Аэроснимки как разведывательные и измерительные документы. Виды аэроснимков.




 

В настоящее время наряду с топографическими картами для изучения местности и ориентирования на ней широко используются фотоснимки, получаемые путем фотографирования местности с самолета или какого-либо другого летательного аппарата. Такие изображения местности называются аэрофотоснимками или сокращенно аэроснимками. Процесс фотографирования земной поверхности с самолёта называется аэрофотосъемкой или воздушным фотографированием.

Промежуток времени от начала фотографирования местности до получения аэроснимков обычно сравнительно небольшой, поэтому по аэроснимкам можно получить более свежие и достоверные данные о местности, чем по топографической карте. Преимущество аэроснимка по сравнению с картой заключается еще и в том, что на нем получается подробное изображение всего, что имелось на местности в момент фотографирования, включая и временно находящиеся на ней различные предметы (объекты). Если сфотографировать местность, на которой происходят боевые действия войск, то по полученному аэроснимку можно обнаружить места расположения и сосредоточения войск и боевой техники, начертание траншей и противотанковых рвов, огневые позиции артиллерии и многие другие данные о противнике, необходимые для принятия решения при организации и ведении боя. Таким образом, аэроснимки являются одним из средств разведки.

Виды аэроснимков. В момент фотографирования земной поверхности фотоаппарат может занимать отвесное или наклонное положение, в зависимости от этого различают два вида аэрофотосъемки—плановую и перспективную. Фотографирование местности при отвесном (вертикальном) положении аэрофотоаппарата называется плановой съемкой, а аэроснимки, полученные при такой съемке—плановыми. Если же в момент фотографирования аппарат находится в наклонном положении, то такая съемка называется перспективной, а полученные аэроснимки—перспективными. На перспективных аэроснимках изображается местность, расположенная в момент фотографирования впереди самолета или в стороне от него. Поэтому местные предметы на них изображаются так, как видны в натуре. При этом изображения местных предметов на переднем плане аэроснимка будет более крупным, чем на дальнем плане.

 



 

Достоинством перспективных аэроснимков является то, что по ним легко опознать изображенные местные предметы, особенно расположенные на переднем плане, и получить общее представление о сфотографированной местности. Однако детально изучить местность по перспективным аэроснимкам нельзя, так как часть сфотографированной местности на них не просматривается — она закрыта предметами, расположенными на переднем плане. Например, видна только часть реки, а дальше, за поворотом, она закрыта населенным пунктом. Не видны будут также предметы, расположенные за возвышенностями, дороги в лесу и т. д. Кроме того, масштаб перспективного аэроснимка в различных его частях разный: на переднем плане масштаб крупнее, чем на дальнем, поэтому производить измерения по такому аэроснимку сложно.

Практически в войсках, особенно при решении задач командирами подразделений, чаще используются плановые аэроснимки, на которых все местные предметы изображаются так, как они видны сверху. При этом если на аэроснимке сфотографирована относительно ровная местность, то размеры местных предметов, независимо от того, в какой части аэроснимка они расположены, уменьшаются при изображении на аэроснимке примерно в одинаковое число раз, т. е. масштаб такого снимка практически одинаков на всей его площади. На плановых аэроснимках в отличие от перспективных можно рассмотреть весь участок сфотографированной местности. Они позволяют изучить местность с большой подробностью и производить необходимые измерения практически так же, как на карте. Однако опознавание местных предметов на плановом аэроснимке затруднено тем, что изображение предметов получается в непривычном виде. Поэтому, чтобы изучать местность по плановым аэроснимкам, надо знать отличительные признаки предметов, а также уметь определять масштаб аэроснимка и производить по нему измерения.


 

 

Масштаб планового аэроснимка. Масштабом аэроснимка, как и карты, называется отношение, показывающее, во сколько раз изображение линейных отрезков местности на аэроснимке меньше этих же отрезков на местности. Он может быть определен одним из следующих способов.
Непосредственным измерением длин отрезков на местности и аэроснимке. Для этого необходимо измерить на местности по прямой линии расстояние между двумя местными предметами, которые четко опознаются на аэроснимке (перекрестки дорог, мосты на дороге, перекрестки улиц в населенном пункте, просеки в лесу и т. п.).
Измерив расстояние между этими же предметами на аэроснимке и разделив его на измеренную длину линии на местности, получим масштаб аэроснимка. Например, расстояние, измеренное на местности, равно 600 м, на аэроснимке этот отрезок равен 12 см. Разделив 12 см на 60000 см, получим масштаб аэроснимка 1:5000, т. е. 1 см на аэроснимке соответствует 50 м на местности.
По карте масштаб аэроснимка определяется в такой последовательности:
— находят на аэроснимке и на карте две общие точки: перекресток дорог и угол огорода 2 на северо-восточной окраине Демидове;
— измеряют расстояние между указанными точками на аэроснимке (6 см);
— измеряют расстояние между этими же точками на карте и, пользуясь масштабом карты, определяют, чему оно равно на местности (расстояние на карте масштаба 1:25 000 равно 5,6 см, следовательно, расстояние на местности будет равно 1300 м);
— делят расстояние на аэроснимке (6 см) на расстояние, полученное по карте (1300 м или 130000 см), и получают масштаб аэроснимка 1:21 666.
По известному размеру предмета. Допустим, что на аэроснимке четко опознано изображение моста. Длина моста на снимке равна 2 мм, а указанная на карте—14 м. Следовательно, масштаб аэроснимка будет равен 2:14000= 1:7 000.

Населенные пункты. Изображение населенных пунктов на аэроснимках напоминает их условные знаки на карте крупного масштаба. По аэроснимкам сравнительно легко определяются внешнее очертание и внутренняя планировка населенного пункта, его тип (город, населенный пункт сельского типа и т. д.), расположение выдающихся зданий, наличие и расположение садов, парков, огородов и т. д. Постройки выходят на аэроснимках в виде прямоугольников, рядом с которыми заметны тени. По длине тени можно судить о высоте построек. По аэроснимку можно установить число построек в населенном пункте.
Населенные пункты городского типа характеризуются большим числом улиц и переулков, более или менее правильно расположенных и образующих кварталы жилых домов. В центральной части города обычно выделяются площади и большие здания. Крупные промышленные предприятия опознаются по большим размерам занимаемой ими площади, наличию заводских труб, по форме основных сооружений и наличию хороших подъездных путей. Изображение на аэроснимках небольших городов характерно сравнительно малыми размерами построек, а также наличием участков с садами и огородами.

Населенные пункты сельского типа отличаются от пунктов городского типа меньшими размерами, небольшим количеством улиц, а иногда наличием только одной улицы. Непосредственно к границам населенного пункта сельского типа примыкают сады, огороды и пахотные участки, разделенные изгородями, плетнями и заборами, которые видны на аэроснимке как тонкие линии с полоской тени при них.

 

 

для сельских населенных пунктов характерно расположение жилых построек, как правило, вдоль улиц или непосредственно у дорог, а нежилых построек— ближе к внешним границам.
Для изображения огородов характерны параллельные полоски, тон которых может меняться от белого до темного. Сады изображаются участками (площадями) со строго очерченными границами. Эти участки покрыты сеткой темных точек, расположенных правильными рядами.

Дороги. По изображению на аэроснимках можно определить тип дороги (железная дорога, шоссе, грунтовая, полевая и т. д.), наличие на ней мостов, а также получить некоторые данные о состоянии дорог: местные повреждения, наличие объездов и т. п. На летних аэроснимках дороги изображаются в виде светлых, на зимних — в виде серых линий. В зависимости от типа дороги эти линии различаются своей шириной и формой начертания.
Железные дороги изображаются ровными однотонными линиями темно-серого цвета и имеют прямолинейное начертание на большом протяжении, плавные повороты большого радиуса и одинаковую ширину. На крупномасштабных аэроснимках можно различить две параллельные очень тонкие линии — рельсы, что является надежным признаком железной дороги. Пути к переездам через железные дороги подходят, как правило, под прямым углом.
Шоссейные дороги изображаются в виде ровных линий светлого тона. Повороты шоссейных дорог круче, чем железных дорог. Шоссейные дороги с другими дорогами пересекаются часто под острым углом.
Грунтовые дороги имеют вид более узких, чем шоссе, извилистых линий. В труднопроходимых местах видны разветвления (объезды) в виде пучка светлых полосок, отходящих от дороги перед труднопроезжей частью и после нее снова сходящихся к дороге.
Полевые дороги отходят от населенного пункта, шоссе, проселочных дорог и получаются на аэроснимках в виде узких светлых линий. Они идут по пашням, лугам и в лесу, где, как правило, и обрываются. На зимних аэроснимках полевые дороги опознать очень трудно, а иногда и невозможно.
Тропы похожи на белую или серую нить. При опознавании троп следует учитывать, что они обычно соединяют населенные пункты по кратчайшему пути или спрямляют большие извилины других дорог. Часто тропы прокладываются также для выхода напрямик из населенного пункта на другие дороги или к другим местным предметам — к железнодорожным станциям и платформам, колодцам вне населенного пункта, полевому стану и т. п.

Элементы гидрографии могут быть опознаны по аэроснимкам с большой полнотой и точностью. Они отличаются тоном изображения, который может меняться от темного до светлого в зависимости от глубины и характера дна, а также очертаниями береговой линии. Чем водоем глубже, тем тон изображения темнее. Волнующаяся поверхность воды дает на аэроснимке неровное изображение, на котором светлые участки чередуются с более темными.

 

 

Реки изображаются как извилистые ленты неодинаковой на различных участках ширины. Озера и пруды опознаются по береговой линии, которая изображается в виде замкнутой кривой линии с плавными закруглениями. Изображение береговой линии пруда отличается от изображения береговой линии озера наличием более резких изломов. Изображение рек малой ширины и ручьев отличается большей извилистостью. Часто линия такой реки закрывается изображением растительности на ее берегах. Песчаные отмели по берегам рек и озер изображаются в виде ярко-белого окаймления вдоль береговой линии или закругленных выступов на поворотах реки. Крутые берега опознаются по падающей от них тени.

Изображение каналов характерно резко очерченными краями их русла, одинаковой шириной русла, правильной прямой формой и наличием гидротехнических сооружений. Мелкие каналы и канавы изображаются в виде темных прямых линий, имеющих резкие изломы (повороты). Часто такие каналы (оросительные) видны на аэроснимке в виде прямых взаимно пересекающихся линий.

Мосты на реках изображаются в виде перемычек в тех местах, где дорога пересекает реку. На крупномасштабных аэроснимках можно узнать конструкцию моста по его тени.

Почвенно-растительный покров. По изображению на аэроснимке можно определить вид почвенно-растительного покрова: лес, кустарник, луг, пашня, сад, а также некоторые данные, характеризующие густоту леса, породу деревьев и т. п.

Леса и кустарники Местность, покрытая лесом, изображается на аэроснимках в виде зернистой поверхности. Лес опознается также по теням, отбрасываемым деревьями. Отдельные участки леса имеют вид более или менее резко очерченных темных фигур. Лиственные леса определяются по их более светлому тону по сравнению с тоном хвойных лесов. Просеки в лесу получаются в виде узких прямых светлых полосок, заканчивающихся у опушки леса. При большом числе просек они похожи на сетку квадратов. Кустарники и мелколесье отличаются тем, что их изображение имеет более мелкую зернистость, чем изображение леса.

 

 

Болота изображаются участками серого тона. Форма их может быть различной, однакя чаще всего болота имеют лентообразную или овальную форму. Участки очень темного тона свидетельствуют о наличии воды на поверхности, что позволяет сделать предварительный вывод о проходимости болот.
Заболоченный луг на аэроснимках выглядит как поверхность ровного серого тона; сухой луг имеет более светлый тон.
Пашня резко выделяется своими четко выраженными границами и имеет, как правило, светлый тон. Однако в зависимости от характера посевов, а также от времени года тон пашни может изменяться от светлого до темного.
Рельеф по аэроснимку невооруженным глазом опознается лишь частично. Некоторые формы рельефа могут быть опознаны по теням, по наличию водоемов, болот, по направлению течения рек и ручьев. Хорошо видны по конфигурации теней овраги, промоины, крутые скаты, большие выемки и насыпи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: