Основы организации и проведения специальных операций (часть 1)




 

Планирование специальной деятельности в чрезвычайной обстановке является неотъемлемым элементом управления для всех руководителей ОВД. Оно должно охватывать всю систему мер обеспечения общественной безопасности. Планированием специальных операций занимаются соответствующие руководители, включая старших опера­тивных начальников.

Эффективность деятельности ОВД зависит от многих факторов, в том числе от улучшения кадровой работы, информационного обеспечения, внедрения элементов научной организации труда, обеспечения специальными средствами и техникой.

Деятельность ОВД является ответной реакцией на события криминального характера либо на возникновение последствий стихийного бедствия. Далеко не всегда удается планировать деятельность по предотвращению каких-либо криминальных событий. В большинстве случаев планирование направлено на недопущение ухудшения оперативной обстановки.

Прежде чем приступить к планированию любой специальной деятельности, разумно провести определенную работу самому оперативному начальнику (штабу). Последовательность этой работы, как правило, заключается в уяснении того, будет ли она проводиться самостоятельно или но указанию старшего оперативного начальника.

Целесообразно определить конечную цель специальной деятельности, ее замысел, который включает следующие моменты: необходимость проведения специальной операции (или достаточно отдельных действий), последовательность организации и проведения операции, возможные задачи для сил и средств и т.д.

Далее оперативный начальник всесторонне оценивает обстановку и просчитывает алгоритм возможных преступных действий на обслуживаемой территории. Рассматривается все, что касается социальных явлений, включая влияние преступности во всех ее формах и видах на состояние оперативной обстановки, социальный и этнический состав местного населения и т.п. Кроме того, оцениваются свои силы, рельеф местности в районе проведения операции, возможность действий с учетом времени года, суток, погодных условий и др. Основное при оценке обстановки — это выводы по каждому элементу, которые являются основополагающими для принятия решения по планированию специ­альной деятельности.

Важный этап работы любого оперативного начальника в планировании специальной деятельности - принятие решения. Если на этапе разработки операции можно привлекать любого сотрудника, то за принятое решение оперативный начальник несет персональную ответственность, поэтому необходимо учитывать все, даже незначительные детали. В результате планирования определяют следующие моменты: предполагаемые преступные действия (вид, способ, количество пре­ступников, их вооружение, характер действий и т.н.); общую задачу для всех сил, привлекаемых к операции; последовательность предстоящих действий; задачи конкретных сотрудников, нарядов, групп; способы построения боевых порядков и тактику действий; вопросы взаимодействия, связи, управления.

Следует учитывать, что при планировании специальной опе­рации невозможно предвидеть все, особенно это касается действий преступников, направления развития событий, поэтому необходимо создать алгоритм действии в той или иной ситуации. Только при этих условиях возможно принятие целесообразного решения.

На основании принятого решения подготавливают планы, по которым затем производят соответствующую подготовку личного состава, привлекаемого к специальной деятельности по обеспечению общественной безопасности.

Одним из важнейших элементов плана является приказ, устанавливающий конкретные организационные составляющие, такие как количество личного состава, экипировку, снаряжение, форму одежды и др. Эта часть приказа является основой расчета сил и средств с учетом всех возможных вариантов данного вида специальной деятельности (видов и способов проведения специальных операций). Особое внимание уделяют экипировке, снаряжению, вооружению, техническому обеспечению, а при необходимости указывают, где это все необходимо получить заранее либо вовремя восполнять при расходовании.

Для личного состава, привлекаемого к специальной деятельности, определяют место сбора (район сосредоточения) и порядок вы­движения в район действий (исходный район), а также систему связи, взаимодействия. Указывают на особенности возможной передислокации сил и средств (включая поддерживающие силы).

В приказе обращают внимание на роль сил и средств органа, на территории обслуживания которого возникла необходимость в специ­альной деятельности. Отдельно рассматривают действия руководящего состава ОВД, а также организацию и порядок проведения документирования как преступных событий, так и действий нарядов, групп и подразделений ОВД.

Исходя из возможных преступных действий, планируют соответствующие виды и способы проведения специальных операций и намечают предполагаемые районы и места их проведения.

Карта, план или схема местности проведения специальной операции оформляются графически. Таких планов должно быть по количе­ству планируемых операций. Практика показывает, что разработанные планы только в текстуальном виде, без использования схемы, плана или карты, неэффективны.

На карту или план наносят места постоянной дислокации сил и средств ОВД, обозначают маршруты выдвижения в районы сосредоточения, исходные районы и т.п. Если позволяет масштаб карты или плана, то выделяют важные объекты, которые необходимо взять под охрану. Все это производят в соответствии с принятыми правилами оформления боевых и графических документов в ОВД.

Руководитель операции является центральной фигурой в процессе ее организации и проведения, несет личную ответственность за успех операции, поэтому он чаще всего находится на наиболее ответственных направлениях. Ему принадлежит право принимать решения, ставить боевые задачи подчиненным и контролировать их выполнение.

При проведении крупных операций в помощь руководителю создается оперативный штаб, который занимается планированием, организацией сил и средств, взаимодействия, доводит до подразделений боевые задачи, распоряжения, указания, организует всестороннее обеспечение операции.

Большое значение при проведении операции имеет связь, которая создается в соответствии с решением руководителя операции и указаниями начальника штаба.

Ответственность за своевременную организацию связи несет начальник штаба, а в тех случаях, когда штаб не создается, — руководитель операции. Основным средством связи является радиосвязь, а в подразделениях, кроме того, — посыльные и установленные сигналы. Связь должна быть непрерывной в ходе всей операции.

Операцию организуют по общепринятой схеме. Уяснив получен­ную задачу, руководитель производит расчет времени, отдает предварительные распоряжения, оценивает обстановку, при наличии возможностей проводит рекогносцировку, принимает решение, ставит боевые задачи подчиненным, приданным и поддерживающим силам, организует взаимодействие, контролирует ход подготовки личного состава к операции, выводит силы и средства на исходные рубежи.

После этого в назначенное время или но сигналу руководителя начинается операция. Применяемые методы руководства подразделениями и нарядами в операции зависит от подготовленности и условий обстановки, а также от наличия времени, характера действий преступников (противника).

Важным элементом управления подразделениями и нарядами в ходе операции является контроль за точным и своевременным выполнением отдаваемых приказов и распоряжений. В первую очередь проверяют выполнение тех служебно-боевых задач, которые играют основную роль в достижении цели операции. Контроль осуществляется непрерывно с тем, чтобы предотвратить несвоевременное или неточное выполнение отданных распоряжений или команд.

Расчет сил для специальной операции производят исходя из количества вооруженных и других опасных преступников (бандитских групп, противника), их вооружения, намерений, психологического состояния и в целом их общественной опасности. Основа расчета определяется и зависит от возможного объема работы, которая должна привести к захвату или ликвидации преступников, выполнению задачи по охране или обороне объектов, обеспечению общественной безопасности, предотвращению или пресечению массовых беспорядков и др. Для объективного расчета сил необходимо точное знание места проведения операции, размера объекта и т.п. Таким образом, обоснованный расчет сил требует от руководителя тщательной оценки местных условий, для чего требуется иметь карту или план местности.

В ходе специальных операций часто возникает необходимость блокирования, окружения, поиска, прочесывания, преследования, а при пресечении массовых беспорядков требуется блокирование толпы, ее рассеивание, рассечение (рассредоточение) оцепление и т.д. Все эти действия невозможно произвести без тщательного расчета требуемого количества сил. Каждый вид и способ специальной деятельности требует своего подхода к расчету сил.

Для получения окончательной цифры необходимого количества сил для проведения операции нужно определить еще и состав резерва.

Правовой основой деятельности ОВД при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств (при проведении специаль­ных операций) являются Конституция Российской Федерации, обще­признанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные право­вые акты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: