Задания
практического тура заключительного этапа XXXVII Всероссийской
олимпиады школьников по биологии. г. Уфа. 2020-21 уч. год. 9 класс
МОРФОЛОГИЯ И СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ
Дорогие участники олимпиады! Внимательно рассмотрите внешний вид предложенных объектов. Для детального изучения отдельных структур воспользуйтесь необходимыми инструментами и стереомикроскопом. Выполняйте задания строго в указанной последовательности! Оформите результаты исследования в таблице.
За грубое нарушение правил работы в кабинете, правил ТБ, умышленную порчу оборудования и материалов с Вас может быть снято от 1 до 3 баллов. ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!
ОБЪЕКТ №1 | ||||||||
Задание 1 (4 балла) | Найдите указанные структуры, измерьте при помощи линейки их диаметр. Запишите данные в таблицу, произведите вычисления и ответьте на вопрос. | |||||||
Вопрос: во сколько раз изменяется объем семенной шишки в период от опыления до созревания семян? Для простоты вычислений будем считать форму шишки шарообразной. Vшара=4/3pr3 Ответ: (округлить до десятых) _____________(мм3) | ||||||||
Задание 2.(8 баллов) | Внимательно рассмотрите микростробил и зарисуйте схему его строения. Отпрепарируйте отдельный микроспорофилл с микроспорангиями, зарисуйте, отметьте и подпишите его элементы. | |||||||
Микростробил | Микроспорофилл | |||||||
Задание 3. (8 баллов) | Внимательно рассмотрите молодую семенную шишку и зарисуйте схему ее внешнего строения. Отпрепарируйте семенную и кроющую чешуи, зарисуйте их, сохраняя соотношение размеров, отметьте и подпишите все распознанные Вами структуры.Справиться с этим заданием вам поможет рисунок продольного среза шишки сосны. | |||||||
Семенная шишка | Семенная чешуя | Кроющая чешуя | ||||||
Задание 4.(8 баллов) | А теперь все то же самое (что и в Задании 3) сделайте со зрелой шишкой. | |||
Семенная шишка | Семенная чешуя | Кроющая чешуя | ||
Задание 5.(2 балла) | Исходя из изученных признаков, максимально подробно опишите систематическое положение объекта (начиная с отдела). | |||
ОБЪЕКТ №2 | ||||
Задание 1.(10 баллов) | Точно следуя приведенной инструкции, приготовьте препарат. Зарисуйте объект, сделайте все необходимые подписи и сопоставьте строение семязачатка и зрелого семени Сосны сибирской. | |||
1. Возьмите большим и указательным пальцами семя сосны сибирской.ПРИ ПОМОЩИ НОЖОВОЧНОГО ПОЛОТНА ПО МЕТАЛЛУсделайте несквозной опоясывающий пропил семенной кожуры в продольной плоскости семени. ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЛЯ ЭТОЙ ЦЕЛИ СКАЛЬПЕЛЕМ ИЛИ ПРЕПАРОВАЛЬНОЙ ИГОЛКОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕАТСЯ! 2. Слегка надавите на семя и отделите верхнюю половину семенной кожуры. 3. При помощиСКАЛЬПЕЛЯсделайте продольный срез мягких тканей семени в медианной плоскости. 4. Зарисуйте срез, отметьте и подпишите не менее семи структур семени и установите их соответствие структурам семязачатка, из которых они развиваются. Для этого добавьте к каждой подписи на своем рисунке соответствующую цифру из тех, которые указаны в скобках на левом рисунке. | ||||
Семязачаток (срез) | Семя (рисунок среза) | |||
Штраф от 1-3 баллов | ||||
ё