Этапы занятия и контроль их усвоения




Омская государственная медицинская академия

 

Тема №1: Ортопедическая стоматология. Этапы развития ортопедической стоматологии. История развития кафедры

 

(практическое занятие)

Учебно-методическая разработка для студентов

Факультет - стоматологический

Дисциплина – Стоматология. Введение в специальность.

 

Место проведения занятия – лечебные кабинеты кафедры, зуботехническая лаборатория.

Оснащение занятия: Плакаты, стенды, муляж, фильмы, слайды, дидактический материал (контрольные вопросы, ситуационные профессиональные задачи).

 

Продолжительность занятия: 2 ч

 

Актуальность занятия: дать понятия ортопедическая стоматология. Этапы развития ортопедической стоматологии. История развития кафедры

 

Цель занятия: (учебная)

Формирование у студентов знания: способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач. Способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей проф. компетенции

Формирование у студентов умения: знать основы организации амбулаторно- поликлинической и стационарной помощи населению, современные формы работы и диагностические возможности поликлинической службы, принципы диспансерного стоматологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения

Демонстрация умений: владеть базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, техника работы в сети интернет для профессиональной деятельности. Ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах.

Развивающая: развитие у студентов способности к познавательной деятельности, логическому и аргументированному анализу, синтезу, ведению дискуссии и полемики, формирование клинического мышления.

Воспитательная – формирование ценностных установок (альтруизм) и профессиональных качеств (добросовестность, ответственность), формирование способности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдением правил врачебной этики правила и принципы профессионального врачебного по­ведения

 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

ИСТОКИ   МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ВЫХОД
Анатомия человека Нормальная физиология Гистология органов и тканей полости рта   Стоматология терапевтическая Стоматология детского возраста Челюстно-лицевая хирургия Протезирование зубных рядов

 

 

ИСТОКИ     ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ВЫХОД
Анатомо-физиологические основы стоматологии, пропедевтика, материаловедение. Эндодонтия, Пародонтология, Геронтостоматология, клиническая стоматология.

 

Этапы занятия и контроль их усвоения

Этапы занятия Форма и методы проведения каждого этапа (описание деятельности студента) Формы контроля усвоения, уровни усвоения Примерное время
1. Организационная часть (тема занятия, мотивация, цели, ознакомление с планом занятия). План содержания занятия Форма обучения – групповая; индивидуальная Метод обучения – объяснительно-иллюстративный    
2. Проверка знаний по данной теме Основная часть занятия:
  • Тестирование
  • Устный опрос,
  • Решение ситуационных задач
  • Проверка практических умений
Форма обучения – групповая, индивидуальнаяМетоды обучения: объяснительно-репродуктивный, репродуктивный, активный неимитационный, активный имитационный; Формы контроля: тестирование, устный опрос; решение ситуационных задач, проверка практических умений Вид контроля -текущий;   Тесты – 25 мин; Устный опрос – 20 мин; Решение ситуационных профессиональных и проблемных задач – 40 мин; Проверка практических умений под руководством преподавателя-45
3. Заключительная часть:
  • Подведение итогов
  • Домашнее задание
Форма обучения -групповая; Метод обучения – репродуктивный; Форма контроля –собеседование по клинической ситуации Вид контроля – текущий; собеседование по клинической ситуации – 30 мин; Подведение итогов – 3 мин; Домашнее задание – 2 мин;
           

3.План ответа для студентов:

Ортопедическая стоматология     Этапы развития ортопедической стоматологии   История развития кафедры   Цели и задачи ортопедической стоматологии это раздел стоматологии, посвященный диагностике и лечению нарушений целостности и функции зубочелюстной системы путем протезирования или установки регулирующих аппаратов.     Ортопедическая стоматология (до 1936 года — зубопротезирование), как медицинская наука, начала формироваться в первые годы советской власти, тогда же наметилось несколько научных направлений исследований: анатомо-физиологическое, клинико-экспериментальное и техническое, которые тесно связаны между собой. 17 июля 1918 г. коллегия Наркомздрава приняла Положение о зубоврачебной подсекции Наркомздрава и Ученой одонтологической комиссии при этой подсекции. Возглавил зубоврачебную подсекцию зубной врач П.Г. Дауге. Одна из важнейших задач, которую нужно было решить зубоврачебной подсекции, — организация государственной зубоврачебной и зубопротезной помощи населению страны 26 декабря 1918 г. Наркомздрав издал постановление «О государственной организации зубоврачебной помощи в Республике», сыгравшее большую роль в организации государственной стоматологической помощи, распределении сети специализированных учреждений в стране и заложившее основы развития профилактических принципов в стоматологии. Зубоврачебной подсекцией были выработаны временные нормы зубопротезной помощи. В мае 1923 г. Наркомздрав издал циркуляр «О снабжении застрахованных челюстями и зубными протезами». В этом документе были определены правовые положения о бесплатном протезировании. Принципы отечественного здравоохранения, естественно, привели к необходимости перестройки системы оказания зубоврачебной и зубопротезной (ортопедической) помощи населению страны. Переход к оказанию специализированной помощи потребовал решения не только организационных вопросов, но и проблемы материального обеспечения развивающейся стоматологической помощи. Несмотря на тяжелые экономические условия, военную и экономическую блокаду страны, уже в 1921 г. было налажено производство отечественных материалов (дентин, амальгама, фосфат-цемент и т.п.), а несколько позже — инструментария и оборудования. К 30-м годам в ортопедической стоматологии сложились два основных направления в применении материалов и сплавов взамен золота для изготовления различных конструкций протезов: первое — использование металлов с последующим их хромированием (Г.Г.Беркович, С.С.Шведов и др.) и второе — применение кислотоупорной нержавеющей стали (Д.Н.Цитрин). К 40-м годам сформировались крупные научно-исследовательские отделения ортопедической стоматологии в Государственном научно-исследовательском институте стоматологии и одонтологии, в Центральном институте травматологии, ортопедии и протезирования в Москве, в научно-исследовательских институтах Ленинграда и Одессы. В 1935 г. в стране были организованы стоматологические институты с кафедрами ортопедической стоматологии (ортодонтия, зубное протезирование и челюстно-лицевая ортопедия). С первых дней Великой Отечественной войны стоматологи-ортопеды оказывали помощь воинам с челюстно-лицевыми ранениями. Особую роль играли стоматологи при «микстах», т.е. смешанных ранениях в любую часть тела и одновременно в зубочелюстную область. В 60-е годы открылись новые стоматологические факультеты в медицинских вузах Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Кафедры ортопедической стоматологии в этих вузах возглавили молодые ученые, многие из которых внесли и продолжают вносить существенный вклад в развитие специальности В 80-е годы ортопедическая стоматологическая помощь стала одним из видов восстановительной реабилитационной терапии благодаря разработке методов лечения заболеваний зубочелюстной системы. VIII Всесоюзный съезд стоматологов (1987) подтвердил историю развития ортопедической стоматологии как важного раздела медицинской науки и наметил дальнейшие пути научно-исследовательского поиска новых нозологических форм заболеваний, изучения этиологии и патогенеза развития патологических процессов в полости рта, разработки диагностических приемов, вопросов организации и повышения производительности труда, централизации и механизации работы зуботехнических лабораторий, анализа и совершенствования экономических показателей, что способствовало более широкому внедрению современных эффективных методов лечения.   Первым заведующим кафедрой (1959г.) был подполковник медицинской службы, кандидат медицинских наук, доцент Лепихин К.Ф., который привлек к преподавательской деятельности врачей-стоматологов Константина Павловича Воронова, Эдуарда Григорьевича Котельникова, Любовь Ивановну Зайчикову. Позднее на должность ассистентов пригласил Валентину Петровну Забродину, Тамару Ивановну Павлович. Базами кафедры являлись: областная стоматологическая поликлиника и общежитие медицинского института (ул. 20 лет РКК). После переоборудования помещения штаба военного училища им. Щорса и переданного медицинскому институту, кафедра получила на первом этаже учебные кабинеты, зуботехническую лабораторию и подсобные помещения (ул. Спартаковская). После скоропостижной смерти К.Ф.Лепихина исполнял обязанности заведующим кафедрой Дистель В.А. (1965-67гг.). В период 1967 по1972гг. кафедрой заведовал кандидат медицинских наук, доцент Даньков Н.Д., закончивший целевую аспирантуру в г. Ленинграде у профессора И.С. Рубинова. Под его руководством на кафедре были организованы функциональная лаборатория и фотолаборатория, широко развернулись экспериментальные исследования по изучению изменений в височно-нижнечелюстном суставе при ортодонтических вмешательствах. По его инициативе и при участии клинического ординатора кафедры М.В.Семенюка и ассистента К.К.Яковлева были созданы два учебных фильма: «Клинико-лабораторные этапы литых полукоронок» и «Ортодонтическое лечение аномалий зубочелюстной системы с предварительной компактостиотомией». С 1972 по 1989гг. кафедрой заведовал доктор медицинских наук, профессор Кузнецов П.А. Преподавателями в разные годы работали к.м.н. В.А.Дистель, к.м.н. К.К.Яковлев, к.м.н. Н.Ф.Черемнов, к.м.н. Э.Г.Гонцова, к.м.н. В.М.Семенюк, к.м.н. А.П.Онгоев, к.м.н. С.С.Попов, к.м.н. А.А.Стафеев, В.А.Дербуш, В.Ф.Сатюков, А.П.Черемшенко. Защитили диссертации К.К.Яковлев (1974г.), В.А.Дистель (1975г.), А.П.Онгоев (1983г.), А.А.Стафеев (1987г.)- научный руководитель, проф. П.А.Кузнецов. Э.Г.Гонцова и В.М.Семенюк окончили целевую аспирантуру при Московском медицинском стоматологическом институте у заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора В.Ю.Курляндского и досрочно защитили кандидатские диссертации (1974). При руководстве академии РАМН, доктора медицинских наук, проф. В.К.Леонтьева защитил кандидатскую диссертацию С.С.Попов (1984). В 1988г. большим событием для кафедры и института стала защита в ММСИ докторской диссертации В.М.Семенюка. Сотрудниками кафедры в период с 1959 по 1989гг. было опубликовано 15 статей в центральной печати, издан атлас рентгенограмм, защищено 7 диссертаций (2 докторских – Кузнецова П.А. 1973, Семенюк В.М. 1988, и 5 кандидатских диссертаций), получено 15 авторских свидетельств на изобретение, 73 удостоверения на рационализаторские предложения. С 01.09.1989 г. по 30.06.2010г. кафедрой заведовал Семенюк В.М., доктор медицинских наук (18.11.1988), профессор (25.10.1990), заслуженный врач РФ (13.02.2002), заслуженный деятель науки РФ (17.09.2009), ученик заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора Курляндского Вениамина Юрьевича, чл.-корр. РАМН, профессора Копейкина Вадима Николаевича, профессора Леонтьева Валерия Константиновича. За два последних десятилетия (1989-2009г.г.) сотрудниками кафедры получено 35 патентов и авторских свидетельств на изобретения, 169 удостоверений на рационализаторские предложения, опубликовано долее 100 научных статей (перечень ВАК РФ), издано 4 монографии, 1 учебное пособие (гриф УМО Минобразования РФ) и 12 методических рекомендаций. Подготовлено 7 докторов и 25 кандидатов медицинских наук. С 1 июля 2010 г. кафедрой ортопедической стоматологии заведует доктор медицинских наук Стафеев Андрей Анатольевич.   Основной целью и задачей ортопедического лечения является восстановление целостности зубных рядов с помощью протезирования, а такжевосстановление эстетики и функции зубочелюстной системы в целом.  

4.Вопросы:

- Определение ортопедическая стоматология.

-Основные этапы развития ортопедической стоматологии.

-Каковы задачи и цели ортопедической стоматологии?

Реферат:

История развития ортопедии, как науки

6.Литература:

· "Ортопедическая стоматология"

Под редакцией члена-корреспондента РАМН, профессора В.Н.Копейкина, профессора М.З.Миргазизова

· https://www.omsk-osma.ru/p1_98.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: