сентября (по нов. ст.) - перенесение мощей




Святой праведный

Симеон Верхотурский

сентября (по нов. ст.) - перенесение мощей

О жизни святого праведного Симеона Верхотурского неизвестно почти ничего. Откуда он пришел и как оказался в глухом уральском краю в деревне Меркушино, никто толком не знает. Хотя по воспоминаниям старожилов, повадки выдавали в нем знатного человека, неизвестно почему отказавшегося от своего положения в обществе и поселившегося в глухом краю. Портняжил, но за работу брал не деньги, а самые простые продукты, которые можно было найти в любой крестьянской семье. Одиноко жил в маленькой избушке на краю леса, предпочитая людям рыбалку и лес. Однажды, отправляясь по лесной тропе на свое постоянное место ужения рыбы, Симеон услышал рык, вой и как бы плач. Он тут же обнаружил глубокую яму-ловушку, в которую угодил молодой медведь. Симеон нашел в 10 саженях длинную лесину – срубленную сосну – и, с усилием потащив ее, опустил в яму. И тем самым спас зверя. Но почувствовал надсаду внутри. С тех пор прибаливал. Меркушинцы же дивились, что в хижину Симеона наведывается временами дикий зверь, “лесной хозяин”, дружит с ним, охраняет от хищников.

Симеон одинаково относился и к бедным, и к зажиточным крестьянам-заказчикам, почти не беря платы, а довольствуясь ночлегом или достаточным, как он считал, узелком с пропитанием на ближайшее время. Богатый меркушинский купец заказал нарядные шубы для себя и для своей супруги. Сделав работу, Симеон рано поутру, пока еще в доме спали, собрался уходить. Хозяйка, заслышав его сборы, встала, поднялся и хозяин. Она дала ему фунт изюму, рису и полдюжины яиц, которые можно было покрасить на Пасху (дело было в апреле, в период Великого Поста). Сам купец протянул ему несколько больших монет. Симеон поклонился заказчикам, но от денег отказался. Купец хотел схватить его, силой дать деньги. Но огонь вдруг погас. Симеон исчез. Днем, выйдя на улицу, купец вновь встретил Симеона среди сельчан. Подошел и начал грубо оскорблять его за то, что тот не взял его денег: "Ты побрезговал моими деньгами! Думаешь, ты чище меня? Гордыня тебя обуяла?!" - "Что ты, что ты, добрый человек, вы и так достаточно меня отблагодарили..." – "Ты бы мог стать дивно богатым, почему не берешь денег?" – "Бедностью своей я богат", – говорил Николай Чудотворец, – ответствовал Симеон. – И разве деньгами и накоплениями мы кормимся? Не хлебом единым жив человек, сказано". Огромный купчина поднял Симеона, бросил его оземь, пнул сапожищем. Местные бросились было защищать Симеона. Но он сам поднялся на ноги и просил не наказывать купца. Тогда заказчик вынул из кармана горсть денег и пытался засунуть их в рот Симеона. Выдохнул Симеон медную монету вместе с кровью. И все увидели – куда упала монета, вмиг растаял снег

и поднялись голубые подснежники. Дальше рассказывают по-разному. Одни

----------------------------------------------- Св. Праведный симеон верхотурский ---------------------------------------------- 2

говорят, что вскоре по дороге на Верхотурье напали на сего купца волки. Другие утверждают, что его нашли истекающим кровью от рук разбойников. Едва живого его привезли в Меркушино. Симеон долго ухаживал за ним, смазывал раны, поил отварами, кормил медом. Подолгу молился за здравие болезного. Встал тот на ноги.

Перенесение мощей св. Симеона  
За рукодельем любимым занятием Симеона было пересказывать истории из Нового и Ветхого Завета, которые он знал наизусть, и послушать их собирались семьями. Иногда, не окончив работы, неожиданно уходил, за что его потом бранили за нерадивость. Тихо жил и тихо умер, предположительно 35 лет от роду. Люди похоронили его на окраине деревенского кладбища и вскоре забыли. Но меньший среди людей даже по меркам глухой деревни – оказался великим перед Богом, Которому было угодно прославить Своего праведника. Через 50 лет из земли показался гроб, в котором нашли нетленные благоухающие останки неизвестного праведника. Местные жители восприняли это как знак святости почившего. Спустя непродолжительное время от мощей стали происходить чудотворения. Но когда о чудесах доложили Тобольскому митрополиту, он этому не поверил и послал доверенных. Когда гонцы подтвердили подлинность всего сказанного, он снова не поверил. И только внезапная глазная болезнь, в которой он увидел Божию кару за свое неверие, его вразумила. После горячей покаянной молитвы митрополит поехал в Меркушино и увидел гроб «зело цел и крепок, яко новой», в котором лежали благоухающие останки. Как рассказывает летопись, поклонившись мощам, преосвященный Игнатий воскликнул перед собравшимся народом: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной!». На обратном пути он стал молить Господа, чтобы Тот открыл ему имя неизвестного святого. И задремав, увидел «множество народа, состязание творящих, о взыскании имени того праведника», и до владыки донесся глас: «Симеоном зовут его!». Он рассказал о своем видении архимандриту Тобольского Знаменского монастыря Сергию, игумену Далматовского монастыря Исааку и архимандриту Александру. Настоятели единодушно решили, что сон был откровением от Бога. Еще двоим было открыто имя святого во сне – это священник храма в Меркушино Иоанн Андреев и послушник игумена Исаака иеродиакон Василид. После этого сомнений об имени праведника больше не осталось… 12 сентября 1704 года нетленные мощи святого праведного Симеона были перенесены из Меркушино в Николаевский монастырь в Верхотурье, который сегодня известен всему православному миру. Их несли с молитвами и песнопеньями в резном гробе, выложенном лебяжьим пухом. Среди множества народа вслед за крестным ходом полз на коленях больной ногами от рождения юродивый Косьма, громко славя святого. Когда

----------------------------------------------- Св. Праведный симеон верхотурский ---------------------------------------------- 3

юродивый выбивался из сил, он кричал, обращаясь к святому Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем!».И тогда гроб наливался невиданной силой, и десяток крепких мужчин не могли стронуть его с места. Блаженный Косьма отдыхал, приходил в себя, и гроб с легкостью продолжал двигаться дальше.

Крестовоздвиженский собор  
В 1716 году монастырский храм сгорел дотла, но рака с мощами праведного Симеона чудесным образом оказалась нетронутой огнем. Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона, происходившие в огромном количестве, привлекали в монастырь многочисленных паломников со всей России, число которых уже к началу XX века превышало 600 000 человек в год. Чтобы вместить огромное количество верующих, в 1913 году в Николаевском монастыре был построен второй по величине в России после храма Христа Спасителя Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 10 тысяч человек. Для раки с мощами святого праведного Симеона государь император Николай II и его семья пожертвовали украшенный камнями резной серебряный оклад. Выполненный по эскизу «царского места» (молитвенного трона под сенью) царя Иоанна Грозного из Успенского собора Московского Кремля, он был торжественно установлен в соборе. Царь Иоанн Грозный и безродный бедняк под одной сенью! Словно бы Церковь Небесная открыла славу своего праведника миру и показала высоту его безвестного подвига пред земными царями! После Октябрьской революции в 1920 году в ходе антирелигиозной кампании рака с мощами была опечатана, монахи разогнаны и репрессированы, а в монастыре устроена детская колония. Несмотря на это, люди продолжали приезжать в Верхотурье и почитать праведника, совершенно пренебрегая тем, что такое их поведение никак не соответствует моральному облику советского человека. Мощи праведного Симеона решено было изъять и сжечь. Святыню действительно изъяли, и только чудо спасло ее от огня. Точнее, мужество директора Нижнетагильского краеведческого музея Александра Николаевича Словцова, который убедил власти не уничтожать мощи, а отправить их в его музей с целью «антирелигиозного просвещения трудящихся». Однако люди шли в музей совсем не для этого, а чтобы поклониться праведному Симеону, и богомольцы готовы были платить любые деньги за билеты. Когда началось откровенное паломничество, мощи были изъяты из экспозиции, а журнал «Советское краеведение» опубликовал разгромную статью, в которой «обличил» директора музея в религиозной пропаганде. В 1934 г. Александр Николаевич был арестован. Он скончался через десять лет в Хабаровском исправительно-трудовом лагере. Из музея мощи святого Симеона увезли в Свердловск и выставили в музее атеизма, размещавшемся в Ипатьевском доме – том самом, в подвале которого в 1918 году были убиты Царственные Страстотерпцы. Сначала святые останки были выставлены в экспозиции, но затем их убрали в запасники, и после этого многие верующие, не зная об их местонахождении, считали их безвозвратно утерянными. Русской Православной Церкви святые мощи были возвращены только в 1989 году, а в 1992 г. их торжественно перенесли на законное место в Верхотурский Николаевский монастырь. Сегодня к ним может попасть любой желающий.

Источники: 1) https://pravoslavie.ru/93598.html, 2) https://pravoslavie.ru/30530.html, 3) https://www.k-istine.ru/sants/our_sants_simeon_verhoturskiy-02.htm

4) https://www.pravmir.ru/i-nebo-stanovitsya-blizhe-svyatoj-pravednyj-simeon-verxoturskij-2/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: