Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.




 

Ф.И.ребенка                  
1. Родная страна: Название страны Название города Домашний адрес Название достопримечательностей города Название зеленых зон Название улиц, площадей                  
2. Символика Флаг, герб, гимн России Флаг, герб, гимн родного города                  
3. История народной культуры и традиций Народная игрушка Народные праздники Жилище человека и предметы быта                  
4.Историко- географический и природный компоненты Природные богатства нашей страны Различные природно-климатические зоны (тундра, лес) Виды ландшафта (горы, равнина)                  
5.Личностный компонент Отношение к окружающей среде Забота о близких Проявление дружелюбия Умение управлять своими чувствами, договориться Умение анализировать свои поступки и поступки других                  

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

 

Приложение 1

 

Оценочный лист «Эффективность работы педагога в направлении нравственно – патриотического воспитания».
Критерии оценки Оценка старшего воспитателя Оценка педагога
  Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России.    
  Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию (художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии)    
  Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников.    
  Дает детям элементарные представления: Об истории государства Об истории быта народов России О традициях О народных праздниках О народной игрушке, истории ее возникновения    
  Знакомит с устным народным творчеством    
  Дает представления об историко-географических и природных компонентах: Размерах страны и ее природных богатствах, Природно- климатических зонах и условиях жизни людей в них    
  Формирует бережное отношение к природе    
  Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы)    
  Знакомит детей с символикой государства: Флагами (государственный, военно- морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города), их назначением    
  Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами    
  Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения    
  Создает в группе соответствующую предметно- развивающую среду:    

 

 

Приложение 2

Анкета для педагогов
Вопрос Да Нет
Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?    
Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании, применительно к детям дошкольного возраста?    
Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?    
Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?    
Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?    
Достаточно ли у Вас знаний городе, в котором живете?    
Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?    
Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, в которой работаете?    
Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?    
Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда, подобран демонстрационный материал, дидактические игры?    
Проводите ли Вы досуги и развлечения по теме?    
Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?    

 

 

Приложение 3

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

· воспитание любви к Родине;

· воспитание уважения к старшему поколению;

· воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

· знание истории своей страны;

· другое - _______________________________________________________________

· затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

· да;

· нет;

· затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

· прививать детям уважение к людям своей страны;

· познакомить с обычаями и традициями своего народа;

· формировать бережное отношение к природе и всему живому;

· расширять представления о родной земле, её столице, городах;

· ознакомление с историческим прошлым России;

· воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

· да;

· нет;

· затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

 

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к городу, стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в городе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

- совместные экскурсии, походы;

- конкурсы по темам истории и современности Новокузнецка и России;

- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных

дошкольников;

- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

- другое.

 

 

Приложение 4.

Рекомендации для родителей.

«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

· Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

· Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

· Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

· Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

· Расширяйте собственный кругозор.

· Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

· Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

· Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

Литература:


1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Большой иллюстрированный справочник лекарственных трав и растений. Автор: И. Гречаный. Издательство: «К К «Клуб Семейного Досуга». Год издания: 2015
4. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
5. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
6. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

7. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

8. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

9. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

10. Комратова Н.Г.,.Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

11. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

12. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

13. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева-М.,2005.

14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
15. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
16. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
17. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

18. Интернет – ресурс: Википедия.

19. https://www.hutor-museum.ru/

20. https://vk.com/hutor_museum

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: