Произношение согласных звуков.




1. Звонкие согласные в абсолютном конце слова и перед глухими согласными оглушаются: арбу[с], пре[ т ]приятие.

2. В существительных мужского рода на -изм согласный [ з ] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении конечного согласного в Д.п. и П.п.: при капитализме.

3. Согласный [ г ] может произноситься как [ г ] - год, [ к ] - враг, [ γ ] - Господи, [ х ] - Бог, [ в ] - кого.

4. Звук [ γ ] в пределах современной литературной нормы произноситься в ограниченном числе слов, но произношение [ г ]осподи, а[ г ]а, о[ г ]о можно считать вариантом нормы.

5. В русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова "обрусели" и произносятся теперь с мягким согласным перед е: музей, крем, академия, шинель, фанера, Одесса.

Но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: антенна, бизнес, генетика, детектив, тест. Допускается вариантное произношение: декан, претензия, терапия, террор, трек. Твердое или мягкое произношение согласного определяется в словарном порядке.

6. По старомосковским нормам орфографическое сочетание чн произносили как [ шн ]. В настоящее время [ шн ] сохраняется в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на -ична: Фоминична, Кузьминична.

В ряде слов допускается двоякое произношение: було[ чн ]ная и було[ шн ]ная, хотя последнее устаревает.

7. По "старшей" норме сочетание чт произносилось как [ шт ] в слове что и словах, производных от него: ничто, кое-что и т.д.

В настоящее время это правило сохраняется для всех указанных слов, кроме нечто [ чт ]. Во всех других словах орфографическое чт произносится всегда как [ чт ]: почта, мечта.

8. Сочетание жд в слове дождь и производных от него произносилось по "старшей" норме как [ ж’ж’ ] (на конце слова - [ ш’ш’ ]). Современное произношение [ жд’ ] (на конце слова - [ шт’ ]) оценивается как вариант литературной норма.

9. По "старшей" норме орфографические сочетания зж и жж (дрожжи, позже) поизносились как [ ж’ж’ ] - долгий и мягкий шипящий. В настоящее время на месте зж и жж произносится твердый шипящий [ жж ]. И это произношение оценивается как вариант литературной нормы

В большинстве случаев необходимо обращаться к "Орфоэпическому словарю русского языка" под ред. Р.И.Аванесова, в котором дается произношение слова.

 

Особенности ударения.

Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения. Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий (молоко, молодой) и т.д. Такое ударение называется также разноместным.

В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог. Сравни французские слова: одеколон, эскимо, пломбир, туалет, пальто, комбинезон, салют, Париж, дебют.

В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог: Варшава, Освенцим, Краков, Сопот, Висла, Зелена Гура, Вроцлав, Познань. В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог. Возьмем чешские слова: Прага, Карловы Вары, чехи, Влтава – и венгерские: Венгрия, Ференц Лист, Шандор Петефи, Ференц Ракоци.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например: понять - понял – поняла; сестра - сёстры.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбИще, паспОрт, эпигрАф, воздУх, музЫка, призрАк.

Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей. Сравни: гремит музыка полковая (А.С.Пушкин); вертит очками так и сяк (И.Крылов).

А как же читать эти строчки нам, современным людям? Произносить их нужно по-старому, в соответствии с нормой XIX века, так как при изменении ударения на современный лад «ломаются» размер и ритм стиха, исчезают его слаженность, гармоничность.

Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно было произносить только договОр, то сейчас допустимым является и дОговор. Это касается и таких слов, как камбала, кулинария, феномен, ракушки, августовский. Если раньше такие варианты их произношения, как камбалА, кулинАрия, рАкушка, феномЕн, августОвский, считались нелитературными, то теперь они являются допустимыми.

Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей. Очень часто возникают сомнения, как произносить то, или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь вам окажут словари – орфоэпические, толковые, энциклопедические. В затруднительных случаях вы можете воспользоваться данными специальными словарями.

 

Заключение.

В данной работе проделан анализ проблемы, заключающейся в использовании орфоэпических норм. С этой целью была выявлена сущность понятия, языковая норма, указаны источники норм современного русского языка, дается понятие орфоэпической нормы, рассмотрены исторические корни данного вопроса.

Изучив орфоэпические норм, вытекают следующие основные выводы:

· Орфоэпия (греч. orthos - прямой, правильный и epos - речь) - это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение;

· Орфоэпия в первую очередь изучает варьирование произносительных норм, возникающее в результате исторических изменений, когда нормы произношения бытуют одновременно в старом и новом варианте;

· Вариативность нормы приводит к тому, что старая и новая нормы противопоставляются как сценическая и обычная или как высокая и нейтральная. Отсюда и характер орфоэпических рекомендаций: даются норма рекомендуемая (или высокая, стилистически приподнятая, сценическая) и норма допустимая (стилистически сниженная, применяемая в обычной речи);

· Кроме противопоставления старой и новой орфоэпических норм в произносительных вариантах различают произношение нормативное и противоречащее норме;

· Большие изменения происходят сейчас в произносительных нормах заимствованных слов. Существовавший раньше фонетический закон смягчения согласных перед е перестал действовать повсеместно, и тенденция к смягчению значительно ослабела;

В заключение, хотелось бы сказать, что стремление к правильности речи, требовательное отношение к культуре произношения, обостренное чувство языковой нормы приводят к тому, что неорфоэпическое произношение становится оскорбительным для слуха, и оно начинает вызывать осуждение в любой культурной среде.

Список использованных источников:

1. Антонова, Е.С. Русский язык [Текст]: учебник для учреждений нач. и сред. проф. Образование / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.

2. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / А.И. Дунев [и др.], под ред. В.Д. Черняк. – Спб., М.: САГА: Форум, 2008. – 368 с. – (Профессиональное образование).

3. Орфоэпические нормы русского языка. Общие замечания. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://www.licey.net/russian/culture/1_1

4. Орфографическая и орфоэпическая нормы в русском языке. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://5ballov.qip.ru/referats/preview/79212

5. Говорите, пожалуйста, правильно. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://schoolvosem.ucoz.ru/DOC/metod_kopilka/sivkova_anastasija.pdf

6. Орфоэпия. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://bibliofond.ru/view.aspx?id=18658

7. Орфоэпические нормы русского языка. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/languages/c00043298.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: