по дисциплине «История и философия науки»




Вопросы

Для подготовки к кандидатскому экзамену

по дисциплине «История и философия науки»

(аспирантам неэкономических специальностей) – 2018 г.

 

1. Место социально-гуманитарных наук в развитии современной цивилизации.

2. Философия и социально-гуманитарные науки, их специфика и взаимосвязь.

3. Специфика социально-гуманитарных наук.

4. Единство и различие естественнонаучного и социально-гуманитарного знания познании.

5. Общая характеристика основных этапов становления социально-гуманитарных наук

6. Особенности научной рациональности в социально-гуманитарных науках. Гуманитарные дисциплины как инструмент совершенствования человеческой природы.

7. Античность. Программы социально-гуманитарного знания эпохи античности, их специфика.

8. Учение о государстве, обществе и политической власти Платона и Аристотеля

9. Социально-гуманитарное знание в эпоху Средневековья и его специфика

10. Гуманизм как социально-гуманистический проект эпохи Возрождения.

11. Социальные теории эпохи Возрождения (Мор, Кампанелла, Макиавелли)

12. Понятие социальной утопии и антиутопии, их мировоззренческое значение.

13. Ф. Бэкон: наука – инструмент овладения природой.

14. Р. Декарт: метод – инструмент построения «Нового мира».

15. Сциентизм и антисциентизм как ценностные мировоззренческие ориентации. Роль гуманитарного знания в развитии антисциентистской традиции

16. Неопозитивизм как философия науки.

17. Натуралистическая и культурцентристская исследовательские программы общества, их роль в социально-гуманитарном познании.

18. Позитивистская традиция философии науки. Позитивистские модели социально-гуманитарного знания (О. Конт, К.Поппер)

19. Принцип фальсификации К. Поппера и его роль для развития научного знания

20. Концепция развития научного знания И. Лакатоса.

21. Логика развития науки Т. Куна, специфика ее применения в сфере экономического познания.

22. Преднаука и наука. Проблема генезиса науки.

23. Наука как особая сфера культуры. Функции науки.

24. Наука как познавательная деятельность.

25. Наука как социальный институт.

26. Наука как стратегический фактор, инновационная основа развития информационного общества.

27. Науки о природе и науки о культуре: их общность, связь и различие

28. Научная теория, ее структура и функции.

29. Научное объяснение и научное предвидение в социально-гуманитарном знании, их особенности в сфере экономики.

30. Логика развития науки: эволюция подходов к ее анализу.

31. Основные концепции развития науки; интернализм и экстернализм.

32. Основания науки (научная парадигма, научная картина мира, философские основания науки).

33. Типы научной рациональности.

34. Научные революции, их классификация.

35. Социально-гуманитарные науки классического периода: ценности, идеалы, особенности

36. Социально-философские науки неклассического этапа, их специфика.

37. Основные черты постнеклассической науки. Влияние постмодернизма на социально-гуманитарные науки (текст, деконструкция, «конец истории», микронарративы).

38. Проблемы развития социально-гуманитарного знания в XXI вв.

39. Истина в философском и историческом познании. Проблема интерпретации исторического факта.

40. Проблема истины в социально-гуманитарном знании.

41. Критерии научности. Наука и творчество.

42. Структура теоретического знания.

43. Методы теоретического уровня научного познания. Теоретические методы в социально-гуманитарных науках.

44. Структура эмпирического знания. Эмпирические факты и эмпирические законы.

45. Методы эмпирического уровня научного познания. Эмпирический метод в социально-гуманитарном знании

46. Моделирование, его роль в социально-гуманитарном познании.

47. Анализ и синтез, индукция и дедукция, их значение в исследовании социальных процессов.

48. Интуиция и воображение в социально-гуманитарном знании.

49. Построение, проверка и способы доказательства гипотезы. Гипотеза в социально-гуманитарном познании.

50. Социальный эксперимент, границы его проведения. Проблема социального конструирования в социально-политической и экономической областях.

51. Синергетика, ее роль в социальном и экономическом знании.

52. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

53. Формирование виртуального мира в информационном обществе, виртуальная экономика.

54. Философия истории: формационный и цивилизационный подходы

55. Философия истории: типы социальной динамики. Революция и эволюция

56. Философская оценка политического и экономического смысла марксистской теории.

57. Проблема объективности исторического закона. Законы истории и законы природы.

58. Теория постиндустриального информационного общества: изменение социальной структуры, «человек информационный».

59. Традиционные общества и техногенная цивилизация: сравнительный анализ.

60. Культура, история, цивилизация: анализ понятий.

61. Понятие культуры. Исторические типы культуры. Культура и цивилизация. Проблемы развития культуры в современном мире.

62. Социально-гуманитарные науки о генезисе современного цивилизационного кризиса и путях выхода из него.

63. Проблема человека в социально-гуманитарном знании. Многообразие подходов к смыслу человеческой жизни. Человек в условиях информатизации и глобализации.

64. Понятие инновации и инновационного развития общества. Человеческий и интеллектуальный капитал.

65. Сущность и основные тенденции процесса мировой глобализации. Понятие мировой и глобальной экономики.

66. Роль науки в выработке стратегии решения глобальных проблем.

67. Россия в контексте глобальных проблем. Вызовы и риски политической и экономической глобализации для России.

68. Базовые ценности современного российского общества.

69. Неоконсервативная модель построения «чистого рыночного общества» в России: причины неудачи.

70. Социальное государство и социально-регламентированное хозяйство: теоретический анализ. Формирование модели хозяйства в современной России.

71. Философский и социологический подход к социальной мобильности. Классовая и стратификационная теории.

72. Экологическая этика и ее философские основания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: