Этапы занятия и контроль их усвоения




ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Омская государственная медицинская академия

Тема №2: Организация работы ортопедического стоматологического кабинета. Эргономия в стоматологии. Оснащение стоматологического кабинета.

(практическое занятие)

Учебно-методическая разработка для студентов

Факультет - стоматологический

Дисциплина – Стоматология. Введение в специальность

 

Место проведения занятия – лечебные кабинеты кафедры, зуботехническая лаборатория.

Оснащение занятия: Плакаты, стенды, муляж, фильмы, слайды, дидактический материал (контрольные вопросы, ситуационные профессиональные задачи).

 

Продолжительность занятия: 2 час

 

Актуальность занятия: познакомить студентов с организационными принципами работы ортопедического отделения, структурных подразделений, его оснащения.

Цель занятия: (учебная)

Формирование у студентов знания: способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

Формирование у студентов умения: знать основы организации амбулаторно- поликлинической и стационарной помощи населению, современные формы работы и диагностические возможности поликлинической службы, принципы диспансерного стоматологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения

Демонстрация умений: владеть базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, техника работы в сети интернет для профессиональной деятельности

Развивающая: развитие у студентов способности к познавательной деятельности, логическому и аргументированному анализу, синтезу, ведению дискуссии и полемики, формирование клинического мышления.

Воспитательная – формирование ценностных установок (альтруизм) и профессиональных качеств (добросовестность, ответственность), формирование способности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдением правил врачебной этики правила и принципы профессионального врачебного по­ведения

 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

ИСТОКИ   МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ВЫХОД
Анатомия человека Нормальная физиология Гистология органов и тканей полости рта   Стоматология терапевтическая Стоматология детского возраста Челюстно-лицевая хирургия Протезирование зубных рядов

 

ИСТОКИ     ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ВЫХОД
Анатомо-физиологические основы стоматологии, пропедевтика, материаловедение. Эндодорнтия, Пародонтология, Геронтостоматология, клиническая стоматология.

 

Этапы занятия и контроль их усвоения

Этапы занятия Форма и методы проведения каждого этапа (описание деятельности студента) Формы контроля усвоения, уровни усвоения Примерное время
1. Организационная часть (тема занятия, мотивация, цели, ознакомление с планом занятия). План содержания занятия Форма обучения – групповая; индивидуальная Метод обучения – объяснительно-иллюстративный    
2. Проверка знаний по данной теме Основная часть занятия:
  • Тестирование
  • Устный опрос,
  • Решение ситуационных задач
  • Проверка практических умений
Форма обучения – групповая, индивидуальнаяМетоды обучения: объяснительно-репродуктивный, репродуктивный, активный неимитационный, активный имитационный; Формы контроля: тестирование, устный опрос; решение ситуационных задач, проверка практических умений Вид контроля - текущий;   Тесты – 5 мин; Устный опрос – 10 мин; Решение ситуационных профессиональных и проблемных задач – 10 мин; Проверка практических умений под руководством преподавателя-75
3. Заключительная часть:
  • Подведение итогов
  • Домашнее задание
Форма обучения - групповая; Метод обучения – репродуктивный; Форма контроля –собеседование по клинической ситуации Вид контроля – текущий; собеседование по клинической ситуации – 10 мин; Подведение итогов – 3 мин; Домашнее задание – 2 мин;
           

 

 

План ответа для студентов:

  Организация работы ортопедического кабинета   Эргономика     Эргономика в Стоматологии, ее задачи   Оснащение стоматологического кабинета   Основными структурными подразделениями отделения ортопедической стоматологии являются: - клинический кабинет (кабинет ортопедической стоматологии); - зуботехническая лаборатория, в состав которой входят основные и специализированные вспомогательные помещения. В техническом помещении производятся основные работы по изготовлению зубных протезов. Вспомогательные помещения предназначены для выполнения работ, загрязняющих окружающую среду вредными газами, жидкостями, парами, копотью, пылью и подразделяются на: гипсовочную, полировочную, полимеризационную, литейную, паяльную и другие лаборатории. При организации этих структурных подразделений необходимо учитывать, что профессиональная деятельность стоматолога-ортопеда и зубного техника сопряжена с воздействием неблагоприятных факторов на здоровье, среди которых следует отметить: - повышенная нервно-физическая нагрузка и продолжительное вынужденное рабочее положение врача; - вредное влияние шума и вибрации, напряжение органов зрения; - постоянный контакт с инфекцией (в том числе аэрозольной), что связано с риском заражения различными инфекционными заболеваниями; - токсико-аллергическое воздействие ряда материалов, применяемых на этапах изготовления зубных протезов; - неудовлетворительное состояние рабочих помещений (дефицит площади, недостаточное и нерациональное освещение, дискомфортный микроклимат, запыленность воздушной среды помещения). Свести к минимуму неблагоприятное воздействие этих факторов можно рациональной организацией и оснащением ортопедического кабинета и рабочего места врача и зубного техника с соблюдением санитарно-гигиенических и инженерно-технических и эргономических требований как к самому рабочему помещению, так и к его оснащению оборудованием и аппаратурой; обязательным соблюдением правил техники безопасности персоналом отделения. Для уменьшения напряжения органов зрения во всех производственных помещениях отделения должно быть достаточным естественное освещение в дневное время и необходимое количество дополнительных источников освещения для работы в утреннее и вечернее время. Световой коэффициент (коэффициент освещенности) ― отношение остекленной поверхности окон к площади пола ― в клиническом кабинете и основных помещениях зуботехнической лаборатории должен составлять 1:4-1:5. Все производственные помещения отделения должны иметь общее искусственное освещение, для чего используют люминесцентные лампы со спектром излучения, не искажающим цветопередачу. Стоматологический кабинет, основные и вспомогательные помещения зуботехнической лаборатории, кроме общего, должны быть оснащены источниками местного освещения ― локально расположенными светильниками. Освещение должно быть достаточно интенсивным, равномерным, не создавать резких теней и бликов. Уровень освещенности, создаваемый местным источником, не должен превышать уровень общего освещения более чем в 10 раз. Это необходимо для того, чтобы не вызывать утомительной для глаз врача и зубного техника световой переадаптации при переводе взгляда с различно освещенных поверхностей. Для создания комфортных условий работы, уменьшения запыленности воздушной среды врачебного кабинета и производственных помещений зуботехнической лаборатории обязательным условием является наличие приточно-вытяжной вентиляции с кратностью обмена воздуха 3 раза в час по вытяжке и 2 раза в час по притоку. Наряду с искусственным воздухообменом должны быть созданы условия для естественного проветривания. Кроме того, в основных помещениях зуботехнической лаборатории и врачебных кабинетах должно предусматриваться кондиционирование воздуха. На постоянных рабочих местах, где врачи и зубные техники находятся более 50% рабочего времени, должны выдерживаться параметры микроклимата. Оптимальная температура воздуха в помещениях должна составлять 20С при относительной влажности 40-60%. Все производственные помещения оборудуются централизованными системами водоснабжения, отопления, канализации. Во всех помещениях должна быть предусмотрена скрытая электропроводка осветительных приборов и технической сети необходимого напряжения на каждое рабочее место. Организация и оснащение кабинета ортопедической стоматологии Основной структурной единицей ортопедического отделения является кабинет ортопедической стоматологии. При организации ортопедического кабинета следует руководствоваться санитарно-гигиеническими правилами и нормативами, согласно которым площадь кабинета должна быть не менее 14 м2 на одно стоматологическое кресло и по 7 м2 ― на каждое дополнительное. В том случае, если у дополнительного кресла монтируется стоматологическая установка, площадь увеличивается до 10 м2. В кабинетах с односторонним естественным освещением стоматологические кресла устанавливаются в один ряд вдоль светонесущей стены. Расстояние между креслами должно быть не менее 1,5 м, чтобы врачи не мешали друг другу и был свободный проход для врача и пациента. Высота помещения должна быть не менее 3 м, чтобы обеспечить как минимум 12 м3 воздуха на одного человека. Глубина помещения при одностороннем естественном освещении не должна превышать 6 м, так как это влияет на условия естественного освещения рабочих мест. Окна кабинета должны быть ориентированы в северном направлении. Гигиенические требования к внутренней отделке кабинета должны способствовать предупреждению возникновения внутрибольничных инфекций. Поверхности стен, потолков, полов должны быть гладкими, что обеспечивает легкую доступность при проведении влажной уборки и дезинфекции производственных помещений. Для отделки стен должны использоваться оттенки, не мешающие правильному цветовосприятию оттенков окраски слизистых оболочек полости рта, зубов, материалов для изготовления протезов. С этой целью должны использоваться цвета нейтральных светлых тонов для получения интенсивного отражения естественного и искусственного света, с коэффициентом отражения не менее 40%.Для обеспечения чистоты воздуха и уничтожения микроорганизмов в кабинете должны быть установлены ультрафиолетовые бактерицидные лампы, бактерицидные облучатели (рециркуляторы). Ортопедический кабинет можно условно разделить на несколько специально оснащенных функциональных зон: - основная рабочая зона врача; - дополнительная лечебно-диагностическая зона; - основная рабочая зона медицинской сестры; - зона дезинфекции, предстерилизационной обработки и стерилизации. Основная рабочая зона врача (рабочее место врача) ― зона, в которой выполняется максимальный объем лечебно-диагностических и профилактических мероприятий. Здесь проводится опрос и осмотр пациента, устанавливается диагноз, составляется план лечения, выполняются определенные клинические этапы изготовления зубных протезов (например, препарирование зубов под искусственные коронки, получение оттисков, припасовка и фиксация искусственных коронок и др.). С учетом объема выполняемой в этой зоне работы она должна быть соответствующим образом оснащена. К основному оснащению рабочего места врача относятся: - стоматологическое кресло для больного (гидравлическое или электрическое); - стоматологическая установка; - светильник (может входить в комплектацию стоматологической установки или располагаться отдельно от нее); - столик врача стоматолога; - стул для врача и его помощника.   Эргономика - наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда. Задача эргономики, с одной стороны, - сделать труд высокопроизводительным и эффективным, с другой, — обеспечить человеку удобство работы, сохранение его сил,здоровья и работоспособности. Основные задачи эргономики в стоматологии: 1. Обеспечение максимального удобства работы врача и другого медицинского персонала. Это положение предусматривает использование удобного и эффективного эргономичного оборудования, инструментария, спецодежды. Приведем лишь несколько примеров применения достижений эргономики в этой области. Для эффективной, безопасной и удобной работы ручные инструменты должны быть сбалансированы. У правильно сбалансированного инструмента рабочая часть находится в пределах 2 мм от продолжения центральной продольной оси инструмента. Баланс инструмента важен по следующим причинам: - при работе сбалансированным инструментом уменьшается напряжение кисти, улучшается тактильная чувствительность; - при вращении ручки кончик рабочей части описывает окружность; у сбалансированного инструмента ее радиус небольшой, и если инструмент острый, уменьшается вероятность травмы мягких тканей. Другим важным фактором удобства работы с ручным инструментом является толщина его ручки. Например, в сериях инструментов «Satin Steel» и «Satin Steel Colours», выпускаемых компанией Hu-Friedy, ручки имеют диаметр 9,5 мм, что значительно толще, чем у традиционных инструментов из нержавеющей стали (толщина ручки у них - от 4 до 6 мм). Увеличенный диаметр ручки (9,5 мм) был разработан компанией Hu-Friedy совместно с физиологами и считается оптимальным для профилактики карпального синдрома. Карпальныи синдром (синдром запястного туннеля, Carpal Tunnel Syndrome - CTS) - хроническое заболевание, обусловленное сдавлением срединного запястного нерва (Nervus medianus) между неупругой запястной связкой и сухожилиями мышц предплечья. Это заболевание проявляется болями, парестезиями и онемением кончиков пальцев, ночными болями и повышенной утомляемостью мышц. К развитию этою заболевания у стоматологов приводит работа, связанная с повышенными, повторяющимися нагрузками на мышцы-сгибатели пальцев. В первую очередь -это пользование тупыми, не центрированными инструментами и инструментами с тонкими ручками. Развитию кар-пального синдрома способствует также интенсивная, напряженная работа без перерывов и отдыха.Кроме того, ручки диаметром 9,5 мм улучшают тактильный контроль за инструментом и обеспечивают удобство в работе. Работу ручными инструментами при возвратно-поступательных движениях с нажимом облегчает система тонких насечек на ручке инструмента. Требованиям эргономики должны соответствовать также все другие используемые стоматологом инструменты, аппараты и приспособления. 2. Рациональное устройство кабинета и размещение оборудования, снижение физической нагрузки на врача. Это положение предусматривает такую организацию рабочих мест врача-стоматолога и другого медицинского персонала, чтобы врач работал в правильной эргономичной позе, чтобы были сведены к минимуму лишние, нерациональные движения и манипуляции, чтобы отсутствовали непроизводительные перемещения персонала по кабинету. Выполнение этого условия предусматривает также компоновку и регулировку оборудования с учетом антропометрических данных работников. Врач-стоматолог в зависимости от характера лечебного вмешательства может работать в положении сидя или стоя (при положении пациента лежа, полулежа, сидя). Оптимальной для врача-стоматолога-терапевта считается работа сидя. Согласно положениям эргономики, сидя наиболее эффективно выполнять длительные манипуляции, требующие аккуратных, точных движений при хорошем доступе. Стоя выполняются лишь операции, сопровождающиеся значительным физическим усилием, кратковременные, при затрудненном доступе. В настоящее время считается, что требованиям эргономики наиболее соответствует работа врача-стоматолога-терапевта с ассистентом «в четыре руки» при горизонтальном положении пациента. Кроме экономии времени, такая организация работы дает врачу ряд технологических преимуществ. По мнению В.В.Садовского (1999), современный прием практически невозможно вести без ассистента, так как требования к пульпощадящему препарированию (охлаждение водяным аэрозолем), работе слюноотсосом-пылесосом, требования к инфекционному контролю, соблюдение технологий пломбирования светоотверждаемыми материалами, работа гуттаперчей и др. просто невозможно выполнить полноценно без помощника. В настоящее время принцип работы «в четыре руки» подразумевает пять компонентов практики (Садовский В.В., 1999): 1. Работа сидя. 2. Помощь ассистентов. 3. Организация и регулирование каждого компонента стоматологического приема (предварительный анализ, планирование, менеджмент, оценка). 4. Максимальное упрощение рабочих моментов приема. 5. Профилактика инфекционных осложнений (Infection Control). При организации работы по принципу «в четыре руки» пациент располагается в кресле «в положении лежа». При лечении жевательных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла составляет 20—25°. При лечении зубов верхней челюсти или фронтальных зубов нижней челюсти угол наклона спинки кресла не превышает 5—10°, а иногда пациента располагают горизонтально (чтобы нос и колени пациента находились примерно на одном уровне). 3. Обеспечение персоналу комфорта в лечебном кабинете и вспомогательных помещениях. Эта задача предусматривает создание комфортного воздушного климата, оптимального освещения, борьбу с шумом и вибрацией (например, размещение компрессора и вакуумных устройств в отдельном помещении). Сюда же относится и соответствующее оформление интерьера. Например, в лечебных кабинетах, особенно где проводится определение оттенка зубов, не рекомендуется красить стены в яркие цвета, размещать в поле зрения врача яркие предметы (картины, дополнительные источники света и т.д.). Оптимальный цвет стен в лечебном кабинете — светло-серый или бледно-голубой. 4. Снижение психологической и эмоциональной нагрузки на врача и вспомогательный персонал. В первую очередь для решения этой задачи необходимо правильное построение взаимоотношений «врач / пациент». Для этого нужно обучать врачей правилам межличностного общения, рациональным психологическим приемам предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, обеспечить безопасную, надежную и эффективную работу медицинского оборудования. Кроме того, необходимо предусмотреть меры, направленные на снижение нагрузки на врача при приеме «проблемных» пациентов. Например, для предупреждения возможности возникновения у лечащего врача психоэмоционального напряжения вследствие взаимоотношений с пациентом, отличающимся легко возбудимой нервной системой, рекомендуется до лечения успокоить больного, по возможности назначить ему «малые» транквилизаторы и все лечебные вмешательства проводить с применением современных средств обезболивания. Важным является также создание благоприятного психологического климата в коллективе: отношения между сотрудниками должны строиться на основе сотрудничества, взаимопомощи и «командного духа». 5. Профессиональный отбор врачей и вспомогательного персонала. Эта задача направлена на комплектование клиники специалистами с соответствующим уровнем профессиональной подготовки, навыками межличностного общения с пациентами и владением технологиями продажи стоматологических услуг. Критерии профессионального отбора персонала предусматривают также учет уровня физического и психологического здоровья (зрение, слух, физическое развитие, мануальные способности, особенности характера и т.д.). Кроме того, в процессе работы требуется постоянное обучение врачей-стоматологов и вспомогательного персонала, совершенствование их теоретической и практической подготовки, обучение новым методикам и технологиям. В поликлиниках и стоматологических отделениях желательно выделять кабинет первичного осмотра, кабинет функциональной диагностики, кабинет для приготовления амальгамы, помещение для мытья и стерилизации инструментов, кабинет физиотерапевтической службы. Для организации одного рабочего места в стоматологическом кабинете, по возможности, должно быть выделено просторное помещение с хорошей естественной освещенностью: площадь его должна составлять около 15 м2 (примерно 4,4 х 3,5 м). Высота потолков в кабинете должна составлять не менее 3,3 м. В повседневной деятельности при оказании квалифицированной помощи врач-стоматолог пользуется специальным оборудованием. К нему относят: 1) стоматологическое кресло для больного; 2) электрическую или турбинную бормашину; 3) стоматологическую установку; 4) стул для врача. Стоматологическое кресло предназначено для удобного расположения больного, его фиксации в положении сидя или лежа, облегчения врачу доступа к операционному полю, устранения дискомфорта и напряженности больного. С помощью бормашины врач-стоматолог осуществляет основное мероприятие в клинике терапевтической стоматологии, а именно — препарирование твердых тканей зубов. Стоматологическая установка предназначена для оказания помощи в стационарных условиях. Снабжена электромотором, светильником, слюноотсосом, диатермокоагулятором, аппаратом для электродиагностики, блоком водяной системы, пистолетами для воды и воздуха. В клинической практике обследования, лечения зубов и слизистой оболочки полости рта врач-стоматолог пользуется специальным набором инструментов.

4.Вопросы:

- Принцип работы в ортопедическом кабинете.

-Что такое эргономика и ее роль в стоматологии.

-Что входит в оснащение стоматологического кабинета.

- Реферат на тему" Организация работы ортопедического стоматологического кабинета. Эргономия в стоматологии. Оснащение стоматологического кабинета."

6.Литература:

1. В. Н. Трезубов, А. С. Щербаков, Л.М. Мишнев "Ортопедическая стоматология" 2002 г.

2."Ортопедическая стоматология".

Под редакцией члена-корреспондента РАМН, профессора В.Н.Копейкина, профессора М.З.Миргазизова.

3. Конспект лекции.

 

4. Аболмасов Н. Г., Аболмасов Н. Н., Бычков В. А., Аль-Хаким. Ортопедическая стоматология: Учебник.

5. М. Т. Александров [и др.]; ред. Н. Н. Бажанов. Стоматология: учеб. для вузов [с прил. на компакт-диске]

6. Стоматология: учеб. для вузов [с прил. на компакт-диске]. Режим доступа: https://library.knigafund.ru/books/116173

130 точек доступа

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: