По какому принципу образованы логические ряды?




А) С. Лавочкин, Н. Поликарпов, А. Туполев, А. Яковлев

Б) Б.М. Шапошников, С.К. Тимошенко, И.С. Конев, К,.К,. Рокоссовский

Напишите, какой вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне внесли эти люди.

С.В. Ильюшин —

И.Д. Черняховский —

Н.Ф. Гастелло —

Д.М. Карбышев —

З.А. Космодемьянская —

А.М. Матросов — И.Н. Кожедуб — С.А.Ковпак —

3.6. Составьте развернутый план ответа по теме «Причины победы СССР в Великой Отече- ственной войне».

Работа с источниками

Прочтите отрывок из сочинения военного историка и ответьте на вопрос.

«Действительной главной причиной поражения наших войск летом 1941 г. была него- товность Красной Армии вести современную маневренную войну с противником, имевшим богатейший опыт в ней и отличную подготовку именно к такой быстротеч- ной войне. Наши Вооруженные Силы не умели реализовать огромный технический и людской потенциал, превосходящий к началу войны потенциал агрессоров. Причиной такого отставания нашей армии является полный провал в 1930-1937 гг. заблаговре-

56 4.2.

П.

Ш.

ГУ.

менной подготовки командных кадров технического звена для многократного увеличе- ния (развертывания) Вооруженных Сил перед войной. Спешные, авральные меры 1939-1941 гг., и особенно весной 1941 г., не могли выправить это положение.»

Какие причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны отмечает автор? Ука- жите не менее четырех причин.

Прочтите отрывки из немецких документов времен войны (Т —ТШ) и из исторического сочинения (ТУ) и на основе данных документов и знаний по истории составьте таблицу «Фашистский оккупационный режим на территории СССР».

«1) С самого начала военной кампании против Советской России во всех оккупирован- ных Германией областях возникло коммунистическое повстанческое движение. Это движение носит различный характер, начиная с пропагандистских выступлений и по- кушений на отдельных военнослужащих немецкой армии и кончая открытыми мяте- жами и организованной партизанской войной. <...>

2) Фюрер приказал применять повсюду самые решительные меры для того, чтобы в кратчайшие сроки подавить это движение...

При этом следует иметь в виду, что человеческая жизнь в соответствующих странах в большинстве случаев не имеет никакой цены и что устрашающего действия можно до- биться лишь с помощью исключительно жестоких мер».

«Гораздо большей опасностью, чем активное сопротивление партизан, является пас- сивное сопротивление — трудовой саботаж, в преодолении которого мы имеем еще меньше шансов на успех».

«Советский солдат, даже попавитий в плен, как бы безобидно он ни выглядел, будет пользоваться любой возможностью, чтобы выместить свою ненависть ко всему немец- кому.

<...>...Самым строгим образом следует избегать всякого сочувствия, а тем более под- держки. Чувство превосходства немецкого солдата, назначенного для охраны совет- ских военнопленных, должно во всякое время быть заметным для окружающих... Не- повиновение, активное или пассивное сопротивление должны быть немедленно и полностью устранены с помощью оружия...»

«Поднимали людей на борьбу не только политические убеждения. Большинство боро- лись за освобождение родины, против нацистского «нового порядка», многие стреми- лись защитить или отомстить за своих родных и близких или облегчить борьбу сыно- вей, ушедших в Красную Армию и т.д. Побудительные мотивы были различны, но все отстаивали честь и достоинство страны»,

Карательные меры

Эксплуатация захваченных территорий

Отношение к военнопленным

Задания в формате ЕГЭ

Задания части 1(А)

Выберите правильный ответ, единственный из четырех предложенных, и обведите его.

Контрнаступление советских войск под Москвой началось

1) 6 июля 1941 г.

2) 6 декабря 1941 г.

3) 16 апреля 1942 г

4) 19 ноября 1942 г.

Какая из перечисленных битв Великой Отечественной войны произошла позже?

1) Смоленское сражение

2) битва за Днепр

3) Висло-Одерская операция

4) Битва на Курской дуге

Тегеранская конференция лидеров трех держав состоялась

1) в июле 1942 г.

2) в декабре 1943 г.

3) в январе 1944 г.

4) в мае 1945 г.

4.

т.

1л.

Призыв к гражданам «Враг будет разбит, победа будет за нами!» прозвучал в выступ- лении

1) М.И. Калинина 7 ноября1941 г.

2) И.В. Сталина 3 июля 1941 г.

3) Г.К. Жукова 6 декабря 1941 г.

4) В.М. Молотова 22 июня 1941 г.

В каком ряду названы города, удостоенные звания «Город-герой» за массовый героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны?

1) Белгород, Новгород 2) Вязьма, Воронеж

2) Брянск, Рязань 4) Смоленск, Ленинград

Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны произошло в ходе битвы

1) Сталинградской 2) под Москвой

2) на Курской дуге 4) за Кавказ

Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны был

1) Г.К. Жуков 2) И.В. Сталин

2) К.Е. Ворошилов 4) С.М. Буденный

Важным событием 1944 года было

1) полное снятие блокады Ленинграда

2) вступление СССР в войну против Японии

3) поражение фашистских войск под Сталинградом

4) осуществление Берлинской операции

Что из названного является одним из последствий победы советских войск в битве под Москвой?

1) открытие Второго фронта в Европе

2) распад фашистского блока

3) переход стратегической инициативы на сторону Красной Армии

4) срыв плана «молниеносной войны»

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. был достигнут в результате разгрома фашистских войск

1) под Москвой

2) под Сталинградом и на Курской битве

3) в Восточной Пруссии

4) на Висле и Одере

Что из названного является одним из последствий Второй мировой войны?

1) создание Лиги Наций

2) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции

3) рост международного авторитета СССР

4) заключение советско-американского договора

59 12.

Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечествен- ной войны идет речь.

«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танко- вых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соот- ношение сил по этому роду войск. В значительной степени способствовал тому выиг- рыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки... Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных ар- мад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».

1) битве на Орловско-Курской дуге

2) форсировании Днепра

3) битве за Москву

4) Сталинградской битве

Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Вели- кой Отечественно войны, о котором говорится в приведенном отрывке.

«30 июня 1941 г. был создан Чрезвычайный орган — во главе с И.В. Сталиным. Он стал авторитетным органом руководства обороны страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения.... На заседания приглаша- лись народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении опера- ций».

1) Ставка Верховного Главнокомандования

2) Государственный Комитет Обороны

3) Совет по эвакуации

4) Совет Труда и Обороны

Прочтите отрывок из воспоминаний маршала А.М. Василевского и укажите, о каком сражении в нем идет речь.

«Итоги октябрьских событий были очень тяжелы для нас. Армия понесла серьезные потери. Враг продвинулся почти на 250 км. Однако достичь целей, поставленных пла- ном «Тайфун», ему не удалось... Разгромом гитлеровцев завершился первый этап борьбы на пути к полной и окончательной победе над фашистской Германией».

1) Смоленское сражение

2) Московская битва

3) прорыв блокады Ленинграда

4) Сталинградская битва

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны характеризовалось

1) действием малочисленных партизанских отрядов

2) участием в борьбе только взрослого населения

3) распространением действий на всей территории, оккупированной фашистами

4) отсутствием координации деятельности отдельных отрядов из центра

Какие из перечисленных фильмов посвящены Великой Отечественной войне?

А) «А зори здесь тихие»

Б) «Служили два товарища» В) «9 рота»

Г) «Горячий снег»

Д) «Летят журавли»

Е) «Кубанские казаки»

Укажите правильный ответ.

1) АГД 2) БВГ

2) АДЕ 4) ВГД

Задания части 2(В)

Эти задания требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.

Расположите в хронологической последовательности военные операции Великой Оте- чественной войны. Запишите буквы, которыми обозначены военные операции, в пра- вильной последовательности в таблицу.

А) «Цитадель» Б) «Багратион» В) «Тайфун» Г) «Сатурн»

|

`Расположите в хронологической последовательности сражения Великой Отечественной

войны. Запишите буквы, которыми обозначены сражения, в правильной последова- тельности в таблицу.

А) сражение под Прохоровкой

Б) Смоленское сражение

В) Ясско-Кишиневская операция Г) Берлинская операция

| |

Какие три из указанных военачальников принимали участие в Великой Отечественной

войне? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) В.И. Чуйков

2) М.Н. Тухачевский

3) М.В.Фрунзе

4) К.К. Рокоссовский

5) И.Д. Черняховский

6) В.К. Блюхер

20. Установите соответствие между писателями и названиями их произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Писатели Названия произведений А) Ю.В. Бондарев 1) «Живые и мёртвые» Б) А.Т. Твардовский 2) «До свидания, мальчики» В) К.М. Симонов 3) «Горячий снег» Г) А.А. Фадеев 4) «Молодая гвардия»

5) «Василий Тёркин»

А Б В Г

24. Прочити отрывок из воспоминаний и напишите название города, о котором идет речь.

«Всего лишь несколько месяцев прошло с начала войны, а город <...> уже голодал. Все меньше и меныше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. ра- цион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы давали 300 г, масла — 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех — закопченные лица: элек- тричества уже не было, в квартирах горели коптилки — баночки с какой-то горючей жидкостью, в которую вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптит немилосердно, отсюда и название».

Ответ:

22. Прочтите отрывок из письма красноармейца и напишите название битвы, участником которой он был.

«Дорогая мама! Мы сейчас находимся в трудном положении, но надеемся, что нас вы- ручит родной Урал. Пули, как шмели, снаряды рвутся, все горит — земля и Волга.. Даже на все это не приходится обращать внимание, раненых много, убитых еще боль- ше. Мы прячем раненых в канализационные трубы и руины, где за ними ухаживаем, а ночью переправляемся на тот берег, где наши войска. Приходится всяко: и по- пластунски, и на бревнах. Хотя бы как, но спасти. Мамаев.курган несколько раз был у врага, отбивали, но вчера они опять его заняли. Соберем все силы. А если понадобит- ся, не пожалеем жизни...»

Ответ:

62 Задания части 3(С)

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-—СЗ. Ответы предополагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Ровно в 24 часа мы вошли в зал... В зале за длинными столами, покрытыми зеленым сукном расположились генералы Красной Армии, войска которых в самый короткий срок разгромили оборону Берлина... и в целом фашистскую Германию.

— Мы, представители Верховного Главнокомандования Советских вооруженных сил и Верховного командования союзных войск, — заявил я, открывая заседание, — упол- номочены правительствами антигитлеровской коалиции принять безоговорочную ка- питуляцию Германии от немецкого главного командования...

Первым, не спеша переступил порог генерал-фельдмаршал Кейтель, правая рука Гит- лера. Выше среднего роста, в парадной форме, подтянут. Он поднял руку со своим фельдмаршальским жезлом вверх, приветствуя представителей Верховного командо- вания советских и союзных войск...

Я обратился к немецкой делегации:

— Имеете ли вы на руках акт безоговорочной капитуляции, изучили ли вы его и имеете ли полномочия подписать этот акт?

— Да, изучили и готовы подписать его, — приглушенным голосом ответил генерал- фельдмаршал Кейтель...

Встав, я сказал:

— Предлагаю немецкой делегации подойти сюда, к столу. Здесь‘вы подпишете акт бе- зоговорочной капитуляции Германии.

Кейтель быстро поднялся, устремив на нас недобрый взгляд, а затем опустил глаза и, медленно взяв со столика фельдмаршальский жезл, неуверенным шагом направился к нашему столу. Монокль его упал и повис на шнурке. Лицо покрылось красными пят- нами... Поправив монокль, Кейтель сел на край стула и слегка дрожавшей рукой под- писал пять экземпляров акта...

После подписания акта Кейтель встал из-за стола, надел правую перчатку и вновь по- пытался блеснуть военной выправкой, но это у него не получилось, и он тихо отошел за свой стол.

ВО часов 43 минуты 9 мая 1945 года подписание акта безоговорочной капитуляции Германии было закончено. Я предложил немецкой делегации покинуть зал.

— Дорогие друзья, — сказал я товарищам по оружию, — нам с вами выпала великая честь... доверие народа, партии и правительства вести доблестные советские войска на штурм Берлина. Это доверие советские войска, в том числе и вы, возглавлявшие вой- ска в сражениях за Берлин, с честью оправдали. Жаль, что многих нет среди нас. Как бы они порадовались долгожданной победе, за которую, не дрогнув, отдали свою жизнь.

Вспомнив близких друзей и боевых товарищей, которым не довелось дожить до этого радостного дня, эти люди, привыкшие без малейшего страха смотреть смерти в лицо, как ни крепились, не смогли сдержать слез.

В О часов 50 минут... заседание, на котором была принята безоговорочная капитуля- ция немецких вооруженных сил, закрылось.

63 С1. Назовите автора воспоминаний, его звание и дату (число, месяц, год), когда происхо- дили описанные события. |

С2. Почему автору было оказано доверие подписать важнейший исторический документ от имени СССР? Назовите не менее трех причин.

СЗ. На основании текста и знаний из курса истории укажите не менее трех положений, раскрывающих понятие «Цена Победы».

Задание С5 предусматривает рассмотрение исторических версий и оценок.

С5. Ниже приведены две точки зрения на достижение коренного перелома во всей Второй мировой войне:

1. Сталинградская битва и сражение на Курской дуге явились поворотными пунктами не только в Великой Отечественной войне, но и во Второй мировой войне..2. Коренной перелом в истории Второй мировой войны наступил благодаря действиям англо-американских войск в 1942-1943 гг. Какая из названных точек зрения вам представляется наиболее убедительной? Приве- дите не менее трех аргументов для подтверждения выбранной вами точки зрения.

@ Самостоятельная работа над ошибками

1. Проанализируйте задания и допущенные ошибки, неточности в ответах к ним. Сфор- мулируйте верные ответы и запишите их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: