выдающийся советский педагог-новатор, писатель.




В.А.Сухомлинский (1918–1970гг.)

 

В.А. Сухомлинский - последователь А.С. Макаренко в оценке коллектива как средства воспитания.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С. Макаренко - как традиции».

СухомлинскийВ.А. большое значение в воспитании придавал традициям. Для воспитания коллектива нужны:

1. торжественно-праздничные традиции,

2. будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Задачи традиции:

1. развивают коллектив,

2. повышают содержательность жизни коллектива,

3. расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние,

4. укрепляет сплоченность учащихся,

5. поддерживает чувство гордости за свой коллектив.

При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у учащихся.

Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются:

1. оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности;

2. развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив;

3. чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости;

4. высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач;

5. чувство защищенности каждого члена коллектива.

При становлении такого стиля и тона проявляются воспитательные функции коллектива:

1. организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью;

2. нравственно-воспитательная и личностно развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся;

3. стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни.

В.А. Сухомлинский и другие педагоги подчеркивали, что в органы самоуправления коллектива должны входить авторитетные и уважаемые школьники. Появление так называемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

1. нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность,

2. необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают:

1. учебная и разнообразная внеклассная работа,

2. трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.

В процессе организации деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

1. умелое предъявление требований к учащимся;

2. воспитание ученического актива;

3. организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности;

4. формирование здорового общественного мнения;

5. создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию.

Создание коллектива нужно начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам:

1. организацияповедения,

2. способствовать улучшению их работы

3. вносить в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений.

Для того, чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности.

Роль учителя в коллективе:

1. влияние учителя на ученика должно осуществляться при раскрытии лучших человеческих черт – это самая благоприятная обстановка для воспитания личности.

2. воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей.

Воспитание, согласно Сухомлинскому, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников, что во многом зависит в первую очередь от дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе.

Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского - это объединение учеников и учителей.

Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже – высокомерие) к окружающим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное»

Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал у последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной деятельности.

В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное темными словами. Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет».

Именно в этом В.А. Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.

Основным принципом процесса обучения на всех его этапах В. А. Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Советский педагог призывал учителей не закрывать этот путь ученику, особенно младшего школьного возраста, неудовлетворительными отметками, поскольку считал, что если ребенок достигает успехов в учебе, то у него непременно будет желание учиться дальше. В педагогическом опыте В.А. Сухомлинского неудовлетворительные отметки в начальной школе полностью отсутствовали.

Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского:

1. доверие к детям,

2. учение без принуждения,

3. воспитание без наказаний,

4. сотрудничество детей и взрослых,

5. творческий труд и нравственная свобода,

6. возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,

7. принятие ответственности за свой выбор и т.д..

В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.

Ведущими идеями концепции В. А. Сухомлинского являются:

1. демократизация и гуманизация школьного быта;

2. открытость;

3. связь обучения с трудом;

4. формирование гуманно–нравственных качеств;

5. сотрудничество учителей и учеников;

6. самоуправление и взаимопомощь.

Главными источниками учебно–воспитательного процесса В. А. Сухомлинскийсчитал:

1. науку

2. образование,

3. искусство,

4. мастерство.

В воспитании детского коллектива В. А. Сухомлинский использовал гуманистические методы и приемы:

1. методы убеждения,

2. личный пример,

3. этическая беседа,

4. дискуссия,

5. перспективы,

6. методы самопознания и самовоспитания.

Основными средствами развивающего обучения в педагогической системе В. А. Сухомлинского являются: природа, работа с книгой, сказка, труд.

Сухомлинский все обще-дидактические методы обучения разделял на две группы:

1. Методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащихся:

A. рассказ, объяснение, лекция, описание;

B. толкование понятий, инструктаж, беседа;

C. самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний;

D. демонстрация и иллюстрация;

E. показ трудового процесса, умения;

F. самостоятельное наблюдение;

G. экскурсия, практическая и лабораторная работа в процессе самостоятельного овладения знаниями;

H. показ физических упражнений.

2. Методы осмысливания, развития и углубления знаний:

A. упражнения, объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни;

Б. дискуссии, творческие письменные работы;

В. изготовление учебных пособий и приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент;

Г. управление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений;

Д. продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний.

При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее.

Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть:

1. содержательным,

2. иметь глубокий смысл,

3. эмоциональное насыщение,

4. должно быть обращено к конкретному ученику,

5. отличаться правдивостью.

Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу» - большинство школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: