Экономический аспект проблемы




Экономический аспект проблемы интеграции России и Белоруссии является с содержательной точки зрения ведущим. От полноты его решения будут зависеть в немалой степени темпы и формы политической интеграции.

В этой сфере отношений между Россией и Белоруссией за последние годы произошли и продолжают происходить значительные, объемные изменения.

И отношения между Россией и Белоруссией в этой сфере продвинулись достаточно далеко. На повестку дня уже поставлен, по словам Касьянова, вопрос по созданию единого экономического пространства, план действий по этому вопросу почти готов. Несомненно, готовность или почти готовность такого плана была обеспечена развитием экономических отношений между Россией и Белоруссией во многих отраслях народного хозяйства.

Но какие бы позитивные результаты уже не проявились, какие бы конкретные планы – проект двустороннего межправительственного соглашения о создании равных условий в области ценовой политики на железнодорожные перевозки, подписанное соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства, контракт о строительстве в Белоруссии компактного металлургического завода, торгово-экономические соглашения между регионами России и регионами Белоруссии и целый ряд других соглашений, программ, планов и их проектов, - тем не менее для создания единого экономического пространства России и Белоруссии надо преодолеть серьезные разногласия. Прежде всего необходимо создать равные условия для деятельности субъектов хозяйствования двух стран, выравнивать цены на тарифы на энергоносители и железнодорожные перевозки для российских и белорусских потребителей, перейти на единые принципы косвенного налогообложения во взаимной торговле, перейти на единую валюту. Эти вопросы станут предметом обсуждения на очередном заседании Высшего Госсовета Союзного государства России и Белоруссии, которое должно состояться 12 апреля с.г.

Достоинство белорусского опыта лишь в одном: не допустив «дикого» передела собственности в форме уродливой приватизации, Белоруссия не испытала жесткого, всеохватывающего роста преступности в экономической сфере.

Именно по этому можно утверждать: решение прежде всего этих вопросов – форма и модель экономической реформы, роль и место государства в экономике и экономической политике – станет основным при развитии или сокращении интеграционных процессов.

И именно на этих двух противоречиях играют главным образом противники формирования Союзного государства.

Военный аспект проблемы

Военный аспект проблемы из всех трех указанных проблем оказался наиболее успешно решаемым. Объяснение этому кроется в ряде важных причин:

Во-первых, изменение геополитического положения России и особенно Белоруссии после распада СССР повлекло за собой усложнение положения этих стран. Совершенно по-новому в этой ситуации встала проблема обеспечения обороноспособности и России, и Белоруссии. Сама ситуация подталкивала руководство этих стран к поиску конкретных форм взаимодействия в целях укрепления обороноспособности обеих стран.

Во-вторых, задача облегчалась тем, что военные инфраструктуры России и Белоруссии идентичны, так как своей основой они имеют бывшую единую систему ВС СССР.

 

 

В-третьих, когда противники объединения (интеграции) отрицают необходимость военной интеграции, они или «забывают», или сознательно искажают реальную действительность. А она такова, что после распада СССР западные области России (Смоленская, Брянская, Тверская, Псковская) стали передовыми рубежами, а вокруг России идет активное наращивание позиций НАТО, что создает весьма сложную обстановку. При объединении двух стран Белоруссия становится передовым рубежом Союзного государства, с позиций которого при непосредственном контакте с территориями натовского влияния возможно более эффективное с точки зрения обеспечения обороноспособности двух объединяющихся государств отслеживание, контроль за процессами непосредственно вблизи Союзного государства. Это взаимовыгодный процесс, так как для России – это удаление ее передовых рубежей, для Белоруссии – повышение уровня ее обороноспособности на основе единых вооруженных сил и единой системы обороны Союзного государства.

Весьма тесно к вопросу об обороноспособности примыкают вопросы обеспечения безопасности – политической, экономической, экологической, технологической и иной – для обоих государств. Поэтому далеко не случайно взаимодействие двух стран в вопросах охраны границ, борьбы с террором, борьбы с преступностью во всех ее видах и формах приобрело с 1996 года (провозглашение цели создания Союзного государства) довольно значительный объем и масштаб.

Таким образом, сфера обороноспособности и безопасности оказалась наиболее динамично развивающейся и несмотря на имеющиеся противоречия в политической и экономической областях имеет явную тенденцию к расширению и углублению взаимодействия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: