ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА?




ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

https://zillion.net/ru/blog/219/poviedienchieskaia-ekonomika

Экономика – это живой организм, потому что ею управляют люди, а точнее, человек экономический. Рациональная и нерациональная составляющие нашего выбора переносятся в экономику. Как же психология Homo economicus влияет на рыночные отношения?

Современная неоклассическая мейнстрим-экономика изучает рациональное поведение.

В рамках неоклассической модели человек экономический – это такой робот, торжество рациональности.

Рациональные агенты эгоистичны, все помнят, обладают вероятностной моделью мира, имеют стабильные предпочтения и на их основе принимают оптимальные согласованные решения с учетом доступной информации.

Экономический мейнстрим хорош проверяемыми гипотезами, универсальностью, высокой предсказательностью и возможностью анализа. Но исходит мейстрим-экономика именно из постулата, что экономический агент рационален. Классической экономике удобно оперировать такой моделью условного индивида. А он, между тем, живой человек или группа, что разнообразит и усугубляет действие психологических эффектов. В экономике «в колонтитулах» всегда присутствует человеческая иррациональность. Психология восприятия и психология поведения неизбежно участвуют в экономической и финансовой жизни общества, создавая систематические отклонения от рационального поведения. Такие отклонения необходимо исследовать и учитывать их в экономических моделях.

Этим и занимается поведенческая экономика (Behavioral Economics): она указывает на регулярные сбои в рациональном поведении, систематические ошибки экономических агентов при принятии решений.

 

Поведенческая экономика – это область экономики, которая изучает то, как социальные, когнитивные и эмоциональные факторы влияют на принятие экономических решений людьми и организациями, и как принятые решения влияют на рынок

 

Поведенческая экономика как дисциплина пытается найти границы рационального выбора и изучает модели поведения, поэтому крайне сильны ее связи с психологией и бихевиоризмом (наукой о поведении).

МОМЕНТ ИСТОРИИ

Объяснить, почему люди делают тот или иной выбор, пытался еще экономический классик Адам Смит в труде «Теория нравственных чувств». Но в современном ключе поведенческую экономику начали изучать после распространения неоклассической экономической теории, которая исходит из принципа экономического либерализма и принципа свободной конкуренции и исследует поведение так называемого экономического человека.

Homo economicus – это любой из нас, стремящийся к выгоде и обогащению: потребитель, наемный сотрудник, предприниматель. В XX веке были признаны модели ожидаемой и межвременной полезности, после чего стало возможно множество гипотез о принятии решений в условиях неопределенности и выборе, растянутом во времени. При проверке этих гипотез обнаружились аномалии выбора, которыми также занялась поведенческая экономика.

В 1968 году была опубликована работа лауреата Нобелевской премии Гэри Беккера «Преступление и наказание: экономический подход», где психологические факторы были включены в принятие экономических решений.

В 1979 году исследователи в области когнитивной психологии Даниэль Канеман [1] и Амос Тверски опубликовали труд «Теория перспектив: изучение процесса принятия решений в условиях риска», который обобщил эмпирические наблюдения ученых. С 1980 года активно развивается поведенческая теория игр. В 2002 году Даниэлю Канеману вручили Нобелевскую премию за включение данных психологических исследований в экономическую науку.

В 2008 году вышла книга профессора поведенческой экономики Дэна Ариэли «Предсказуемо иррациональный». Считается, что именно с нее началась популяризация поведенческой экономики среди широкой аудитории.

 

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА?

Типичный ответ респондентов на вопрос: «Что лучше: 1000 рублей сегодня или 1100 завтра?» – «1000 сегодня».

А типичный ответ на вопрос: «Что лучше: 1000 рублей через 30 дней или 1100 через 31?» – «1100 через 31».

В близкой перспективе человек хочет более «надежной» выгоды, а в дальней – просто большей, количество дней плюс-минус один уже не играет роли. Так вот с точки зрения рациональности это не самые очевидные ответы, однако, самые популярные с позиции человеческой психологии.

И это пример аномалий в межвременных предпочтениях. Поведенческая экономика исследует подобные аномалии, выясняет, почему в данной, аналогичной и совсем другой финансово-экономической ситуации люди реагируют иррационально, и как это может быть использовано на практике.

Особенно интересны поведенческой экономике систематические ошибки, такие как нерегрессивные предсказания: например, люди не учитывают, что после экстремальных значений обычно вероятны менее экстремальные значения случайной величины (у очень высокого отца сын, скорее всего, будет высоким, но ниже).

Поведенческая экономика изучает разнообразные модели (модель с точкой отсчета; с изменяющимися вкусами; модель, учитывающая полезность предвкушения и др.) и обращается к множеству психологических явлений, которым нет места в рациональной экономике. Модели в поведенческой экономике исследуют определенные рыночные аномалии и по-своему трактуют и изменяют модели мейнстримовой неоклассической теории экономики.

 

Поведенческая экономика объясняет любые экономические явления в любом масштабе через призму психологии, рациональности/иррациональности и поведенческих механизмов

 

Например, временн а я несогласованность предпочтений вводит понятие самоконтроля, которое бессмысленно в рациональной модели. А на понятии самоконтроля строятся теории, связанные с самооценкой и мотивацией. У общества есть спрос на позитивное мышление, не только потому что оно приятно повышает самооценку и помогает убедить окружающих в своей значимости, – это еще и инструмент самоконтроля и самомотивации. Люди с высокой самооценкой лучше справляются со сложностями и неудачами, но при этом более склонны к риску и чрезмерному упорству.

Поведенческая экономика выявила, что потребность людей в самоконтроле воплощается в работе, бизнесе и экономике в виде пари, обещаний, личных целей, вступления в клубы и группы, выбора предоплаты, установки дедлайнов и т. п.

Аномалии, исследуемые в моделях, – одна из основных специализаций поведенческой экономики. Аномалии в экономическом поведении – это эффект предпочтений, эффект обладания/владения (люди хотят значительно больше денег за то, чтобы расстаться с тем, что у них есть, нежели сами готовы заплатить за то, чего у них еще нет), неприятие несправедливости, взаимная выгода, межвременное потребление, предпочтение текущего потребления, импульсное инвестирование, жадность и страх, стадное поведение и ловушка утопленных затрат.

Аномалии в рыночных ценах и доходах – это загадка доходности акций, гипотеза эффективного уровня оплаты труда, жесткость цен, лимит на арбитражные операции, ловушка дивидендов, склонность к крайностям, календарный эффект (такие аномалии поведения акций как «эффект месяца года», «эффект дня недели», «эффект праздника», «январский эффект»).

В макромасштабе специалиста по поведенческой экономике интересуют не столько сами события на рынке, сколько связь событий с коллективным выбором. Установлено, что коллективный выбор также может быть обусловлен когнитивными ошибкам и эгоистическими побуждениями экономических агентов.

Поведенческая экономика изучает также влияние на экономику через общественное восприятие слухов, медиа-материалов, публичных высказываний экспертов и политиков. К примеру, есть точка зрения, что экономический кризис и сокращение штата в компаниях наступает быстрее, если об этом начинают говорить, причем на разном уровне: сначала политик обронит фразу, окутанную недосказанностью и полутонами, далее формируется слух, который разносится по кухням и офисам. Топ-менеджмент и предприниматели психологически настраиваются на кризисный режим, что незамедлительно проявляется в их реальных финансово-экономических и кадровых решениях. В общем, все помнят настроения’2007-2008.

 

Поведенческая экономика и поведенческие финансы опираются и на психологию больших групп и на индивидуальную психологию. В частности, исследования показали, что даже небольшая девиантная группа способна повлиять на весь рынок.

Для того чтобы поведенческой экономике заниматься явлениями глобального масштаба, необходимо изучить, что на самом деле представляют собой даже такие, казалось бы, простые понятия как «честность»: как люди трактуют ее и оперируют ей, как подобные простые кирпичики экономического конструктора складываются воедино и формируют финансово-экономические отношения и ситуации.

В частности, исследователи Эрнст Фер, Мэтью Рабин и Армин Фальк изучали понятия «честность», «неприятие неравенства» и «взаимный альтруизм», Гнизи и Рустичини занимались явлением «внутренней мотивации», а экономисты Акерлоф и Крантон – «идентичностью».

Результаты их работы, опять же, пошатнули один из столпов неоклассической экономической теории – эгоизм рационального экономического агента. Оказалось, что человек экономический извлекает пользу, соотнося свои действия и с личными установками, ожиданиями и выгодами, и с общественными нормами.

В рамках поведенческой экономики также активно изучается нейроэкономика, которая интересуется тем, какие процессы протекают в мозгу при принятии экономических и финансовых решений.

 

Поведенческая экономика исследует и такие феномены, как «стадное поведение», «заражение идеями», «огруппленное мышление», «коллективная эйфория» и «коллективный страх».

 

Поведенческая экономика объясняет любые экономические явления в любом масштабе через призму психологии, рациональности/иррациональности и поведенческих механизмов.

Вот как это происходит. К примеру, экономические исследователи Шлифер, Барберис, Дэниель, Вишни, Субраманиам и Хиршлифер попытались объяснить волатильность рынка[2] ценных бумаг. Их модели основаны на самоуверенности и экстраполяции: все экономические агенты имеют одинаковые предубеждения и все делают одинаковые ошибки, поэтому они и не размываются на уровне рынка, а образуют некие тренды. То есть все люди более-менее одинаково реагируют на мнение аналитиков, и предубеждения тоже сходны.

Модели этих экономистов объясняют такие феномены, как «стадное поведение», «заражение идеями», «огруппленное мышление», «коллективная эйфория» и «коллективный страх». Здесь проступает весь потенциал влияния знаний, полученных в рамках поведенческой экономики. Фактически это must know, «надо знать» для любого человека.

Открытия в области экономической психологии позволяют манипулировать сознанием человека экономического и на глобальном уровне провоцировать/усугублять негативные экономические явления, если крупным игрокам рынка они сулят прибыли. Впрочем, новейшая история знает и примеры относительно позитивных психологических манипуляций в экономике.

Однако гораздо лучше, если нами никто не манипулирует – элементарные знания в области поведенческой экономики вооружают обычного человека критическим подходом к слухам и панике, помогают лучше понимать свои финансово-экономические мотивы и успешнее строить поведение. Книга Дэна Ариэли[3] «Предсказуемо иррациональный» традиционно входит в шорт-лист «обязательно для прочтения».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: