Л.Н. Толстой «После бала»




В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» продемонстрировано, как внутри центрального персонажа Ивана Васильевича произошли изменения в результате одного случая. Иван Васильевич рассказывает своим собеседникам об одном произошедшим с ним случае, «от чего переменяется и направляется вся жизнь человека».

В последний день масленицы Иван Васильевич находился на балу, где он танцевал с Варенькой – девушкой, в которую он был влюблен. На этом же балу был и отец Вареньки – Петр Владиславич, к которому Иван Васильевич отнесся весьма положительно. После бала Иван Васильевич, которому не удавалось заснуть, отправился на улицу. Герой стал свидетелем того, что Петр Владиславич командует экзекуцией. Этот факт поменял отношение Ивана Васильевича к Петру Владиславичу, вскоре герой отказался и от любовных чувств к Вареньке. Увидевший страшные картины жестокости, которой управлял Петр Владиславлич, Иван Васильевич ощутил следующее: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Л.Н. Толстой показывает внутренние изменения Ивана Васильевича, которые произошли после одного случая. Будучи типичным представителем светского общества, Иван Васильевич меняет свое мировоззрение. Увиденные картины, связанные с Петром Владиславичем, открыли Ивану Васильевичу глаза относительно светского общества, представителем которого он был. Главный герой увидел, что за внешней красотой и великолепием светское общество скрывает пустоту и даже жестокость. Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, помогает ему бросить вызов жестокому и несправедливому обществу, отрицательные черты которого раньше он попросту не замечал. Один только случай из типичного представителя общества делает Ивана Васильевича человеком, который противопоставлен обществу. Как отмечает Иван Васильевич, после увиденного он не смог «поступить в военную службу, как хотел прежде». Он больше не мог благосклонно относиться к Петру Владиславичу и его дочери, как это было раньше.

Бал, который носит в повествовании символический характер, становится тем, что делит жизнь Ивана Васильевича на до и после. То, что наблюдает Иван Васильевич после бала, коренным образом меняет его жизнь и его мировоззрение.

 

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется внутреннему конфликту главной героини Катерины.

А.Н. Островский неслучайно вкладывает в уста своей героини рассуждения о ее прежней жизни. В драме показано, что внешние изменения, с которыми столкнулась Катерина, оказали огромное влияние на ее душу. Если раньше Катерина чувствовала себя счастливой, так как «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», то после замужества она чувствовала себя несчастной, так как в доме Кабановых ей не давали той свободы, к которой она привыкла и которую она так сильно ценила. Воспоминания о жизни в родительском доме, где ей «таково хорошо было», делают существование Катерины в доме Кабановых еще болезненней. С каждым днем Катерина чувствует себя более несчастной, одиночество и тирания Кабанихи до ужаса тяготят ее. Возможно, если бы Катерина родилась в Калинове и сразу же воспитывалась в соответствии с принципами «темного царства», то она бы реагировала на жизнь в Калинове не так болезненно, но Катерина воспитывалась свободной личностью, поэтому несвобода в доме Кабановых и в Калинове в целом не могла не сказаться на душе Катерины.

Сначала Катерина пытается подчиниться тем принципам, по которым живет город Калинов. Неравнодушная к Борису Катерина оказывается перед нравственным выбором: остаться верной мужу, которого она не любила, или отдаться любви человеку, в которого она была влюблена. Не сразу, душевно мучаясь от выбора, Катерина все же выбирает второй вариант, однако внутренний конфликт остается неразрешенным. Она тяготится тем, что нарушила традиции того патриархального общества, в котором она находилась. Душевные терзания во время встреч с Борисом и после приезда Тихона приводят Катерину в тому, что она признается мужу и его семье в измене.

После признания Катерина еще больше тяготится «жестокими нравами» города Калинова. Она больше не хочет жить той несвободной жизнью, которой жила все это время, находясь в доме Кабановых. После отказа Бориса сбежать вместе с ней Катерина задумывается о самоубийстве, а вскоре и совершает его. Самоубийство главной герои становится своеобразным бунтом против несправедливого и жестокого «темного царства», в котором не было место свободе и возможности развития индивидуальных черт. А.Н. Островский показывает, что Катерина долгое время пыталась привыкнуть к своей новой жизни, однако внутренние терзания не позволяли ей вести существование, которое ей было противно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: