World. — Blackwell, 2007. — P. 12
15. ↑ O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 19
16. ↑ Перейти к: 123 Hamilton J. R. Alexander’s Early Life // Greece & Rome, 2nd Series. — 1965. — Vol. 12, No. 2 (October). — P. 119
17. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 17
18. ↑ Hamilton J. R. Alexander’s Early Life // Greece & Rome, 2nd Series. — 1965. — Vol. 12, No. 2 (October). — P. 118
19. ↑ Перейти к: 12 Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 20
20. ↑ Перейти к: 12 Плутарх. Сравнительные жизнеописания: Александр Македонский
21. ↑ Перейти к: 12 Hamilton J. R. Alexander’s Early Life // Greece & Rome, 2nd Series. — 1965. — Vol. 12, No. 2 (October). — P. 120
22. ↑ Перейти к: 12 Hamilton J. R. Alexander’s Early Life // Greece & Rome, 2nd Series. — 1965. — Vol. 12, No. 2 (October). — P. 121
23. ↑ см. s:Смерть Филиппа II Македонского
24. ↑ Перейти к: 12 Вершинин Л. Р. К вопросу об обстоятельствах заговора против Филиппа II Македонского // Вестник древней истории. — 1990. №1. — С. 139-153.
25. ↑ Перейти к: 12345 Hamilton J. R. Alexander’s Early Life // Greece & Rome, 2nd Series. — 1965. — Vol. 12, No. 2 (October). — P. 122
26. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 33
27. ↑ Перейти к: 123 O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 59
28. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 34-35
29. ↑ Демосфен. Речи. В 3 т./Отв. ред. Е. С. Голубцова, Л. П. Маринович, Э. Д. Фролов. М. 1994.
30. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 35
31. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 36
32. ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 14
33. ↑ Перейти к: 12 Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 37-38
34. ↑ Перейти к: 12 Bosworth A. B. Conquest and Empire: The Reign of Alexander the Great. — Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — P. 29
35. ↑ Перейти к: 12345 Bosworth A. B. Conquest and Empire: The Reign of Alexander the Great. — Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — P. 30
36. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 38-39
37. ↑ Перейти к: 123 O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 49
38. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 39
39. ↑ O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 51
40. ↑ Перейти к: 1234 Bosworth A. B. Conquest and Empire: The Reign of Alexander the Great. — Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — P. 33
41. ↑ Смирнов С. А. Договоры и военные соглашения как правовые инструменты в различные периоды царствования Александра Великого (336—323 гг. до н. э.): общий обзор. //ПРАВО: теория и практика. 2011. № 3-4 (140—141) |ISSN 1729-3650|
42. ↑ Перейти к: 12 Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 48
43. ↑ Диодор. Историческая библиотека. 17.17
44. ↑ Перейти к: 12 Bosworth A. B. Conquest and Empire: The Reign of Alexander the Great. — Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — P. 35
45. ↑ Перейти к: 123 Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 47
46. ↑ Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 798
47. ↑ Перейти к: 123 O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 60
48. ↑ O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 64
49. ↑ Перейти к: 1234 Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 800
50. ↑ Перейти к: 1234 Heckel W. The Conquests of Alexander the Great. — Cambridge: Cambridge University Press, 2008. — P. 51
51. ↑ Перейти к: 12345 Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign //Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 801
52. ↑ Перейти к: 12 Арриан. Поход Александра, I, 20
53. ↑ O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 65
54. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 59
55. ↑ Шахермайр Ф. Александр Македонский: сокр. пер. и послесловие М. Н. Ботвинника и А. А. Нейхардта. — М.: Наука, 1984. — С. 111
56. ↑ Перейти к: 123 Арриан. Поход Александра, I, 19
57. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 56-57
58. ↑ Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 806
59. ↑ Шахермайр Ф. Александр Македонский: сокр. пер. и послесловие М. Н. Ботвинника и А. А. Нейхардта. — М.: Наука, 1984. — С. 127
60. ↑ Шахермайр Ф. Александр Македонский: сокр. пер. и послесловие М. Н. Ботвинника и А. А. Нейхардта. — М.: Наука, 1984. — С. 131
61. ↑ Перейти к: 12 Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 808
62. ↑ Перейти к: 12 Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 809
63. ↑ Перейти к: 12 Шахермайр Ф. Александр Македонский: сокр. пер. и послесловие М. Н. Ботвинника и А. А. Нейхардта. — М.: Наука, 1984. — С. 136
64. ↑ Перейти к: 123 Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 810
65. ↑ Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 814
66. ↑ Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 815
67. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 108
68. ↑ Green P. Alexander of Macedon, 356-323 B.C.: A Historical Biography. — Berkeley: University of California Press, 1991. — P. 314
69. ↑ Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 816
70. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 113
71. ↑ Перейти к: 12 Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 116
72. ↑ Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 817
73. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 120
74. ↑ Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 818-819
75. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 124
76. ↑ Green P. Alexander of Macedon, 356-323 B.C.: A Historical Biography. — Berkeley: University of California Press, 1991. — P. 329
77. ↑ Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 821
78. ↑ Корнилов Ю. В. «Царь Азии»: к вопросу о царской титулатуре Александра Великого // Antiquitas Iuventae: Сб. науч. тр. студентов и аспирантов. – Саратов, 2011. — С. 77-78
79. ↑ Перейти к: 12 Королев К. Войны античного мира: Македонский гамбит.
80. ↑ Green P. Alexander of Macedon, 356-323 B.C.: A Historical Biography. — Berkeley: University of California Press, 1991. — P. 341-343
81. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 135
82. ↑ Green P. Alexander of Macedon, 356-323 B.C.: A Historical Biography. — Berkeley: University of California Press, 1991. — P. 365
83. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 149
84. ↑ Перейти к: 12 Stoneman R. Alexander the Great. — London—New York: Routledge, 1997. — P. 52
85. ↑ Перейти к: 12 Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 146
86. ↑ Фор П. Александр Македонский. — М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 80
87. ↑ Фор П. Александр Македонский. — М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 80-81
88. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 153
89. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 164-165
90. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 167
91. ↑ Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 834
92. ↑ Bosworth A. B. Alexander the Great Part I: The events of the reign // Cambridge Ancient History. Vol. VI: The Fourth century B.C. — Cambridge: Cambridge University Press, 1994. — P. 835
93. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 186
94. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 198-199
95. ↑ Сюжет картины основан на случае, когда греческий врач Филипп в Сирии спас жизнь Александру Македонскому, заставив того выпить опасное лекарство, хотя Александр имел письмо о том, что Филипп подкуплен персами.
96. ↑ O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 214
97. ↑ Перейти к: 12 Ковалёв С. И. Александр Македонский. — Л.: Соцэкгиз, 1937. — С. 110
98. ↑ Царства преемников Александра: после битвы при Ипсе, 301 г. до нашей эры(1800-1884). Проверено 27 июля 2013. Архивировано из первоисточника 13 августа 2013.
99. ↑ Перейти к: 12 Суровенков Д. И. К вопросу об обстоятельствах смерти Александра Македонского // Antiquitas Iuventae: Сб. науч. тр. студентов и аспирантов. — Саратов, 2007. — С. 85-86
100. ↑ Перейти к: 12 O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 218
101. ↑ Лаврин А.П. «Словарь избранных смертей» // «Хроники Харона. Энциклопедия смерти». — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. — С. 366-367. — 544 с. — ISBN 978-5-379-00562-7
102. ↑ Alexander the Great and West Nile Virus Encephalitis. Центры по контролю и профилактике заболеваний США. Проверено 20 мая 2008. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
103. ↑ Sbarounis CN (2007). «Did Alexander the Great die of acute pancreatitis?». J Clin Gastroenterol 24 (4): 294–296. DOI:10.1097/00004836-199706000-00031. PMID 9252868.
104. ↑ Перейти к: 123 Фор П. Александр Македонский. — М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 154
105. ↑ РИА НОВОСТИ 15 января 2014//Ученые: Александр Македонский умер от отравления ядовитым растением
106. ↑ O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 215
107. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 201
108. ↑ Chugg A. The Sarcophagus of Alexander the Great? // Greece & Rome, Second Series, Vol. 49, No. 1 (Apr., 2002). — P. 14
109. ↑ Chugg A. The Sarcophagus of Alexander the Great? // Greece & Rome, Second Series, Vol. 49, No. 1 (Apr., 2002). — P. 16; P. 18
110. ↑ Перейти к: 12 Chugg A. The Sarcophagus of Alexander the Great? // Greece & Rome, Second Series, Vol. 49, No. 1 (Apr., 2002). — P. 19
111. ↑ Дион Кассий. 51.16
112. ↑ Суда (alpha, 2762)
113. ↑ Chugg A. The Sarcophagus of Alexander the Great? // Greece & Rome, Second Series, Vol. 49, No. 1 (Apr., 2002). — P. 9
114. ↑ Chugg A. The Sarcophagus of Alexander the Great? // Greece & Rome, Second Series, Vol. 49, No. 1 (Apr., 2002). — P. 25
115. ↑ Sarcophagus of Nectanebo II, The British Museum
116. ↑ Инга Сухова (Дубынина Инга Владимировна). Мать Великого Александра (историческая новелла)
117. ↑ Плутарх. «О судьбе и доблести…». 2. 9.
118. ↑ Перейти к: 12 O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 56
119. ↑ O’Brien J. M. Alexander the Great: The Invisible Enemy. — London—New York: Routledge, 1992. — P. 55
120. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 198
121. ↑ Перейти к: 12 Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 94
122. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 96
123. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 97
124. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 194
125. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 129
126. ↑ Фор П. Александр Македонский. — М.: Молодая гвардия, 2011. — С. 255
127. ↑ Шифман И. Ш. Александр Македонский. — Л.: Наука, 1988. — С. 91-92
128. ↑ Плутарх. «Александр», 32
129. ↑ Тит Ливий. История Рима от основания города, XXXV.14.6-7, пер. С. А. Иванова; Лив