Учебная и практическая ценность командной исследовательской работы




Краткое описание межшкольного исследования

«Влияние разных видов музыки на некоторые процессы высшей нервной деятельности»

Целью всего проекта было изучение влияния разных видов музыки на некоторые процессы высшей нервной деятельности человека, а именно - на память, уровень концентрации внимания и скорость реакции.
Три школы команды «ЭКО» независимо друг от друга проводили одни и те же исследования, но разница итога зависела от музыки, которую использовали для проведения опытов.

§ Лемешкинской СОШ досталась возможность работать с расслабляющей музыкой, мы выбрали классику – композиции Моцарта.

https://deti-online.com/pesni/muzyka-mocarta/dlya-ras..

§ Ребята из Московской школы должны были работать с ритмичной музыкой (в стиле русского репа), но проявили инициативу и подобрали для исследований классическую скрипку.

https://ru123.iplayer.info/q/ритмичная+скрипка/

§ Ребята Красноярской школы проводи опыты под тяжелый рок. Они использовали песни групп Rammstein и SystemOfADown.

https://mp3party.net/music/8451977

https://muzofond.org/search/rammstein du riechst so gut

 

Общие результаты исследований

Влияние разных видов музыки на память:

По общим результатам исследований классическая музыка (музыка Моцарта в нашем случае) благотворно повлияла на память у большинства испытуемых. И мы рекомендуем попробовать заучивать то, что надо запомнить наизусть, – стихотворения, правила, законы, теоремы, формулы, иностранные слова и т.д., – слушая музыку Вольфганга Амадея Моцарта: в частности, Serenade No. 10, K. 361. А вот рок-музыка, наоборот, очень негативно сказалась на памяти испытуемых. Так же в большей степени и ритмичная музыка замедляет работу мыслительных процессов, отражающихся на запоминании слов учащимися. Поэтому мы не рекомендуем вам слушать данные виды музыки во время заучивания чего-либо.

Влияние разных видов музыки на концентрацию внимания:

Исходя из результатов исследования, можно понять, что спокойная музыка расслабляет и, соответственно, не даёт сконцентрировать внимание, поэтому при прослушивании данной мелодии всем испытуемым было трудно сконцентрироваться, сосредоточиться и выполнить задание, совмещающее в себе внимательность и скорость. С рок-музыкой же тест Пьерона-Рузера заполнялся быстрее, чем в тишине, точно так же, как и ритмичная музыка улучшала концентрацию внимания у старшеклассников. Таким образом, для дел, где необходима и скорость и внимательность, как в данном тесте, мы можем рекомендовать Вам быструю, энергичную музыку.

Влияние разных видов музыки на скорость произвольной двигательной реакции:

Улучшения или ухудшения реакции благодаря спокойной музыке были незначительными, и количество учащихся, проявивших улучшение показателя, было не подавляющим. Выводы о положительном или отрицательном влиянии Рок-музыки на скорость реакции тоже оказались неоднозначны. А вот проводившие опыты с ритмичной музыкой, утверждают, что их результаты стали немного лучше. Это связано с тем, что участники часто слушают музыку похожего типа, и психологически их музыка не затронула.

 

Обобщение всех наших исследовательских работ можно представить в виде такой таблицы

№ опыта Спокойная классическая музыка. (Лемешкинская СОШ) Тяжелый рок.(Красноярская СШ № 1 имени В. В. Гусева) Ритмичная классическая музыка. (МосковскаяГБОУ СОШ № 2051)
1. Влияние на память Улучшилась на 47% Ухудшилась на 16% Ухудшилась на 5%
2. Влияние на внимательность Ухудшилась на 33% Лучше на 21% Улучшилась на 9%
3. Влияние на скорость реакции Ухудшилась на 3%, вывод неоднозначен Улучшилась на 6%, вывод неоднозначен Улучшилась на 6%


Где:
спокойная музыка улучшает запоминание, ухудшает уровень концентрации внимания, замедляет процессы активности;
ритмичная музыка замедляет мыслительные процессы, но улучшает концентрацию внимания и скорость произвольной двигательной реакции;
рок-музыка замедляет и ухудшает память, но помогает сконцентрировать внимание.

Мы не можем утверждать, насколько достоверны наши результаты, но смотря на таблицу, можно сделать вывод, что в большинстве случаев результаты различаются не сильно (за исключением тех случаев, когда виды музыки слишком уж противоположны, ведь тогда различие логично).

 

 

Учебная и практическая ценность командной исследовательской работы

 

Эта исследовательская работа может оказаться полезной как новая информация для размышления о видах, особенностях, пользе и вреде музыки. Наглядные графики и таблицы помогут изучить результаты самих исследований и сделать выводы. Презентации, прилагающиеся к докладам, помогут так же проинформировать и других. Например, их можно использовать на классных часах для общего развития детей и подростков, или же на уроках биологии, ведь это школьные научные исследования.

Возможно, конкретно такие исследования с такими выводами еще никто не делал, а это может значить, что наш проект внесет пусть и небольшой, но все же вклад в науку.

Безусловно, и для нас эта работа не осталась без пользы. Мы знакомились с новой информацией, фильтровали и оформляли ее. Мы учились подготавливать и проводить исследования, а самое главное – делать выводы. Работать и индивидуально, и в команде, помогая друг другу. Это большой и важный опыт для нас.

Старший капитан исследовательского тура

Труженикова Анастасия,

МКОУ «Лемешкинская СОШ»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: