Церковь Рождества Христова




В Чердынских писцовых книгах Кайсарова (1623-1624 гг) говорится, что в погосте Верхнем Рождественском, на реке Обве есть храм Рождества Христова, «а в храме образцов местных: образ Рождества Христова, середняя пядница, прикладу гривна, да у Спаса гривна басменная, серебряная, золочена, двери царские и де – Иисус на красках, пречистая запрестольная, на красках; да книг: евангелие напрестольное, письменное в полдесть; евангелисты медные, апостол и минея общая, печать московская, псалтырь письменная, часовник печать литовская, шестодневник в полдесть. Да у церкви дв. попа Феодосия Трифонова, дв.дьячка Ивашка Федосеева, дв.пономоря Сеньки Никитина, дв.просвирницы Анны. Пашни пахатные, церковные земли 4 чети. В погосте числится 33 чел. м.пола»[1].

Старая церковь сгорела от «нечаянного запала» в апреле 1783 г. Службы, с момента пожара, проходили в старой холодной Троицкой церкви. Но и та «пришла в содержание ветхости, в котором напред сего божественный литургии по холодности и, особенно в зимнюю пору отправляема была с крайнюю нуждою да и впредь отправлять безнадежно»[2]. Крестьяне обратились к господам Всеволоду Андреевичу Всеволожскому и Ивану Лазаревичу Лазареву с просьбой построить новую церковь каменную или деревянную и выделить для этой цели необходимого леса. Новая церковь была заложена в 1800 году на средства г.г. Лазаревых и Всеволожских[3].

Строительству храма предшествовали работы по постройке кирпичного сарая с караульной избушкой. На эти цели были выделены лес, кирпич и глина. В добыче и привозе леса участвовало 19 человек, а на изготовке кирпича было занято гораздо больше народу, при этом были задействованы женщины и девочки. Изготовленный на месте кирпич хранился в специально построенном для него сарае. За 1796-1797 гг всего было заготовлено 107 120 кирпичей. Кирпич, изготавливаемый в с.Рождественском шел на продажу в другие села: Дмитриевское, Юрич и т.д. Для изготовления кирпича, по просьбе вотчинного приказчика Якова Глазунова от 27 февраля 1795 г, в Рождественское был направлены кирпичных дел мастер из Чермозских каменщиков. Ими была проведена и одобрена проба образцов местной глины необходимой для изготовления кирпича.

Камень для фундамента храма был найден в разных местах от села. Для его заготовки было выделено 30 местных крестьян, «которые ничем другим кроме того незаняты». Гвозди на строительство церкви были закуплены на Елизавето-Нердвинском заводе.

31 октября 1800 г разрешение Епископа Пермского и Екатеринбургского Иоанна на строительство церкви и, вскоре, для закладки церкви из Соликамской консистории, были направлены иереи Семен Указов и Яков Идиаков, протоиерей Ефим Охридив.

Построить каменную церковь предполагалось на старом месте, на левом берегу Обвы, «так как нет другого свободного места»[4]. Имя архитектора церкви неизвестно, но сохранились некоторые сведения о плане постройки церкви, по которой здание должно было состоять из трех приделов. Холодный придел планировалось назвать во имя Жидоначальной Архитроицы (Святой Троицы), теплый – во имя Рождества Христова, третий, также теплый – во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

С различными названиями престолов возникает путаница и с названием церкви. В различной литературе и источниках встречаются такие ее названия: Святотроицкая церковь (это название встречается чаще всего), церковь Троицы Жидоначальной, церковь Рождества Христова, церковь Рождества Богородицы. В 1883 г., при составлении статистических данных В.Н.Шишонко именует церковь как церковь во имя Святой Троицы, а в переписи Кайсарова, как уже было отмечено – во имя Рождества Христова.

Прикамье за первое десятилетие XIX в насыщается постройками классицизма. В этот период в вотчинах крупных землевладельцев – Строгановых, Всеволожских, Лазаревых и др. – строятся, а чаще перестраиваются или проектируются многочисленные церкви по плану – «кораблем». Большое распространение получают вместительные трапезные, отодвигающие колокольни от центрального объема и стимулирующие, таким образом, рост колоколен в высоту. Церковь в с.Рождественск не стала исключением, она полностью соответствует данному стилю.

В 1818 году крышу церкви уже покрыли железом. В ноябре 1821 г Августину епископу Пермскому и Екатеринбургскому от г-д Лазаревых и Всеволожских было направлено прошение «на освящение означенного храма во имя Рождества Христова дать Архиепископское Ваше благословение» ввиду окончания строения церкви: «всем благолепием украшена и имеется во всей готовности к освящению»[5]. 15 января 1822 года был освящен лишь один теплый предел с южной стороны.

На убранство церкви Лазаревы и Всеволожские не пожалели денег. На средства Пожевского завода производилось «золочение иконостава и написание святых образов для Рождественской церкви»[6], а на Макарьевской ярмарке на сумму 1746 руб.38 коп. были приобретены разные вещи и церковная утварь. Всего на убранство и доработку церкви, согласно было потрачено 14311 руб.98¾ копеек. Эта сумма была поровну поделена между Лазаревыми и Всеволожскими[7].

Много денег было потрачено на ремонт церкви уже по окончанию ее строительства. Так, в 1839 г железная крыша церкви проржавела и дала течь. Приказчик Иван Десятов сообщает в Чермозское правление следующие: «Срочно требуется замена железа и его покраска, в том числе и покраска церкви»[8]. В этом же году здание церкви вновь загрунтовали и покрасили. Для грунтовки церкви использовались белила свинцовые, а для покраски: смесь медянки и масла постного, «для варения масла – сурик».

Немалое беспокойство строителям церкви, приказчику села доставлял овраг, который находился вблизи церкви. По оврагу стекала вся дождевая и талая вода. Своим течением она размывала овраг и берег, на котором находился храм. Из рапорта вотчинного приказчика в Чермозское правление: «дабы отвратить предстоящую для церкви опасность нужно, во-первых, провести канал, в который бы вешняя с полей и талая вода стекала бы в другие овраги, а в середине села течения бы уже не имела, и во-вторых, в самом овраге имеющемся против каменной церкви от куда стекают ключи и в том самом месте набить сплошь сваи»[9], которые предлагалось залить необходимым раствором и засыпать все это приносной землей. Такое укрепление должно было временно решить проблему.

Следующая проблема связана с появлением, сразу после окончания строительства церкви, трещин на ее фасаде и внутри здания. Одна из трещин появилась в период с 1824 по 1829 гг и шла с самого фундамента до свода, по нему, а также по обеим стенам колокольни. Из-за трещины «в верху карниза со внешней стороны приметна некоторая выпуклость, да и внутри самой церкви имеются сразу две трещины в длину около двух аршин одна от другой в 6 вершинах»[10]. Присланные в село архитекторский ученик Порошин и нижегородский каменных дел мастер засвидетельствовали следующий факт: «колокольня означенной церкви устроена на общем фундаменте с теплым приделом». Трещины и крен колокольни на западную сторону видны невооруженным взглядом и в настоящее время.

Для снятия подозрений об опасности трещин здания и крена колокольни на западную сторону 30 марта 1840 г, Пожевским заводом в с.Рождественское был направлен архитектор Кругляшев для повторного освидетельствования. В правление Пожевской конторы он направляет донесение, в котором отмечает, что повреждения церкви связаны с преждевременным, без предварительного осмотра, выбором места для ее строительства. По мнению архитектора Кругляшева, виновниками всех трещин на фасаде церкви являются расположенные чуть ниже фундамента ключи, обнаруженные уже после постройки церкви, «стеснимые зданием они выступили на поверхность и значительно наводнили часть земли». Кругляшев предлагает решить проблему с ключами путем устройства трубы для свободного течения родниковой воды, «тогда вся масса земли выше родников останется твердою»[11]. Архитектор отмечает, что разрушения церкви, просуществовавшей 30 лет, не столь важны и не представляют угрозы для окружающих. На этом дело о ремонте церкви исчерпало себя.

В штате Рождественской церкви в начале XX века состояло 2 священника (Всеволод Николаевич Синявин 34 лет окончил Вологодскую духовную семинарию и Константин Иоаннович Зеленцов 35 лет окончил 3 класса Рязанской духовной семинарии), 1 дьяк и 2 псаломшика. Церковь насчитывала 7151 прихожан из 55 деревень.

 


[1] Дмитриев А. Пермская старина. Пермь, 1889. С.53.

[2] ГАПК. Ф.280. Оп.1. Д.143. Л.18.

[3] Там же. Л.13.

[4] ГАПК. Ф.280. Оп.1. Д.143. Л.18.

[5] ГАПК. Ф.280. Оп.1. Д.143. Л.422.

[6] Там же. Л.423.

[7] ГАПК. Ф.280. Оп.1. Д.143. Л.425.

[8] Там же. Л.489.

[9] Там же. Л.506,507.

[10] ГАПК. Ф.280. Оп.1. Д.143. Л.436-437.

[11] ГАПК. Ф.280. Оп.1. Д.625. Л.574.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: