Лекция: Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения




Языковые средства в тексте

Литературный язык – это основа культурной речи и культуры человека в целом. Человеку необходимо владеть различными языковыми средствами и умело их использовать в зависимости от речевых ситуаций. К языковым средствам выразительности относятся:

· фонетические – самые сильные средства, формирующие звуковой образ. Наиболее распространенная среди них, это аллитерация – повторение согласных звуков и их сочетаний в речи. К примеру, «Шорох, шуршащих под ногами листьев шёл отовсюду». Частое повторение буквы ш усиливает образность и выразительность речи. Менее распространенным фонетическим средством выразительности речи является ассонанс – повторение гласных звуков и их сочетаний. К примеру, «Забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга». («Бородино» М.Лермонтов);

· лексические – к ним относятся тропы, с которыми мы сталкиваемся на уроках русского языка и литературы ещё с младших классов. К тропам относятся сравнение (красива, словно луна), эпитет (лунная красавица), метафора (луна меркнет), олицетворение (луна подмигивает из-за облаков), синонимы (луна - месяц), антонимы (луна - солнце), гипербола (душа ушла в пятки), литота (мальчик-с-пальчик) и др.;

· синтаксические – к примеру, риторические вопросы (И ты, Брут?) и восклицания (Моя Россия! Нет тебе равных!) и другие.

Выбор речевых средств зависит не только от конкретной ситуации, но и от темы, цели и адресата.

Литературный язык делится на устную и письменную речь. Каждая из них имеет специфичный характер восприятия слушателем или читателем. Устная речь воспринимается на слух, для её воспроизведения нужны технические средства, которые мы используем крайне редко. Поэтому организуйте свою речь так, чтобы слушатель с первого раза понял о чём вы говорите.

Устная речь бывает разговорной и кодифицированной. Первая используется в быту, семье, дружеской компании. Она не предполагает каких-либо жёстких границ и соблюдения шаблонов. Общение здесь непринуждённое. Говорящие лично участвуют в общении, использую невербальные средства (жесты и мимику). В официальной же сфере, к примеру, на конференциях, совещаниях, используется кодифицированная речь. Произносится она по заранее подготовленному тексту и отличается сдержанностью.

Итак, выбор языковых средств зависит от целей и задач общения. Поэтому, в зависимости от конкретной ситуации могут применяться средства разговорного, официально-делового, научного, публицистического и художественного стилей. Знание особенностей этих стилей, их правильное и умелое использование сделает вашу речь культурной.


Лекция: Анализ текста

Умение анализировать текст, определять позицию автора и формулировать проблему – это главные задачи, с которыми должен справиться выпускник на ЕГЭ по русскому языку.

Что нужно знать для того, чтобы правильно выполнить задание, проанализировать текст и, как следствие, написать по нему грамотное сочинение? Рассмотрим несколько простых шагов.

Как правильно сформулировать проблему текста:

1. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопрос «О чем он?» (о Родине, природе, любви, культуре и т.д.). Ответ на этот вопрос будет являться темой данного текста.

2. Что хотел сказать автор? Ответив на этот вопрос, вы узнаете основную мысль текста (авторская позиция).

3. Составьте вопрос так, чтобы ответом на него был пункт 2. Этот вопрос и будет являться проблемой текста.
Существует несколько типов проблем. Нужно определить к какому из них относится ваш текст:


· Философские проблемы затрагивают развитие общества, место человека в общества, поиск смысла жизни.

· Социальные проблемы относятся к общественному устройству, созданию правового государства, соблюдению прав и свобод человека.

· Политические проблемы касаются деятельности органов государственной власти, справедливости законов, ужасов терроризма и национализма, причин международных конфликтов.

· Нравственные проблемы раскрывают духовную жизнь человека и взаимоотношения людей, основанные на чувствах доброты или жестокости, эгоизма или альтруизма, чести или бесчестья, дружбы или вражды, верности или предательства, интеллигентности или невежества, конфликта отцов и детей.

· Экологические проблемы характеризуют взаимовлияние человека и природы, нерациональное пользование природными богатствами и потребительское отношение к ним, экологию культуры и языка.

· Эстетические проблемы основаны на восприятии человеком искусства, формировании художественного вкуса, чувства прекрасного и возвышенного, значении книги для человека, влиянии СМИ на детей и подростков.


Сформулировать проблему можно двумя способами, используя:

 

· Тезис-утверждение (Проблема (чего?) преданности, гуманизма, одиночества....)

· Вопрос (Всегда ли цель оправдывает средства?)


Формулируя проблему, необходимо избегать следующих ошибок:

 

· Главная проблема этого текста – это способность «прийти на помощь в трудную минуту». В данном случае цитата использована неудачно. Лучше написать: Автор формулирует проблему сочувствия и отзывчивости.

· Проблема, которую формулирует автор, носит политический характер... Громоздкая фраза, встречающаяся часто. Лучше:...автор формулирует важную политическую проблему...

· Одна из проблем исходного текста заключается в том, что необходимо быть отзывчивым человеком и своими поступками делать мир добрее и лучше. Вместо проблемы здесь формулируется авторская позиция.

· В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как засорение русского языка. Эта тема достаточно злободневна. Нельзя говорить «высказывает проблему». Это речевая ошибка, а слова «тема» и «проблема» - разные понятия.

· Писатель затрагивает философскую проблему, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах одиночества, поиска смысла жизни и места человека в обществе. Это совсем неудачная формулировка. Проблема может рассматриваться в разных аспектах, но нельзя говорить о ее «частях». Скорее всего, ученик хотел написать, что в тексте затронута философская проблема, например: Как влияет общество на человека?

 

И самое главное при анализе текста нельзя прибегать к его пересказу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: