Семинар 4 Формалистический практикум




Теория литературы 2017-2018

Лекции: Б. П. Маслов, В. В. Школьников (3 модуль); К. А. Богданов (4 модуль)

Семинары: Г.В. Дуринова, Л. Л. Ермакова

Полная программа курса доступна на сайте ОП Филология

Как выставляется оценка за курс

1. Вычисление накопленного балла:

Контрольная работа (0.5), проводится в конце второго модуля + работа на семинаре (0.5); работа на семинаре включает одну презентацию.

2. Вычисление итогового балла:

Накопленная оценка (0.7) + Экзамен (0.3); экзамен представляет собой эссе, сдается в конце третьего модуля руководителю семинарской группы.

Общие правила

На лекциях мы просим не использовать компьютеры, а также иные электронные устройства.

На семинарах, напротив, все студенты должны иметь при себе прочитанные к

занятию тексты, в электронном либо печатном виде.

В случае серьезной болезни, справку от врача следует отнести в учебный офис.

Расписание, список литературы и темы для презентаций для первых пяти семинаров

 

 

Лекция 1 Античная поэтика: миф, мимесис, характер (4 декабря)

Платон, «Государство» (пер. А. Н. Егунова), кн. 2, 3, 10

Платон, «Пир» (пер. С. Апта)

Аристотель, «Поэтика» (пер. В. Г. Аппельрота, ред. Ф. А. Петровского)

 

Семинар 1 Аристотелевский практикум (8 декабря)

Толстой, «Поликушка»; Бунин, «Темные аллеи»

Тема для презентации:

Выявите элементы трагической сюжетики, как ее определяет Аристотель в «Поэтике», в одном из указанных произведений (характер трагического героя, ошибка-изъян, узнавание, перипетия).

 

Лекция 2 Эстетика Гегеля и рождение исторического метода (9 декабря)

Гегель, Введение к «Лекциям по эстетике» (пер. Б. Г. Столпнера) (т. 1., с. 7-96), «О символе вообще» (т. 2. 13-33) «О классическом вообще» (т. 2, с. 139-154), «О романтическом вообще» (т. 2, с. 231-244)

Семинар 2 Гегельянский практикум (11 декабря)

Гегель, «Лекции по эстетике», 2.1.3: «Сознательная символика сравнивающей формы искусства» (т. 2, с. 88-136)

Nabokov, «Symbols and signs»

Темы для презентации:

1.Предложите гегельянское прочтение рассказа Набокова «Symbols and signs» либо повести Кафки «Превращение».

1. Выберите хорошо известный текст в одном из жанров (басня, пословица, притча, эпиграмма и др.), о которых пишет Гегель в«Лекциях по эстетике», параграф 2.1.3, и проанализируйте его с помощью гегелевских категорий, либо предложите критику гегелевского подхода на этом материале.

 

Лекция 3 Основы новой поэтики: от этнографизма к структурализму

Веселовский, «Определение поэзии» (частично) (1888-?); «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» (1898)

Якобсон, «Лингвистика и поэтика» (англ. оригинал 1958)

Дополнительно:

Веселовский, «Из введения в историческую поэтику: Вопросы и ответы» (1893-1894)

Лекция 4 Модернистская теория нарратива: мотив, сюжет, рассказчик

Веселовский, «Поэтика сюжетов» (?-1906).

Шкловский, «Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля» (1919) (Перепеч.: О теории прозы. М., 1925.)

Беньямин, «Рассказчик» (1936) [English trans. in Selected Writings, vol. III (Cambridge, Mass.: Belknap, 2002) 143-166.]

Лукач, «Рассказывать или описывать?» (1936) [English trans. in Writer and Critic, and other essays (New York: Grosset & Dunlop, 1970) 110-148.]

Дополнительно:

Томашевский, «Тематика» (1925) (Теория литературы. Поэтика. М., 1925.)

Лекция 5 Михаил Бахтин: в сторону новой исторической поэтики (16 декабря)

Бахтин, «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве» (1924); «Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике» (1937), частично; «Ответ на вопрос редакции “Нового мира”» (1970)

Семинар 3. Контрольная работа (20 декабря)

Четвертый модуль

Семинар 4 Формалистический практикум

Хлебников, «Ладомир», Гоголь, «Шинель», Зощенко «О чем пел соловей»

Потебня, «Из лекций по теории словесности» (публ. 1894)

Шкловский, «Искусство как прием» (1917)

Эйхенбаум, «Как сделана шинель Гоголя»

Темы для презентации:

1. Пользуясь категориями модернистской теории нарратива, проанализируйте рассказ Зощенко. 2. Предложите прочтение «Шинели» Гоголя, полемически дополняющее классический анализ Эйхенбаума, оспаривающее его главные тезисы.

2. Проанализируйте «Ладомир» Хлебникова в свете концепции поэтического образа у Потебни и ее критики у Шкловского.

 

\Семинар 5 Практикум по лингвистической поэтике

Цветаева, «Минута», «С моря»; Бродский, «Fondamenta degli incurabili» («Набережная неисцелимых») (английский текст либо авторский перевод)

Винокур, «Об изучении языка литературных произведений» (1946) // Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 229-259. https://danefae.org/lib/vinokur/1959/litpr.htm

Виноградов, «Лингвистический анализ поэтического текста (спецкурс по материалам лирики А. С. Пушкина)» / Публ. Н. Л. Васильева // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2000. № 3-4.. https://danefae.org/lib/vvv/speckurs.htm. Мы читаем только текст Виноградова: С. 312-355.

Spitzer, «Linguistics and Literary History» (1948) // Linguistics and Literary History: Essays in Stylistics. Princeton: Princeton UP, 2015. 1-40.

Тема для презентаций: Выберите один из текстов, которые вы прочли к этому семинару (Цветаева, Бродский), и, пользуясь методом лингвистической поэтики, попытайтесь объяснить используемые в нем образы через анализ языка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: