ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОДИНОЧЕСТВА




 

Понятие одиночества, рассмотренное и проанализированное многими отечественными и зарубежными психологами, весьма многозначно. Оно определяется в зависимости от теоретического контекста исследования этого социально-психологического феномена.

В психологическом словаре дается следующее определение этому понятию: «Одиночество - это один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных непривычных условиях изоляции от других людей. Условия одиночества, обусловленные экспериментальной, географической, социальной, тюремной изоляцией прерывают все непосредственные («живые») связи с другими людьми, что вызывает появление острых эмоциональных реакций, психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» [Зинченко, Мещеряков, 2003, c. 248].

Понятие одиночества по-разному трактуется не только в отечественной и зарубежной психологии, но и по-разному определяется разными авторами. В частности, отечественные исследователи данной проблемы придерживаются неоднозначных взглядов относительно того, что собой представляет этот феномен.

Л.А.Коростылева указывает, что понятие «одиночество» обычно рассматривается в трех аспектах: психологическом, философском и бытовом. Под одиночеством в психологическом смысле понимается отсутствие или потеря личностно значимых связей, возникновение эмоциональной изоляции, ощущения своей ненужности другим людям. В философском смысле человек одинок, когда, имея личностно и социально значимые связи, он не испытывает при этом положительных чувств. В бытовом (демографическом) смысле одиночество может быть брачным (человек, не состоящий в юридически оформленном браке, считается одиноким) и семейным (когда нет близких родственников) [Коростылева, 2000, c. 157].

Ю.М. Швалб и О.В. Данчева отмечают, что понимание человеком условности изоляции, ее временной ограниченности, непременности возвращения в привычные сферы общения, создает общий положительный благоприятный фон, сопровождающий переживание одиночества. Но при этом, если у человека отсутствует способность противостоять внешнему принуждению и изоляции, то отчуждение становится и внутренним, психологическим. Очень быстро начинают проявляться все признаки одинокого бессмысленного существования. Без высокого уровня внутренней культуры отрыв индивида от привычного и близкого ему окружения часто приводит к распаду личности [Швалб, Данчева, 2001].

Н.А. Агильдеев, сравнивая чувство одиночества с состоянием уединения, подчёркивает, что состояние одиночества в отличие от состояния уединения «противоречит самой сути человека как существа общественного» [Агильдеев, 2005, c. 90]. Одиночество «вычленяет личность из единого организма коллектива, создает свой, потаенный мирок, выстраивает между личностью и внешним миром невидимую для стороннего наблюдателя, но труднопреодолимую стену. Проблемы, интересы других людей теряют для такой личности всякий смысл. Одиночество, «отчуждая человека от человека, разрушает солидарность человеческой общности» [Агильдеев, 2005, c. 103].

Кроме того, как считают отдельные авторы, одиночество - это не свойство человеческой натуры, а ее проявление и печальное следствие определенных условий существования. Они трактуют его как невозможность в полной мере слиться с другим человеком, передать ему свои переживания и воспринять его чувства, как неустранимую отделенность людей друг от друга, подлинную трагедию личности. Отсутствие духовного единения переживается как одиночество [Швалб, Данчева, 2001, c. 220].

Н.Е. Покровский определяет одиночество как состояние, связанное с утратой человеческих связей с коллективом, семьей, обществом [Покровский, 1989]. О.Н. Кузнецов называет проблему одиночества проблемой обширной, вечной, которая носит общечеловеческий характер, и касается в одинаковой степени и мужчин, и женщин [Кузнецов, Лебедев, 1995, c. 62].

Р.С. Немов определяет одиночество как тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями [Немов, 1995, c. 31].

Г. С. Абрамова относит проблему одиночества к острейшим проблемам XX века. Это тяжелое эмоциональное состояние, не обязательно вызванное отсутствием семьи, в основе которого лежит нарушение взаимодействия с социальной, семейной и профессиональной средой [Абрамова, 2000].

Л.П. Гримак считает одиночество внутренним трудным состоянием, вызванным недостатком внешней стимуляции физического и социального характеров, потерей контактов с другими людьми [Гримак, 2009].

В работах Ю. Хорицкой и С. Шевченко одиночество определяется как социальное образование, явление неестественное, возникающее в результате дезадаптации, нарушения взаимодействия индивида с социальной средой [Хорицкая, Шевченко, 1990, c. 7- 8].

Психиатр М.Э. Телешевская, опираясь на свой клинический опыт, полагает, что «одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное переживание. Чувство полной погруженности в себя, оторванности, «пустоты» вызывает нарушения внутреннего мира человека. Человек не может быть один. Это противоестественно и приводит к печальному финалу: к социальному и в определенной степени к духовному одичанию» [Телешевская, 1993, c. 129- 130].

В зарубежной психологии также существует множество определений этого понятия. Остановимся лишь на некоторых из них.

Д. Рассел считает, что «одиночество - это сложное ощущение, овладевающее личностью в целом - ее чувствами, мыслями, поступками... Сознание играет важную роль в данном ощущении». Он рассматривает одиночество как возможность индивида уединиться и быть одному, осмысляя и переживая событие своей жизни, то есть это явление имеет позитивный характер [Рассел, 1989, с. 193]. В его трактовке понятие одиночества идентично уединению. Именно, поэтому Д. Рассел считает это состояние человека позитивным.

Однако большинство исследователей рассматривают одиночество как мучительное чувство, возникающее при отсутствии значимых для него социальных связей и отношений. Например, Ф. Фромм-Рейхман описывает одиночество как экстремальное состояние, приводящее к развитию психотических состояний [Фромм-Рейхман, 1989].

У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон определяют одиночество как особую форму самовосприятия, острую форму самосознания. Они считают, что «возникновение одиночества говорит о нарушениях в сети взаимосвязей. Часто одиночество - это ощущение, которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу, или желательность этого, или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения» [Садлер, Джонсон, 1989, с. 21]. Одиночество, по их мнению вызывает стресс в главных сферах внутреннего мира человека, т.е. одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол системы отношений и связей внутреннего мира личности.

Однако, несмотря на обширный зарубежный и отечественный материал, касающийся этой проблемы, одиночество является одним из самых сложных и неоднозначных понятий современной социальной психологии.

Первый вопрос, который возникает при обсуждении этой темы, - по каким критериям оценивать одиночество? С переживанием одиночества тесно связано поведение: оно отражает нарушение реального взаимодействия человека с окружающими людьми. Одиночество можно определить как болезненное переживание людьми дефицита социальных связей [Бячкова, 1998].

Если ориентироваться на статистические данные, то с большой вероятностью можно констатировать только наличие брачного партнера у одних мужчин и женщин и одинокое (бессемейное) проживание других. Однако такая оценка не совсем корректна, т.к. понятие «одиночество» не сводится к понятию «одинокое проживание» [Самоукина, 2007].

В житейском плане одиночество по-разному воспринимается и определяется в зависимости от конкретной личности. Для каждого человека реальный жизненный смысл этого понятия различен. Обычно люди определяют состояние одиночества в зависимости от целого комплекса чувств, поступков и мыслей. Л. Хоровиц и его последователи называют такую совокупность характеристик «прототипом одинокой личности» [Хоровиц, 1989]. Значения, приписываемые различными людьми понятию одиночества, во многом сходны. Как правило, это «тягостный разлад личности, господство дисгармонии, страдания, кризиса «Я»; весь мир окрашивается в трагедийные тона и начинает восприниматься как малозначимый, лишенный смысла и ценности», хотя имеются существенные отклонения в индивидуальных оценках этого понятия. Они меняются в зависимости от социальной группы, возраста, исторического периода и культурной среды [Покровский, 1989].

Разнообразие и неоднозначность трактовки понятия одиночества делает необходимым его более обстоятельный анализ. Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что одиночество так или иначе связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, объективной реальности. Здесь необходимо учитывать, что «оторванность» может пониматься и как физическая изолированность, и как нарушение контекста сложных духовных связей, объединяющих личность с ее социальным окружением.

Специальные исследования показали, что физическая изолированность человека не всегда сопровождается переживанием чувства одиночества. Уединение (социальная изоляция) является столь же необходимой частью гармоничной духовной жизни, как и многогранное общение. Уединение не пресекает общение, а лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающих его духовных формах общения. В частности, Дж. Зилбург в своих работах четко разграничивает уединенность и одиночество. Уединенность определяется им как вполне нормальное состояние, которое появляется в ситуации отсутствия другого человека. Одиночество же он понимает как болезненное константное состояние [Зилбург, 1989].

Понятие одиночества характеризует состояние эмоциональной сферы человека в определенный момент времени (или период его жизни). Одиночество - это состояние, которое возникает совсем не обязательно, когда человек находится один. Нет, наверно, человека, который ни разу в жизни не ощутил бы себя одиноким среди людей, а словосочетание «одиночество в толпе» стало своего рода штампом применительно к тем людям, который испытывают психологический дискомфорт в социальном взаимодействии.

В самом понятии «одиночество» тоже не все однозначно. В зарубежной психологии традиционным стало следующее разделение:

) одиночество как возможность индивида уединиться и быть одному, осмысляя и переживая события своей жизни. В данном случае одиночество носит позитивный характер;

) одиночество как острое мучительное чувство, возникающее в том случае, когда человек находится один результате отсутствия значимых для него связей и отношений. Одиночество, понимаемое в этом смысле, и является предметом пристального внимания психологов [цит. по: Бячкова, 1998, с. 81 ].

Исследователи, как правило, пишут о сильнейших эмоциональных переживаниях негативного характера. Тем не менее, было бы правомернее рассматривать одиночество не как конкретное чувство, а как более сложное и многоаспектное состояние, которое может сопровождаться различными переживаниями. Развернутую точку зрения предлагают, например, Л.Э. Пепло, М. Мицелли и Б. Мораш: «...как люди реагируют на одиночество - депрессией или враждебностью, пассивным уходом в него или активной борьбой за преодоление подобного состояния, - это зависит от их собственных объяснений одиночества» [Пепло, Мицелли, Мораш, 1989, с. 169].

Таким образом, можно подытожить: в психологии нет единого определения понятия «одиночество», и каждое направление предлагает свое видение этого феномена. Поэтому для классификации необходимо использовать самые общие и широкие критерии. Во-первых, когда возникает одиночество? Может быть, это вечный спутник человека? Или же одиночество «появляется и ощущается» в конкретных условиях, ситуациях, обстоятельствах? Во-вторых, какова природа одиночества? Может быть, это одна из особенностей личности? А может быть, человек начинает осознавать, что он одинок, только анализируя уровень своих отношений с другими людьми? И, наконец, в-третьих, одиночество - это нормально? Быть может, это нечто из разряда патологических проявлений личности? Необходимо еще учесть и то, что вряд ли найдется теоретический подход к одиночеству, который мог бы быть описан с помощью какого-то одного критерия. Все теории одиночества многоаспектны и далеко не однозначны.

Исходя из того, что одиночество - понятие ситуативное, - можно заключить, что человек испытывает его, находясь в определенных условиях. Так, например, В. Серма ведущим фактором возникновения одиночества считает определенные обстоятельства (или ситуации) в жизни человека, такие как, например, смерть близких, развод, переезд в другую местность и т.д., в результате которых человек может почувствовать себя одиноким. В. Серма даже разработал в свое время «анкету ситуативного одиночества». Одиночество, по его мнению, - это субъективно переживаемое «несоответствие между наблюдаемой реальностью и желанным идеальным состоянием» [Серма, 1989, c. 231]. Заканчивается ситуация, «заканчивается» и одиночество.

О «вечном» характере одиночества писали в той или иной форме представители самых разных теоретических направлений, среди которых особое место занимают: экзистенциальный, биологический и социологический подходы. Рассмотрим особенности каждого из них более подробно.

Психологи экзистенциального направления говорят об одиночестве как о глобальном и вечном явлении. Здесь понятие одиночества выносится на уровень философской абстракции, а в качестве основы одиночества принимается то, что люди изначально одиноки, а само одиночество - условие человеческого бытия [Мустакас, 1989]. Никто другой не может разделить с нами наши чувства и мысли; разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний. Истинное одиночество проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), переживаемыми в одиночку, «... человеческая реальность страдает в своей целостности от обособленности, отчужденности по отношению к самой себе и к миру» [Камю, 1990, c. 134]. Однако работы психологов-экзистенциалистов в отличие от их коллег философов не носят пессимистического характера: в них содержится призыв относиться к своему одиночеству как к благоприятной возможности общаться с самим собой и с обществом. Такая точка зрения даже обнадеживает: одиночеством надо пользоваться!

Совсем другое настроение у представителей психодинамической теории. Для них одиночество - не просто страшный диагноз, это болезнь, от которой лечатся всю жизнь и, увы, не излечиваются. «Трагедия не потому, что одиночество становится скрытой и трудно распознаваемой болезнью,-считает Ф. Фромм-Рейхман, -...истина заключается в том, что человек по своей сути - и метафизически, и психологически - одинок» [Фромм-Рейхман, 1989].

Писали об одиночестве как «вечном понятии» и представители биологической теории. «... Я буду рассматривать одиночество, - писал М. Миюскович, - как потребность дышать, пить, есть и спать» [Миюскович, 1989, c. 54]. Итак, одиночество в данном случае - это физиологическая потребность. Значит, это на всю жизнь. Остается только удовлетворять ее или не удовлетворять.

Говоря о природе одиночества, о том, где оно зарождается и как формируется, можно выделить следующую сравнительную триаду исследований проблемы одиночества, в рамках которых авторы различают: межличностное, внутриличностное и надличностное одиночество.

К «внутриличностному» подходу можно, безусловно, отнести психодинамическую теорию одиночества. Говоря об этом феномене, представители динамической психологии исходили из клинической практики. Несколько смущает в данной трактовке одиночества то, что его причиной считается не всякое личностное развитие, а личностное развитие, граничащее с патологией, и разрешением этой проблемы должен заниматься психиатр. Ф. Фромм-Рейхман, например, считала, что одиночество «в чистой форме испытывают лишь наиболее артистические и неуравновешенные натуры». Сильная сторона психодинамического подхода, думается, в том, что его сторонники усматривают причину одиночества в «детских предпосылках» [Фромм-Рейхман, 1989].

«Фактор личности» в возникновении одиночества выделяет и В. Серма, а точнее, он подчеркивает личное восприятие ситуации, которое зависит от особенностей человека. Исходя из результатов проведенного исследования, В. Серма утверждает, что люди, описывающие себя как одиноких, получают достаточно высокие баллы, например, по шкале «враждебность», у них сильнее выражено чувство сожаления и вины по отношению к прошлому, они чаще строят слишком идеалистические планы по отношению к будущему [Серма, 1989].

Представители межличностного подхода ищут причину страданий от одиночества в сфере человеческих взаимоотношений. И не случайно. По мнению Мартина Бубера, только состояние «человек с человеком» является основополагающим фактом человеческой экзистенции. «И только когда одинокий человек постигнет другого во всей его инаковости, как себя... лишь тогда он прорывает свое собственное одиночество» [Бубер, 1989, c. 92].

Р. Оди, в свою очередь, расценивает одиночество как вполне закономерный процесс погруженности в себя, процесс, противоположный общению. Одиночество, по мнению Р. Оди, доставляет человеку неприятные ощущения только в том случае, если оно не уравновешено общением. Почему же отсутствие «кого-то», недостаток социальных связей, общения переживается человеком столь мучительно? Может быть, действительно, только в отношениях «Я - Ты» человек может выразить себя и чувствовать полноценным? Однако очень сложно говорить о критериях истинности отношений «я - ты», так как они, на мой взгляд, очень расплывчаты и условны, ибо предполагают, что существует немало людей, которым для того, чтобы не чувствовать себя одинокими, достаточно «просто поговорить с кем-нибудь» [Оди, 1989, с. 129-151]. В этом смысле сразу же вспоминается книга Э. Берна, в которой он утверждал необходимость всевозможных «игр, ритуалов и времяпрепровождений». Эти способы структурирования времени избавляют человека от эмоционального голода [Берн, 2006]. Продолжая эту мысль, можно сказать, что именно описанные Берном формы общения служат для заполнения того вакуума, который можно определить в данном случае как одиночество.

О роли общения пишут многие авторы. Так, например, представители когнитивной теории Л.Э. Пепло, М. Мицели и Б. Мораш предполагают, что одиночество наступает в том случае, когда человек осознает несоответствие между двумя факторами - желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов: «... человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих социальных отношений в каком-либо важном аспекте» [Пепло, Мицели, Мораш, 1989, c. 169].

В значительной степени из этой же идеи исходят представители социологической теории Д. Рисмен и Н. Глазер, которые утверждают, что американцы превратились в личности, «направленные вовне». Индивиды, «ориентированные на других», не только хотят нравиться, но и постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение с тем, чтобы определить линию своего поведения [Рисмен, Глазер, 1999].

В этой связи возникает закономерный вопрос: зачем человеку тратить столько сил и времени, чтобы, во что бы то ни стало, нравиться другим? По этому поводу очень интересна точка зрения М. Мид, которая, изучая «американский характер», назвала американскую нацию «самой одинокой». Анализируя американский стиль воспитания, М. Мид отмечает, что «в младенчестве и раннем детстве американские дети учатся переносить одиночество и радоваться обществу как награде за терпение» [Мид, 1989, c. 106]. Итак, одиночество - наказание, общество - награда. Понятно, что каждый нормальный человек будет стремиться к награде, а не к наказанию.

Говоря о надличностном подходе, следует иметь в виду то, что одиночеству здесь придается, во-первых, некоторый самостоятельный характер, во-вторых, - некоторая фатальность: одиночество постигнет всех и каждого. Сюда включены две полярных теории: биологическая и социологическая.

Представитель биологической теории Р. Оди считает, что одиночество - это не просто «остаться одному или уединиться». Об одиночестве можно говорить в том случае, если человек испытывает более или менее сильную сенсорную депривацию (недостаток раздражителей, обеспечивающих контакт с внешним миром), которая вызывает достаточно тяжелые психические расстройства. В этом, кстати говоря, и заключается смысл всякого рода наказаний, связанных с воздействием сенсорной депривации на психику: одиночного заключения, отлучения от общины, изгнания из племени (стаи, стада) и других видов остракизма. На примере различных животных и человека Р. Оди доказывает, что последствия одиночества в данном понимании свойственны для психики в целом [Оди, 1989, с.129-151].

Может возникнуть естественный вопрос: почему же биологическая теория одиночества рассматривается в разделе надличностное, ведь одиночество, с точки зрения этой теории, неотделимо от человека, это - продукт психики. В том-то все и дело, что одиночество в данном случае - только лишь продукт психики (причем не самой организованной), а не личности, ее развития и индивидуальных особенностей.

Если представители биологического подхода ищут природу одиночества в глубинах психики, то социологи подходят к трактовке этого феномена совсем с другой стороны. Они считают, что к усилению одиночества в современном обществе ведут три силы: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной мобильности; увеличение социальной мобильности. Социологи рассматривают одиночество как продукт социальных сил. Эта, кстати, точка зрения относится не только к социологической теории одиночества, она очень распространена в житейской психологии: однозначной причиной одиночества считают и урбанизацию, и развитие техники, и даже возможность людей жить в отдельных квартирах. Подобное убеждение очень удачно, на наш взгляд, снимает ответственность самого человека за построение своей жизни.

Многие исследователи относятся к одиночеству как к нормальному человеческому состоянию. Для них вполне допустимо, что одиноким себя может считать любой здоровый человек независимо от возраста, профессии, социального статуса. Более подробно стоит рассмотреть те точки зрения, которые расценивают одиночество как патологическое состояние. «Мы никогда не излечим одиночество», - писала Фромм-Рейхман [1989].

В «психиатрическом уклоне» психодинамической теории стоит, безусловно, отметить то, что личность в ее самых естественных и самых парадоксальных проявлениях ставится сторонниками этого подхода во главу угла. Другое дело, что некоторые личностные особенности и проявления однозначно квалифицируются как патологические, хотя уже давно известно, что именно в тяжелых, кризисных ситуациях, а иногда и в моменты «безумной» радости многие люди могут чувствовать себя и выглядеть совершенно неадекватными, «по-сумасшедшему». Тем более, что некоторые травмирующие события и их последствия чаще всего имеют долговременный характер (например, смерть близкого, развод) и требуют от человека значительного напряжения и мобилизации всех ресурсов - физических и эмоциональных - что вполне естественно может приводить к проявлению и обострению самых разных «странностей».

Более мягко, но как о потенциально патологическом состоянии, пишет об одиночестве Дж. Флендерс. Он рассматривает одиночество как своеобразный механизм обратной связи для определения уровня человеческих контактов. И если этот механизм показывает «низкие» показатели, то это означает, что «система человек» недостаточно общается с другой «системой», что происходит, вполне вероятно, по причине какого-то сбоя внутри системы. То есть одиночество появляется, если в «системе человек» происходит какое- то «нарушение нормы» [Флендерс, 1989].

Что касается социальной теории, то ее представители оценивают одиночество не столько как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным - общим статистическим показателем, характеризующим общество. А для экзистенциалистов вообще нет понятия нормальное/патологическое одиночество. Для них одиночество носит скорее универсальный характер: это и радостная возможность общаться с самим собой и вселенной, и творческая сила, и способ экзистенции, и инструмент самосознания.

Особый интерес представляют теории одиночества, которые основаны на комплексе факторов.

Говоря о системном подходе, обязательно стоит упомянуть Дж. Флендерса, который сформулировал общесистемный подход к проблеме одиночества. Основное положение этой теории состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влияний нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. Безусловно, интересным в данном подходе является то, что автор пытается исследовать одиночество, исходя из представления о человеке как о сложной, многоуровневой системе. Нарушения на определенном уровне будут влиять на функционирование других уровней, что приведет к сложным и взаимосвязанным процессам в «системе человек» [Флендерс, 1989].

Напомним, что, по мнению Р. Оди, одиночество во многом является результатом сенсорной депривации. Развивая мысль Р. Оди, можно сказать, что если у животных сенсорная депривация ведет к различным психическим расстройствам, то у человека с его развитой эмоциональной сферой и интеллектом последствия депривации (то есть последствия нарушения в системе на физиологическом уровне) будут более тонкими и разнообразными. Ну, а если учесть, что человек развивается и функционирует в обществе, и от общества во многом зависит, то к одиночеству, действительно, стоит подходить как к комплексному понятию.

Таким образом, можно заключить, что понятие «одиночество»имеет много определений, хотя наиболее часто под ним понимают субъективное ощущение или представление об объективной социальной изоляции и отсутствие социальной поддержки. Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное чувство, которое выражает острую форму самосознания и показывает раскол реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Таким образом, одиночество можно рассматривать как важную характеристику качества жизни: по уровню одиночества можно судить об уровне субъективной оценки благополучия личности.

Подводя итог изложенному выше, можно заключить, что не существует универсальной дефиниции термина «одиночество». В различных исследованиях обозначаемое этим термином состояние описывается по-разному: «как осознанная депривация социальных контактов, когда человек имеет потенциальную возможность взаимодействовать с другими, но не делает этого; как недостаток подходящих людей или желания разделить с кем-то социальный или эмоциональный опыт; как несоответствие актуальных и желательных взаимодействий с другими; как болезненное переживание дефицита социальных связей» [Краснова, 2006, с. 170].

Таким образом, при рассмотрении проблемы одиночества и его определении как научного понятия одни авторы делают акцент на когнитивной составляющей одиночества; другие же подчеркивают момент личностного переживания, в том числе и мотивационный, который характеризует дисгармоничность связей внутреннего мира личности; третьи выделяют значение реальных социальных контактов. Разные теоретические подходы по-своему объясняют природу одиночества. К ним относятся, например, экзистенциальная теория (одиночество как рефлексивное условие, дающее индивиду позитивную возможность понимать себя), когнитивная теория (одиночество как недостаток взаимодействий, повышающих самоуважение и социальные умения), психодинамическая теория (одиночество возникает из опыта младенчества и детства и неуспешного развития интерперсональных привязанностей), интеракционистская теория (объединяет индивидуальные эмоциональные аспекты одиночества с социальными аспектами [Краснова, 2006, с. 61].

В отечественной психологии ракурс темы одиночества смещается в сторону изучения межличностных отношений, при этом понятие «общение» используется для выявления взаимосвязи между ним и одиночеством, а концепции «уединение» и «одиночество» объединяются в целостное понятие [Кошелева, 2001, с. 29- 69].

Если подходить к феномену одиночества системно и многоуровнево, то выяснится, что каждый исследователь по-своему прав, описывая одиночество, находясь на определенном уровне такой сложной системы, как «человек»: биологическом, социальном, межличностном и т.д. И поэтому не случайно в терминологии понятия одиночество присутствует некоторая путаница: одиночество - это и процесс, и состояние, и ощущение, и чувство. Кроме того, каждый человек, безусловно, привносит свой опыт в интерпретацию этого феномена. Поэтому нет достаточных оснований для того, чтобы какие-то точки зрения отвергать, какие-то - абсолютизировать. Их желательно знать, тем более, что отечественная психология долгие годы успешно обходилась без этой темы, особенно это касается проблемы женского одиночества. Мы попытаемся рассмотреть некоторые аспекты этой проблемы в следующем параграфе нашей работы.

 

ЖЕНСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО: ВИДЫ, ПРИЧИНЫИ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

Очень часто, когда речь заходит об одиночестве, будь то уровень житейской или научной психологии, в первую очередь его связывают с женщинами, которые по разным причинам не смогли создать семью, или же по какой-то причине брак их распался, а повторно выйти замуж они не смогли или не захотели.

Проблема вступления в брачные отношения как проблема социальная и психологическая начала оформляться в последние десятилетия в связи с ростом численности одиноких людей. Несмотря на доводы медицины, психологии, педагогики и других наук о последствиях, которые нередко имеет бессемейное одиночество, растет количество людей, не состоящих в браке. В нашей стране каждый седьмой житель брачного возраста не имеет брачного партнера. По данным переписи населения, в стране насчитывается более 24 миллионов одиноких людей [Коттлер, 2002, с. 157]. Согласно статистике, сегодня число разводов достигает 1/3 от заключенных браков, а по некоторым данным, разводящихся больше, чем вступающих в брак [Коттлер, 2002, с. 166]. Современная статистика ярко выявляет проблему социального женского одиночества: на 100 женщин 25-30 лет приходится семь разведенных, одна вдова, каждая пятая - одиночка. В настоящий момент в нашей стране насчитывается несколько миллионов матерей-одиночек. А.Г. Волков отмечает, что в повторный брак в течение 10 лет вступают 57% мужчин и только 25% женщин. При этом ежегодно без одного из родителей остается около 700 тысяч детей до 18 лет [Волков, 2009, с. 58- 61].

В тех областях жизни, где люди сталкиваются с проблемами социальной адаптации, непосредственно проявляются гендерные различия. Стили реагирования на сложные жизненные ситуации у мужчин и женщин сильно разнятся. Например, испытывая депрессивные эмоции, женщина старается думать о возможных причинах своего состояния, фокусируется на них (в результате чего она более уязвима к стрессу), тогда как мужчина стремится отгородиться от них, концентрируясь на чем-либо другом. Мужчины и женщины сильно разнятся в переживании чувства одиночества. Женская форма одиночества носит характер «отчуждения, доходящего до отчаяния», мужская - «обособление вплоть до смакования своего независимого положения» [Токарева, 2001].

Н. Хамитов указывает, что женщина всегда тяжелее мужчины переносит одиночество. Именно поэтому проблема одиночества для женщины всегда нечто более очевидное, чем для мужчины. «Девушка не нуждается в одиночестве так, как юноша. Ее взросление обусловлено всей логикой распространения человеческого рода на планете. Девочка, а затем девушка готовится стать матерью, и это накладывает печать на ее личность. Идея будущего рождения и материнства внушается девушке с раннего возраста, и поэтому одиночество рассматривается как предвестник трагедии, а уединение - как грех. Женщина всегда подавлена одиночеством» [Хамитов, 2005, с. 12]. Это подчёркивает и Л.А. Коростылева. Согласно ее утверждению, женщины больше, чем мужчины, мотивированы на создание семьи и потому чаще чувствуют себя одинокими, выделяет ряд феноменов, в результате действий которых снижается количество вступающих в брак: а) протест (сознательное невступление в брак) против навязываемого обществом обязательного брака как социального стереотипа счастливой жизни; б) несоответствие реальных брачных отношений идеализированной модели семейного счастья, существующей в социуме; в) рост числа людей, неудовлетворенных брачными отношениями [Коростылева, 2000].

Вступление в брак могут осложнять также такие особенности, как завышенный уровень требований к психологической совместимости и духовной близости с партнером; чрезмерная осмотрительность и рассудительность в принятии решения о вступлении в брак; негативный опыт создания семьи и отпечаток, который накладывает одиночество на личностные качества (увеличение эгоцентризма, уменьшение эмпатии).

Опираясь на предложенную Л.А. Коростылевой классификацию причин одиночества, можно выделить два класса причин возникновения ситуации одиночества у женщин: объективные и субъективные.

Объективные причины

Результаты различных исследований показали, что объективные причины одиночества «довольно похожи и, как правило, не зависят от возраста, профессии, семейного статуса и положения в обществе» [Бондаренко, 2001, с. 168].

В частности, А. Либина считает, что к одиночеству приводят факторы негативного стресса [Либина, 2001]. А «стресс одиночества, в свою очередь, - один из самых тяжелых видов дистресса. … Поглощенный своей проблемой, человек вскоре оказывается в изоляции от окружающих. Своим постоянным недовольством, раздражением и обидами он невольно отталкивает от себя тех, в чьем обществе и поддержке так нуждается» [Бондаренко, 2001, с. 177].

И. Ялом отмечает, что удовлетворяющему человека социальному взаимодействию могут препятствовать многие факторы: географическая изоляция, недостаток соответствующих социальных навыков, конфликтные чувства по отношению к близости, личностный стиль (например, шизоидный, нарциссический, использующий или критический). Важную роль в межличностной изоляции играют факторы культуры [Ялом, 2009].

К объективным причинам женского одиночества М.Э. Телешевская относит: «непонимание окружающих («белая ворона»), социальную изоляцию, отчужденность, скуку, частые разъезды, перемену места работы, учебы, отсутствие сексуального партнера, разрыв отношений с супругом [Телешевская, 1993]. В качестве объективных факторов, приводящих к одиночеству, могут стать какое-либо событие (смерть близкого человека) или же константная группа причин, обусловленных воспитанием, образом жизни, конституциональными особенностями (непривлекательное телосложение, внешность) [Бячкова, 1998].

К объективным факторам, способствующим возникновению одиночества, относят ситуативные и социально-психологические причины.

Ситуативные причины:

· демографические (численное соотношение мужчин и женщин неравномерно; смертность мужчин выше женской);

· разрыв семейно-брачных отношений (развод).

Рассмотрим эти причины более подробно.

Согласно статистическим данным, женщины составляют большинство населения и более половины трудовы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: